Ирина Касьянова: «Дорогу осилит идущий»

Директор Иркутской филармонии рассказала об успехах и планах коллектива
Иркутская областная филармония в последние годы радует жителей родного города не только яркими выступлениями и фестивалями, но и амбициозными проектами. Ее коллективы получают признание у зрителей и профессионального сообщества в России и за рубежом. Однако в учреждении не собираются останавливаться на достигнутом и приступают к созданию полноценной оперы «Царская невеста», а также готовятся принять в 2022 году финал Международного конкурса оперных певцов «Бельведер». И это лишь самые яркие точки в насыщенной жизни коллектива. О том, чем живет сегодня Иркутская областная филармония, рассказала директор Ирина Касьянова. Напомним, что она уже два года возглавляет учреждение и как никто другой знает его нужды и проблемы, ведь до этого она четыре года была директором самого крупного коллектива филармонии — Губернаторского симфонического оркестра.

— Ирина Владимировна, знаю, что вы в этом году побывали на финале конкурса «Бельведер» в Юрмале. Расскажите о ваших впечатлениях.

— Впечатления самые приятные, ведь художественный руководитель нашего Губернаторского симфонического оркестра Илмар Лапиньш был не только членом жюри конкурса, но и главным дирижером заключительного концерта, где выступал наш иркутянин Андрей Данилов. Это огромная гордость и честь для всех нас, пусть он и не является штатным работником филармонии. Ведь это наше общее дело, поскольку задумка проведения отборочного тура «Бельведера» в Иркутске принадлежит Илмару Артуровичу. Президент этого конкурса — фрау Габор была в Иркутске два года назад. Она встречалась губернатором региона Сергеем Левченко, и они договорились, что финал «Бельведера» пройдет в Иркутске 2022 году, это решилось только в июне после финала. Кстати, мы ездили на конкурс с директором Иркутского музыкального театра Татьяной Мезенцевой еще и для того, чтобы посмотреть, как он организован. И могу сказать, что все было на высшем уровне. В финале принимают участие 147 человек. В жюри были 12 членов из Англии, Италии, Америки и России. Наш Андрей Данилов на заключительном концерте выступал десятым, но он стал первым, кто «порвал зал». Если у нас все получится, то Иркутск на неделю станет эпицентром оперной культуры всего мира.

— Победители иркутского тура ведь впервые достигают таких успехов в финале?

— Да, это так. Признаться, когда мы организовали отборочный тур «Бельведера», мы даже не понимали, кто к нам поедет. Разослали приглашения по филармониям, консерваториям, театрам, но сначала народ не очень откликнулся, видимо, не понимая уровня конкурса. Но успех Андрея Данилова в этом году доказал высокий уровень наших певцов. До этого с нашего отборочного этапа на финальный этап конкурса ездили Мария Тощева, Гейрат Шабанов, Ольга Жигмитова, Ольга Басова из Красноярска, солистка Михайловского театра в Санкт-Петербурге Светлана Москаленко. Однако Андрей Данилов первый вышел в финал. И пусть он стал дипломантом, но для нас это победа, ведь из 147 человек в финал вышло 16, и наш Андрей Данилов один из них!

— После приезда вы, как говорится, «с корабля на бал» — из Юрмалы в Бодайбо.

— Это очень важная для нас поездка, впервые за все годы существования нашего оркестра он отправляется в Бодайбо. Состоялась она благодаря нашему губернатору. Дело в том, что, когда пришли на встречу с ним рассказать про наши гастроли в Вене, он отметил, что нужно почаще ездить и по области. Да, наш коллектив с большим удовольствием ездит по области, а у Илмара Лапиньша вообще есть мечта поехать в Бодайбо. И вопрос решился буквально сразу.

— Это ведь дорогостоящий проект?

— Да, более 1 млн рублей. Причем мы летим не полным составом двумя самолетами. Грузовым бортом летят литавры и контрабасы, ведь в пассажирский салон они не входят. Было предложение отправить инструменты КАМАЗом, но мы испугались что машина может застрять в пути. Кстати, мы уже знаем, что бодайбинская публика очень тепло встречает артистов, ведь в мае туда ездили наши солисты с концертами в честь Победы. Они приехали в совершенном восторге! Сравнить это можно только с выступлением оркестра в Усть-Куте. После концерта мы зашли в магазин что-то купить, и нас окружил народ. Женщины плакали и говорили, что мы им устроили настоящий праздник. Особенно мне запомнились дочь с матерью, которая по комсомольской путевке приехала строить БАМ. Женщина сказала, что она не слышала оркестра 20 лет, ведь все эти годы она из Усть-Кута никуда не выезжала. Поэтому задача филармонии — прежде всего обслуживать Иркутскую область, и принципиальная позиция Илмара Лапиньша, который считает, что губернаторский оркестр должен обслуживать губернию.

— Вы упомянули про гастроли симфонического оркестра в Австрии.

— Мы очень гордимся нашим выступлением в январе в знаменитом «золотом зале» Венской филармонии. Зал на 1 700 мест был полон. Такого успеха никто не ожидал. Ведь наш министр культуры и архивов Ольга Стасюлевич встречалась с директором Русского дома в Вене Юрием Зайцевым, он был скептически настроен по поводу концерта и даже сказал: «Вы знаете, тут такая публика… они могут просто встать и уйти, если им не понравится, или не хлопать, так что вы будьте готовы к этому». Мы, конечно, крепко волновались после таких слов, но, к счастью, зрители даже аплодировали нам стоя, хотя это не принято в Вене. Директор зала сразу же пригласил нас выступить на следующий Старый новый год, а посол России в Австрии Дмитрий Любинский предложил пригласить телевидение для записи следующего концерта. Потом мне позвонил посол Румынии и спросил, что нужно сделать, чтобы привезти оркестр с такой же программой к ним. Есть даже идея транслировать его во все православные страны.

— Куда еще отправится в этом году оркестр?

— Моя личная гордость — приглашение на симфонический форум в Екатеринбурге. Это очень серьезное мероприятие, на которое съезжаются все директора филармоний, ведь форум приурочен к съезду Союза концертных организаций России. Но наш оркестр ранее туда не приглашали никогда. И как только я стала директором, то поехала к руководителю Свердловской филармонии Александру Колотурскому, и он исправил эту несправедливость. В итоге в октябре мы едем с концертом в Екатеринбург и будем там исполнять еще одну нашу гордость — симфонию Георгия Свиридова №1, которую записал только наш оркестр. Напомню, что мы издали партитуру и год у нас было эксклюзивное право на ее исполнение. Кроме того, два года подряд мы успешно выступали на Петербургском международном форуме, поэтому мы получили приглашение и в этом году. Оркестр поедет туда в ноябре, будем выступать в Мариинском театре.

— Правда ли, что в августе иркутских любителей оперы ждет яркое событие — премьера «Царской невесты»?

— Это так, но идея постановки не нова, ведь по всему миру ставят такие оперные спектакли на открытом воздухе. Напомню, что премьера спектакля состоится 18 августа в музее под открытым небом «Тальцы». Я очень благодарна художнику Александру Плинту, который согласился стать нашим сценографом, ведь это будет полноценный спектакль с декорациями, светом и звуком. Я понимаю, что мы в данном случае вступаем на территорию оперного театра.

— Но ведь открыть оперный театр в Иркутске еще одна мечта Илмара Лапиньша?

— А почему бы и нет, ведь оперный театр существовал у нас до 1917 года и был востребован. Я думаю наша публика этого достойна, ведь город, где появляется оперный театр, переходит на другой уровень культуры. Уверена, что тогда сюда подтянутся и профессионалы. Например, у нас есть выпускница колледжа им. Шопена Лера Маркелова, которую иркутяне могли услышать 20 июня на нашем «Вечере летнего вальса». Она написала письмо президенту Владимиру Путину о том, что она хочет жить и работать в Иркутске в оперном театре, что публика и город к этому давно готовы. Письмо переадресовали в наше министерство культуры, но ее это не устроило, и она сказала, что она будет писать до тех пор, пока у нас не построят оперный театр. Ведь это здорово, что такая активная и позитивная молодежь хочет вернуться на родину. Ведь, как говорится, где родился там и пригодился.

— Это будет постоянный спектакль или разовая акция?

— Тратить такие значительные средства и делать это разово нецелесообразно. Скорее всего, мы его покажем несколько раз. Однако в постановке будут петь приглашенные певцы. Если вы помните, в 2011 году у нас уже было концертное исполнение оперы «Царская невеста» совместно с Центром оперного пения Галины Вишневской. Иркутяне впервые услышали певцов Анастасию Привознову и Алексея Тихомирова. Тогда они были никому не известны, а сейчас прославлены на весь мир. Анастасия Привознова споет Марфу, а Любашу исполнит приглашенная солистка Большого театра Виктория Каркачева. Также в спектакле будет занят Сава Хостаев, который участвовал в иркутском туре «Бельведера». Сейчас он солист молодежной труппы Мариинского театра. Из иркутских солистов в опере принимают участие Мария Тощева и Екатерина Переверзева, наш симфонический оркестр, камерный хор и патриарший хор «Знамение». Репетиции уже идут. Сейчас в «Тальцах» идет подготовительная работа. Изюминкой оперы будут реалистичные декорации — башни Илимского острога. По задумке маэстро Лапиньша, закат тоже будет играть не последнюю роль в постановке.

— В этом году у вас появился новый коллектив, расскажите о нем.

— Это оркестр русских народных инструментов, презентация которого состоялась в марте. Коллектив уже выступил в селе Анге с большим успехом, и я думаю, что он будет много гастролировать по области. Кстати, чтобы нам было легче перемещаться правительство области выделило деньги на приобретение автобуса. Это сделает нас очень мобильными, ведь у нас еще есть и камерный хор, который также очень любят в области.

— Раньше вы были исключительно творческим директором, не заедает ли вас сейчас быт?

— Признаюсь, когда я принимала предложение возглавить филармонию, первое, что меня смущало, — это хозяйственная деятельность, а сейчас я даже начала испытывать удовольствие, решая технические проблемы нашего учреждения.

— А проблем много?

— Хватает, например, сейчас мы выходим на тендеры по благоустройству и ремонту нашего органного зала, которому в этом году исполняется 40 лет. Нам уже выделено финансирование на замену окон, ворот, дверей, благоустройство территории, усиление фундамента. Мы уже начали реставрацию центральной двери, стоимость которой составляет 500 тыс. рублей. Потом будет сделана дренажная система, благоустроен двор, в котором появятся газоны, дорожки, скамейки. Под здание будет подведен железобетонный фундамент. Я как руководителю себе дала три года на то, чтобы полностью поменять в органном зале окна, электрику, сантехнику, ведь современному человеку нужен не только высокий уровень концертов, но и бытовой комфорт.

— В порядке ли сам орган?

— Пока да, но следующая наша задача — покупка мотора для органа, который уже имеет большой износ. Возможно, мы даже объявим акцию среди горожан по спасению органа.

Кстати, в следующем году мы отмечаем 80 лет филармонии, концертный зал которой также расположен в аварийном здании. Мы создаем новые коллективы, а помещение не меняется — гримерных комнат здесь как не было, так и нет. Но зал у нас нарасхват,

— Тем более тогда непонятно заявление, что в Иркутске строить концертный зал нецелесообразно.

— Нас эта весть очень огорчила. Не понятно, почему иркутяне не достойны концертного зала, но мы не будем опускать руки и, возможно, докажем, что он нам не просто нужен, а необходим.

— Ирина Владимировна, в этом году мы отмечаем юбилей комсомола. Знаю, что вы тоже состояли в этой организации. Расскажите, каким качествам она вас научила?

— Комсомол научил труду, дисциплине, верить в себя, ставить и осуществлять цели, несмотря на трудности. Что нужно двигаться вперед и только вперед, ведь дорогу осилит идущий.

Поздравляю славный комсомол со 100-летием!

Елена Орлова