Инструмент в руках дирижера

Губернаторский симфонический оркестр: прошлое, настоящее, будущее
Ни один город не может претендовать на статус высококультурного, если в нем не играют симфоническую музыку. В Иркутске это уже более полувека делает Губернаторский оркестр Иркутской областной филармонии, который очень быстро наращивает профессионализм и продолжает ставить перед собой амбициозные задачи. Главную роль в этих процессах всегда играет дирижер, который является и художественным руководителем коллектива. О прошлом, настоящем и будущем ведущего музыкального коллектива Иркутской области — в материале Антона Кокина.

Оркестр — инструмент в руках дирижера. именно от дирижера зависит, как звучит оркестр и что он играет. Фото Евгения Козырева

«Заметное оживление»

Как известно, симфонический оркестр областной филармонии возник в 1958 году. Однако немногие знают (или помнят), что к тому времени иркутская публика уже привыкла слушать симфонии в исполнении оркестра Иркутского радиокомитета не только по радио, но и на открытых площадках города и даже за его пределами. Так, в частности, симфонический оркестр радиокомитета давал концерты и в областной филармонии, которая была образована в 1939 году, а обзавелась собственным залом только в 1950 году. Существовавший тогда оркестр в 1953 году был распущен, и у филармонии возникла необходимость обзавестись собственным симфоническим коллективом. Началом его образования можно считать январь 1957 года, когда бывший дирижер оркестра радио возглавил небольшой коллектив филармонии по приглашению ее руководства. Как писала в своей книге-монографии «Музыкальная культура Иркутска» Ирина Харкеевич, «с января 1957 по апрель 1958 г. новый коллектив внес в музыкальную жизнь города заметное оживление».

Но официальной датой возникновения оркестра областной филармонии все же является осень 1958 года, когда во главе коллектива из 50 музыкантов — выпускников высших учебных заведений страны встал воспитанник Ленинградской консерватории, лауреат Всесоюзного фестиваля Игорь Соколов в качестве главного дирижера. Первым произведением, сыгранным под его управлением, была 40-я симфония Моцарта.

Тогда же, по мнению Ирины Харкеевич, наметились три основные тенденции в развитии оркестра: стремление разнообразить исполняемые сочинения для знакомства слушателей с музыкальными новинками; участие в симфонических концертах местных молодых исполнителей; работа оркестра с приглашенными дирижерами.

Так, в первые пять лет работы оркестра аудитория филармонии услышала 2-ю и 3-ю симфонии Чайковского, несколько симфоний Шостаковича, 1-ю симфонию Скрябина и 7-ю Прокофьева, Четвертый фортепианный концерт Бетховена, Рапсодию на тему Паганини Рахманинова и другие произведения.

Этапы развития симфонического оркестра, как принято считать, совпадают с работой в нем главных дирижеров. «Оркестр — это инструмент в руках дирижера, — говорит художественный руководитель Иркутской областной филармонии Марина Токарская. — Именно от дирижера зависит, как звучит оркестр и что он играет».

Второй период истории оркестра связан с именем Виктора Барсова, который возглавлял коллектив в период с 1965 по 1970 год. «С ним было очень интересно работать, потому что он делал премьеры современных симфонических произведений, — рассказывает музыкант Римма Граблевская, пришедшая работать в симфонический оркестр филармонии в 1967 году. — При нем состоялась премьера Первой симфонии Окунева. На концерте присутствовал и сам композитор. Или, например, мы играли произведение грузинского композитора Феликса Глонти, который тоже приезжал на премьеру».

Римма Граблевская была принята в оркестр после окончания музыкального училища. Прервав работу в нем только на учебу в консерватории, она работает в оркестре до сих пор. Еще ребенком она приходила слушать симфонические концерты в филармонию и мечтала когда-нибудь играть на этой сцене. Сегодня она уже не может и вспомнить, сколько выступлений было у нее за более чем 40-летнюю практику. Она играла под руководством всех главных дирижеров, которые работали за всю историю филармонии в оркестре. «Даже с Игорем Соколовым, который тогда уже не был главным дирижером, но продолжал время от времени дирижировать оркестром», — рассказывает она.

Третьим по счету главным дирижером оркестра стал выпускник Киевской государственной консерватории, лауреат Всесоюзного конкурса дирижеров в Киеве Эдуард Гульбис. С его именем связано повышение художественного уровня, потому что в этот период оркестр берет в работу действительно сложные философские произведения, такие как Десятая симфония Малера или драматическая легенда «Осуждение Фауста» и симфония «Гарольд в Италии» Берлиоза.

Обозначенные тенденции так или иначе были присущи и последующим дирижерам: Евгению Цирлину, руководившему оркестром с 1979 по 1990 год, и Олегу Звереву, который возглавлял оркестр с 1990 по 2009 год. В первую очередь это касается впервые исполняемых произведений. В частности, благодаря Олегу Звереву в 1998 году в Иркутске состоялась мировая премьера мистерии композитора Александра Сойникова «Роза мира» по одноименному произведению писателя Даниила Андреева. Но, кроме премьер, вместе с коллективом дирижер сделал и еще кое-что очень важное. «Благодаря Олегу Звереву оркестр получил возможность ездить в зарубежные гастроли, — рассказывает Марина Токарская. — Понятно, что в результате гастрольные поездки оплачиваются из областного бюджета, но и дирижер играет в этих делах далеко не последнюю роль». По словам худ­рука филармонии, как раз в этот период коллектив активно ездил с гастролями в Германию и Швейцарию, где был очень тепло встречен публикой. «Поездки для оркестра очень важны, — говорит Марина Токарская. — После гастролей по Европе произошел серьезный профессиональный скачок».

Вперед — в оперу

1 августа 2009 года на должность главного дирижера и художественного руководителя Губернаторского симфонического оркестра Иркутской областной филармонии назначен заслуженный деятель искусств России Илмар Лапиньш. Несмотря на то что родился в Латвии, учился в Ленинградской консерватории и возглавлял Венский новый камерный оркестр, для иркутского оркестра это человек знакомый. В 2011 году исполнилось 40 лет с момента первого сотрудничества дирижера с иркутским коллективом. В далеких 70-х Илмар Лапиньш довольно активно дирижировал иркутским оркестром и даже гастролировал с ним по области.

Важной частью работы Губернаторского симфонического оркестра с первых дней его существования является концертное исполнение крупнейших шедевров оперного искусства. Илмар Лапиньш сконцентрировал свое внимание именно на этой части творчества — с его приходом симфонический оркестр стал активно разучивать оперный репертуар. «Губернаторский оркестр не оперный, в этом есть как минусы, так и плюсы, — говорит Илмар Лапиньш. — Минус в том, что музыканты, может быть, не так хорошо знают оперный репертуар, но плюс в том, что исполнение оперных произведений не превратилось для них в рутину».

Так, только в прошедшем сезоне благодаря главному дирижеру в Иркутске состоялись сразу несколько значимых концертов. Среди них «Искусство бельканто», в программе которого прозвучали арии из лучших опер итальянских композиторов; концертное исполнение оперы «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова совместно с солистами Центра оперного пения Галины Вишневской. Но главным детищем маэстро Лапиньша на сегодня является фестиваль молодых вокалистов «Дыхание Байкала», который прошел в Иркутске при поддержке министерства культуры и архивов Иркутской области в начале июня. Фестиваль познакомил иркутскую публику с перспективными вокалистами ведущих российских и зарубежных оперных сцен. Естественно, аккомпанировал певцам губернаторский оркестр. Кроме того, в рамках фестиваля прошло еще одно, не менее знаменательное событие: отборочный тур международного Венского конкурса вокалистов имени Ханса Габора Belveder, участие в котором ежегодно принимают более 3 тыс. вокалистов всего мира.

— У меня есть мечта: чтобы в Иркутске открылся оперный театр. Я об этом не только мечтаю, но и кое-что стараюсь делать. Наряду с музыкальным театром в Иркутске должен существовать и оперный театр. Я его вижу как филармонический театр оперы, потому что, если он возникнет, он будет базироваться на губернаторском оркестре и солистах областной филармонии, — говорит Илмар Лапиньш. — Я надеюсь, что наш фестиваль приведет к открытию оперного театра в Иркутске в 2017 году.

По словам дирижера, оркестр продолжит работу по освоению оперного наследия и в будущем сезоне: уже известно, что в феврале 2012 года состоится премьера оперы «Риголетто» Джузеппе Верди, а в мае — «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова.

Губернаторский статус

В 1997 году Иркутский симфонический оркестр приобрел статус губернаторского. «Оркестр стал называться губернаторским благодаря первому всенародно избранному губернатору Иркутской области Юрию Абрамовичу Ножикову. Он был не просто любителем, а настоящим ценителем высокого искусства, — рассказывает директор иркутского симфонического оркестра Ирина Касьянова. — Юрий Абрамович посещал все хоть мало-мальски заметные концерты. И благодаря ему у музыкантов появлялись квартиры, покупались инструменты, в оркестр приглашались новые солисты».

Инициатива назвать оркестр губернаторским исходила от самого Юрия Ножикова, потому что этот статус давал музыкантам особые льготы, а все возникающие у оркестра проблемы решались с помощью руководства области значительно проще. Стоит заметить, что такой статус областного оркестра почти уникален — в ближайших регионах нет ни одного оркестра, который бы носил статус губернаторского. Но, кроме надбавок к зарплате музыкантов, на сам коллектив это звание накладывает и серьезную ответственность. Потому что Губернаторский симфонический оркестр является брендом и всей Иркутской области.

15 июня на сцене областной филармонии прошел концерт памяти Юрия Ножикова в годовщину его смерти. Губернаторский оркестр исполнил музыку, которую любил бывший глава области.

После смерти Ножикова последующие губернаторы не проявляли такой отеческой заботы об оркестре. По словам работников филармонии, ситуация изменилась с приходом Дмитрия Мезенцева — оркестр вновь стал чувствовать поддержку главы области. По словам директора оркестра, «у губернатора есть понимание, что оркестр надо не только сохранять, но и развивать».

— Во-первых, при нем оркестр впервые получил губернаторскую премию. Во-вторых, были куплены два новых, самых дорогостоящих инструмента: валторна и фагот, которые без сторонней помощи приобрести, конечно, не удалось бы. Фагот обошелся нам в один миллион 200 тысяч рублей, причем еще не самый дорогой, а валторна — в 650 тыс. рублей, — рассказывает Ирина Касьянова. — Уже принята и одобрена областная программа по сохранению и развитию симфонического оркестра на 2011-2013 годы. Благодаря этому у нас появилась возможность не только купить новые инструменты, но и качественно улучшить состав музыкантов. Очень важно приглашать молодых талантливых музыкантов, потому что на данный момент оркестр достаточно возрастной. И нам, конечно, необходим прилив свежей молодой крови — это всегда очень хорошо влияет на оркестр.

Прилив крови уже начался. Примером может служить приезд молодого музыканта Данилы Янковского из Новосибирска. В свои 28 лет он уже успел окончить Новосибирскую консерваторию, поучиться в Германии и поработать там в Симфоническом оркестре наций, стать лауреатом нескольких международных конкурсов. «Я подписал контракт с иркутской филармонией в марте этого года и абсолютно не жалею, — рассказывает молодой музыкант. — Здесь я получил возможность реализовываться по максимуму — этому способствуют и главный дирижер Илмар Лапиньш, и директор филармонии Дмитрий Поблинков. Здесь очень профессиональные музыканты, и хотя пока оркестр, наверное, не входит в пятерку лучших в России, но может дать фору многим другим оркестрам более крупных городов Сибирского федерального округа. Я родом из Новосибирска, и могу точно сказать, что иркутский оркестр развивается в профессиональном плане в разы быстрее новосибирского. Конечно, максимум усилий для этого прилагает главный дирижер».

Антон Кокин