Иностранцам вход заказан

На протяжении нескольких лет обсуждается вопрос строительства пограничного перехода Монды (Бурятия) — Ханх (Монголия), открытие которого позволит организовать единый туристический маршрут «Хубсугул — Байкал». В условиях развития экологического и приключенческого туризма, к которому все больше проявляют интерес туристы из Европы, тема создания единого туристического пространства Байкало-Монгольской Азии особенно актуальна. Поток туристов в Иркутскую область за счет введения нового маршрута может значительно увеличить поток туристов из Иркутской области в Монголию и наоборот. Однако пока на пропускном пункте пересечение границы гражданами третьих стран не предусмотрено межправительственным соглашением между Россией и Монголией.

Пропускная способность перехода Монды–Ханх остается низкой. Фото Евгения Козырева

Вопрос открытия остается открытым

О необходимости создания единого туристического пространства за счет «братьев-близнецов» — озер Хубсугул и Байкал — не раз заявлял бывший губернатор Приангарья Борис Говорин, в том числе в августе 2003 года, когда на пограничной заставе в Мондах его и президента Бурятии Леонида Потапова встречал монгольский премьер-министр (а ныне президент Монголии) Намбарын Энхбаяр. Позже уже послом РФ в Монголии господином Говориным было отправлено письмо в российское правительство с просьбой ускорить процедуру присвоения пункту статуса многостороннего перехода. Но, выражаясь словами иркутских туроператоров, «воз и ныне там». «Последние лет десять тема пограничного перехода «Монды — Ханх» поднимается каждый раз, когда приближается пик туристического сезона, — говорит генеральный директор турфирмы «Грин Экспресс» Вадим Копылов, — глубину этой проблемы понимают региональные власти, вопрос обсуждался на федеральном уровне, но до сих пор остается нерешенным».

Впечатляющий маршрут

Туристы, которые посещают Байкал, чаще всего отправляются на Хубсугул через Улан-Батор, делая крюк в 2 тыс. км. Из столицы Монголии они летят рейсом до Мурэна или Хатгала. Особо романтичные путешественники отправляются на Хубсугул из Улан-Батора по гравийной дороге, преодолевая 800 км за полтора-двое суток. Проезд через ближайшие пограничные переходы в Бурятии Кяхта — Алтан-булак и Наушки — Сухэ-Батор может увеличить время в пути более чем на сутки. Гораздо ближе и удобнее до озера Хубсугул добираться из Иркутска через поселок Монды. По хорошей асфальтированной дороге расстояние в 300 км можно преодолеть за 6-7 часов вместе с переходом через границу. Маршрут проходит через знаменитую Тункинскую долину, по пути можно посетить Нилову пустынь. По словам Вадима Копылова, эти места богаты не только уникальными природными пейзажами, но и представляют большую этнографическую ценность. «В Тунке в отличие от Байкала предостаточно объектов шаманизма и буддизма, — говорит Копылов, — плюс к этому минеральные источники, которые, кроме Аршана, есть на каждом шагу».

На самом Хубсугуле туристов встречает дикая и суровая красота озера и высокие горы, величественная глухая тайга и широкие степи. В Хубсугуле, как говорят знатоки, рыбу можно ловить на пустой крючок и голыми руками, кроме этого туристов здесь ожидают конно-верховые маршруты, сплавы, дайвинг.

Таким образом, в условиях создания единого маршрута «Хубсугул — Байкал» иностранные туристы в полной мере смогут воспользоваться новым турпродуктом, который вберет в себя экологический, экскурсионно-познавательный и лечебный туризм. В то же время возрастет его популярность как экзотического событийного туризма среди местных автолюбителей.

Иркутско-монгольский туризм

Сегодня только 20% туристов прибывает в Приангарье для знакомства с регионом, остальные транзитом направляются в путешествия по трансграничным туристским коридорам Китай — Монголия — Россия или Европа — Дальний Восток. Так, гости из Японии, Кореи и других стран Юго-Восточной Азии, побывав в Монголии, далее следуют в Россию и Европу. В свою очередь, западные туристы после посещения Монголии отправляются далее в Китай. Экономические отношения между Азией и Европой с каждым годом становятся все более интенсивными. Вместе с увеличением грузопотоков повышается туристическая привлекательность азиатских стран.

По данным погрануправления ФСБ России по Бурятии и Читинской области, суточная пропускная способность автомобильного пункта пропуска в Мондах составляет до 100 человек и 25 транспортных единиц. Реально переход способен пропускать лишь несколько десятков туристов в день.

Цивилизованный пляжный отдых поднадоел европейцам, в связи с чем они проявляют больший интерес к приключенческому туризму. Монголия притягивает иностранных туристов своей новизной. Открытие международного пограничного перехода «Монды — Ханх», по мнению туроператоров, расширит участие Монголии в международном туристическом обороте и повлияет на рост прибыли Иркутской области за счет развития туризма. «В первую очередь, это выгодно для нашего региона, — говорит Вадим Копылов. — В то же время население северной части Монголии, где находится Хубсугул, возлагает на открытие международного пункта перехода в Мондах большие надежды — им неоткуда больше ждать повышения уровня жизни». Генеральный директор «БайкалДискавери» Алексей Никифоров уверен, что после присвоения погранпереходу в Мондах международного статуса уже через год количество туристов значительно возрастет. «За счет событийного туризма, «Зимниады», к примеру, в связке с Монголией в «низкий» сезон мы смогли бы увеличить туристический поток в Иркутскую область на 25%», — считает господин Никифоров. Кроме того, по его словам, появятся новые возможности для развития туристической отрасли в Тункинской долине и Слюдянке, к которой сегодня потерян интерес.

Отдельного внимания, по мнению Алексея Никифорова, заслуживает вопрос антропогенной нагрузки на туристическую рекреационную зону озера Хубсугул. По его словам, не все российские туристы соблюдают правила национального парка — разводят новые кострища, оставляют мусор, уже сегодня превышена норма потребления воды. Чтобы Хубсугул «не превратился в лужу», считает господин Никифоров, нужно озаботиться всем этим уже сегодня. Чтобы не допустить массовой вырубки леса, параллельно с открытием международного перехода должна решаться проблема замены печей-буржуек на более экономичные. На Хубсугуле кроме юрт появляются благоустроенные базы, но в этой ситуации важно «не повторить Листвянку». По словам Вадима Копылова, опасения по хаотичной застройке действительно существуют, но в целом бояться нечего, потому что озеро Хубсугул расположено на территории национального парка и «монголы достаточно серьезно регулируют нарушения своим законодательством».

Тернистый путь на Хубсугул

В настоящее время, как отмечают туроператоры, Монголия открыта для туристов. Постоянный безвизовый режим предусмотрен для граждан Израиля, США и ряда других стран. Однако, как сообщили в Генеральном консульстве Монголии в Иркутске, в определенный период времени безвизовый режим будет вводиться и для других стран. Впрочем, трудностей с получением визы в Монголию не возникает. Однократную визу (сроком пребывания до 30 дней) можно оформить в течение семи рабочих дней за 900 руб., при этом чем короче срок получения визы, тем она дороже. Например, оформление визы в Монголию за сутки обойдется в 3150 руб. Причем иностранные туристы могут получить визу не только в консульских отделах посольств Монголии в зарубежных странах, но и в монгольском посольстве в Москве, а также в генконсульствах страны в Иркутске и Улан-Удэ. Визовую поддержку также оказывают туристические компании, в том числе и местные.

Однако пока интересную для зарубежных туристов программу пребывания на озерах Байкал и Хубсугул, разработанную туроператорами Иркутской области и Бурятии, осуществить невозможно. Более того, на переходе в Мондах с трудностями сталкиваются и российские граждане. Часы работы КПП — с 10.00 до 17.00, в субботу, воскресенье и праздничные дни контрольно-пропускной пункт отдыхает. По данным погрануправления ФСБ России по Бурятии и Читинской области, суточная пропускная способность автомобильного пункта пропуска в Мондах составляет до 100 человек и 25 транспортных единиц. Реально переход способен пропускать лишь несколько десятков туристов в день, туроператоры отмечают, что в пик сезона на переходе через границу скапливаются очереди. Особенно «везет» путешественникам, если перед ними проверку проходят монгольские челноки.

На очередном заседании парламентской Ассоциации прибайкальских регионов в июле текущего года спикер Законодательного собрания (ЗС) области Виктор Круглов предложил профинансировать обустройство погранперехода за счет бюджета областей. «В планах таможенной службы строительство международного перехода намечается через несколько лет, — отметил господин Круглов, — нужно обратиться к правительству с просьбой разрешить построить необходимую инфраструктуру за счет заинтересованных регионов. Мы готовы предусмотреть в бюджете на 2008 год необходимые средства». По словам Виктора Круглова, Монголия готова финансировать возведение перехода со своей стороны, создание инфраструктуры Читинская, Иркутская области и Бурятия должны взять на себя.

Проблемы обустройства

Дело в том, что пограничный переход в предгорье Восточных Саян является федеральным объектом, что не позволяет на его обустройство выделять средства из бюджета нижнего уровня, в данном случае из регионального. По словам директора областного департамента экономики Александра Анчугина, объект на территории республики Бурятия не может быть профинансирован за счет средств регионального бюджета, другое дело, если бы на обустройство инфраструктуры пропускного пункта были привлечены инвестиции.

По мнению Вадима Копылова, вопрос открытия погранперехода «Монды — Ханх» скорее бюрократический, чем материальный:

— Техническое усовершенствование пограничного перехода не требует больших затрат даже с учетом увеличения штата монголы уже построили новое здание терминала и ждут решения с российской стороны, нам необходимо ускорить этот процесс. Обустройство пропускного пункта требует значительных вложений, поскольку к этому вопросу нужно подходить комплексно. «Существует проблема с энергообеспечением, «Бурятэнерго» не справляется с объемами, альтернативного источника нет, поэтому даже если оснастить КПП новыми компьютерами, они могут в любой момент отключиться, и тогда никого не пропустят», — говорит господин Никифоров.

По мнению редактора журнала «Открытый мир» Владимира Бережных, к строительству международного перехода федералы не приступили до сих пор, потому что не видят пока целесообразности в планах увеличения потока туристов. В региональном управлении внешнеэкономической деятельности департамента экономики сообщили, что обладминистрация поддержала республику Бурятия в ускорении финансирования обустройства КПП «Монды — Ханх», направив соответствующее обращение главы региона Александра Тишанина в федеральный орган. Однако в рамках действующей федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 гг.)» средства на обустройство данного пункта пропуска не предусмотрены.