Инвестиции в праздник

Декабрь — жаркая пора для бизнеса на новогодних подарках. Порадовать хочется не только родных и близких людей, но и деловых партнеров и клиентов. Представители рынка бизнес–сувениров заверяют: резкого падения спроса на новогодние корпоративные презенты в этом году не отмечается. Однако нестабильность в экономике страны все же накладывает отпечаток: отдельные компании Иркутска переориентировали свои заказы на более дешевые сегменты.

Бизнес–подарки можно разделить на три категории: для дорогих партнеров и клиентов, подарки средней ценовой категории и раздаточный материал для потенциальных клиентов. В каждой из них уже сложились традиционные предпочтения

Новые фишки старой идеи

Современный деловой этикет немыслим без бизнес–сувениров. Они позволяют устанавливать прочные деловые связи, выражать уважительное и доброжелательное отношение к партнерам, создавать имидж компании. Этот постулат остается неизменным многие годы. Но все же некоторые изменения на рынке бизнес–сувениров происходят. Как отмечают участники рынка, предпочтения заказчиков зависят чаще всего от креативности маркетологов и выделенного на эти цели бюджета фирмы. Исполнительный директор рекламно–производственной компании FIVE STARS MEDIA Анна Дмитриева рассказывает, что последние пять лет — начиная с кризиса 2008 года — «новогодняя» строка расходов компаний Приангарья планомерно сокращается. «Все хотят сэкономить, это однозначно, но в то же время и удивить. Исходя из этих условий, мы и пытаемся каждый раз найти наиболее интересный и подходящий по деньгам вариант», — говорит она.

В иркутских компаниях, специализирующихся на бизнес–сувенирах, рассказывают, что с активным развитием данного рынка серьезно изменилось само понятие «сувенира». Сегодня любой аксессуар, имеющий достаточную поверхность для нанесения, может стать «подарком», отвечающим целям продвижения бренда.

Но все же, составляя своеобразный рейтинг того, что предпочитают дарить иркутские компании, рекламщики особо выделяют сегмент «высоких технологий». Считается, что USB–хабы, веб–камеры, картридеры, флэшки и другие девайсы, работающие от USB порта, — будут активно использоваться получателями, а значит, сувенир по максимуму сыграет на узнаваемость бренда, что от него и требуется. В этой же группе и другие гаджеты, которые просто забавны сами по себе. Например, ручки, проверяющие подлинность банкнот, или брелоки с функцией проверки наличия алкоголя в крови.

Другая уже прочно утвердившаяся на рынке тенденция — тематические подарки, адресованные представителям определенных сфер деятельности и отраслей промышленности. Анна Дмитриева рассказывает, что только в практике ее компании достаточно часто встречались такие тематические заказы: например, капля нефти из шоколада с логотипом нефтяной компании, тульские пряники по заказу предприятия пищевой отрасли или освежители воздуха для автомобилей от сети АЗС. Строители, по словам директора рекламной компании «Медиа Информ» Сергея Иоффе, традиционно просят в качестве раздаточных подарков для потенциальных клиентов брелоки в виде домиков, измерительной рулетки, с изображением касок.

Повторяется ситуация 2008 года, кризисного, как и этот. Клиенты экономят как на общем объеме заказов, так и на ассортименте. При этом надо понимать, что наши поставщики также поднимают цену на продукцию. Последнее произошло в ноябре.

Однако, по опыту этого года, иркутские компании все же чаще останавливаются на стандартных подарочных наборах: канцелярские принадлежности, сладости и чай, а также элитный алкоголь. «Правда, если раньше котировались обычные плитки в 100 грамм, то сейчас мы стараемся тот же шоколад обыграть в виде поздравительных открыток, — говорит Анна Дмитриева. — Но на самом деле клиенты сегодня больше делают акцент на упаковку подарка, а не на оригинальность его содержания. Понятно, что подарочные товары как минимум обозначены логотипом компании–заказчика, но мы также разрабатываем и индивидуальный дизайн подарочных наборов».

Еще один принцип, которого стараются придерживаться клиенты при выборе подарка — это его «долговечность». «Важно, чтобы этим подарком можно было пользоваться в течение всего года. Чай выпьют, но кружка останется и будет напоминать бизнес–партнерам о дарителях. Также и с привычными ручками, блокнотами, календарями и другими подобными товарами», — рассказывает Анна Дмитриева.

Сергей Иоффе также подчеркивает: спрос на канцелярские принадлежности в качестве новогоднего подарка сохраняет свои высокие позиции — чаще всего заказывают на подарки ежедневники, записные книжки, ручки и флэшки с нанесением, настольные наборы. «Бизнес–подарки можно разделить на три категории: для дорогих партнеров и клиентов, подарки средней ценовой категории и раздаточный материал для потенциальных клиентов. В каждой из них сложились уже традиционные предпочтения», — говорит Сергей Иоффе.

Подсчитать средние затраты на подарки для партнеров представители сувенирной индустрии не решаются. Слишком все индивидуально. «Каждая фирма тратит исходя из своих возможностей. Кто–то может ограничиться ежедневниками и ручками, кто–то желает заказывать дорогостоящие подарочные комплекты. Дарить ведь можно бизнес–сувениры, относящиеся к предметам роскоши: часы, ручки из качественных и редких металлов, настольные наборы», — отмечает Анна Дмитриева.

Среди оригинальных, запоминающихся, но недешевых презентов в компании предлагают, например, элитный алкоголь в изготовленной по индивидуальному макету таре. Изделие разрабатывается дизайнерами, прорисовывается и просчитывается конструкторами. Появляется особая форма, надписи, вензеля. Эксклюзивная бутылка вкупе с элитным алкоголем стоит дорого, но оправдывает потраченные на нее средства. Ее приятно просто подержать в руках, показать другим, поставить на видное место.

При этом негативные тенденции из–за общей нестабильности в экономике, без сомнения, сказались и на этом секторе рынка. В одной из рекламно–производственных компаний Иркутска рассказали, что отмечается переориентация отдельных клиентов на более дешевые варианты подарков. «Те, кто заказывал в прошлом году ежедневники, в этом остановились только на календарях. Но это скорее единичные случаи и зависят целиком от специфики работы заказчика», — заметили в компании, не пожелав озвучивать свое имя в СМИ. Сергей Иоффе также соглашается: «Повторяется ситуация 2008 года, кризисного, как и этот. Клиенты экономят как на общем объеме заказов, так и на ассортименте. При этом надо понимать, что наши поставщики также поднимают цену на продукцию. Последнее произошло в ноябре».

Эх, погулять

Клиенты компаний, занятых рекламным бизнесом, в один голос заверяют, что существенного сокращения затрат на новогодние бизнес–подарки в этом году не проводилось. «От дорогих корпоративных подарков бизнес–партнерам мы уже давно отказались. У нас компания социальной сферы, и тратить деньги на эти цели мы решили лишним», — рассказывает руководитель пресс–службы ОАО «Иркутская энергосбытовая компания» Татьяна Распопова. Но она же признает, что в этом году новогодним подаркам было уделено особое внимание, ведь компания отмечает 65–летний юбилей: «Мы будем дарить небольшую книгу «Энергетика в деталях», которая совмещает в себе и небольшие рассказы о том, из чего складывалась иркутская энергетика, и календарь».

Татьяна Распопова вспоминает, что большой популярностью пользовались небольшие медные брелоки с изображением корпоративного мультгероя «Лучика». «Он существует уже лет 10, и сейчас нас просят восстановить брелоки с ним, видимо, будем воскрешать традицию», — говорит она.

Не произошло сокращения затрат на новогодние бизнес–подарки и в компаниях продовольственного, строительного секторов, дилерских центрах, опрошенных редакцией. «Сокращений нет, все осталось как минимум на уровне прошлого года, — рассказывает маркетолог автосалона «Лексус–Иркутск» Виктория Тихонова. — В этом году, например, новогодним сюрпризом от дилера станут конфеты ручной работы из Казани, оформленные в корпоративную упаковку с индивидуальными пожеланиями. Эти подарки будут выдаваться клиентам при покупке автомобиля».

Иркутскую тенденцию легко поясняют аналитики: действительно серьезного негативного влияния на рынок бизнес–подарков ожидать не стоит. Экономия на бизнес–сувенирах не столь велика, удар же по имиджу может быть более существенным: клиенты обязательно заметят, что не получили традиционного подарка на Новый год. К тому же, уверены эксперты, подарок станет едва ли не самым экономичным и уникальным сообщением рынку в кризисные времена, что у компании все хорошо. Не воспользоваться им как минимум странно.