Инновационный потенциал иркутского кирпича

Строительная отрасль, несмотря на объяснимый рядом причин спад в последние годы, продолжает работать. А значит, как и прежде, нуждается в материалах, технологиях. Причем таких, которые были бы привлекательны по экономическим соображениям, но не уступали в актуальности дорогостоящим привозным аналогам. К счастью, в регионе есть производители, способные удовлетворить такие запросы. О развитии Иркутского керамического завода рассказывает генеральный директор Алексей Игнатенков.

— Прежде вы обращали внимание на то, что дома строятся из разных материалов, а стоят одинаково. Как вы сами это объясняете?

— Нас в свое время несколько беспокоила тенденция растущего строительства панельных домов и широкого использования пеноблоков. Теперь наше спокойствие можно считать восстановленным — спрос на кирпич меняется только в сторону увеличения. Я сам постоянно интересуюсь новыми видами строительных материалов, в частности быстровозводимыми домами по канадской технологии. Да, кирпич обходится дороже, и строительство кирпичных домов более трудоемкое, но чем вещь полезнее, тем она ценнее.

— Судя по всему, вы усиливаете специализацию предприятия на декоративном, в том числе цветном кирпиче. Оправдываются ли здесь ваши маркетинговые ожидания?

— Мы не начинаем подготовку производства без основательной уверенности в достаточном спросе. Выпуск разноцветных кирпичей — персиковых, желтых и других — пока происходит на уровне экспериментальных партий. Здесь сказывается то обстоятельство, что любому кирпичу нужно отстояться, во избежание проявления дефектов, например карбонатных включений. И поэтому цветной кирпич по полгода остается на нашей площадке.

Алексей Игнатенков: «Мы, пользуясь материалами об истории кирпичного производства и о современных разработках, применяем лучшее».

Наряду с этим уверенно растет спрос на «велюровый» кирпич, и мы видим результативность начатой в 2003 году целенаправленной кампании по его продвижению. Есть основания считать «велюровый» кирпич региональным строительным брендом — им «составлено» лицо практически всего центра Иркутска.

— Ваш завод производит широкую номенклатуру строительных материалов. Вы довольны загрузкой оборудования?

— Мы производим 18 видов кирпича, не считая реставрационного. Сейчас мы производим 2,6 миллиона кирпичей в месяц, и это в 2,5 раза больше проектной мощности завода. В свое время, когда начали рассматривать план реконструкции завода, была поставлена задача максимального увеличения выпуска продукции без потери качества.

Мы, пользуясь материалами об истории кирпичного производства и о современных разработках, применяем лучшее. Поэтому наш завод оборудован именно кольцевой печью, технология обжига которой предусматривает ручную переборку. Это невозможно при производстве в туннельных печах. Хотя по ГОСТу на один поддон не может приходиться более пяти некондиционных кирпичей. Когда этот поддон достают из туннельной печи, никто реально не скажет, сколько внутри «условно годной» продукции. У нас же каждую партию дважды перебирают, причем вручную. При этом многие заказчики сотрудничают с нами уже десятилетия.

— Чем это можно объяснить? Конкурентными факторами, различием технологий или чем-то другим?

— Что касается технологии, она практически на всех заводах идентична. Основной причиной закрытия других предприятий вижу эксплуатацию их оборудования на износ, вплоть до невозможности пользования им дальше. У себя на кирпичном заводе мы каждый год останавливаем производство на месяц, в течение которого буквально все оборудование перебирается. Ежемесячно проводятся технические совещания с целью определения потребности в новом оборудовании, профилактических работах и т.п. Мы постоянно ездим по заводам региона и за его пределы, сверяя свои идеи с идеями наших коллег.

— Хотелось бы вернуться к вашему фирменному «велюровому» кирпичу. Чем он привлекателен для покупателей?

— Вообще, «велюровая» поверхность — это средство уменьшения высолов. Очевидна простота метода, заключающегося в нанесении мелких борозд на керамическую поверхность. Правда, кроме образования «велюровой» фактуры, мы используем и другие методы для ограничения высолов. Кстати говоря, высолы атрибут не только кирпича, здесь их только хорошо видно. При сушке велюрового кирпича образуется поверхностная «гармошка», благодаря которой соли больше выходят на противоположной стороне.

Хотелось бы напомнить еще об одном преимуществе «велюрового» кирпича, а именно о повышении воздухопроводности кирпичной стены при одновременном понижении теплопроводности. Тем самым увеличивается ценность кирпича как строительного материала — он проницаем для воздуха, и гораздо меньше для тепла. В отличие от пеноблока, который непроницаем для того и другого, подобно саркофагу.

Судя по отзывам наших потребителей, в большинстве своем они ценят эстетическую уникальность этого продукта. Иными словами, в настоящее время преобладает внимание к внешнему виду зданий, который обеспечивается совокупностью технологических приемов. Больше того, «велюровый» кирпич требователен к качеству кладки (аккуратная темная расшивка), и это добавляет ему ценности в глазах наших потребителей.

— Останется ли кирпич в арсенале строителей тогда, когда восторжествует каркасное домостроение, где несущие стены бетонные?

— Безусловно, кирпич и сейчас больше является материалом для наружной отделки зданий. В связи с развитием многоэтажного домостроения уменьшится потребность в рядовом кирпиче, но вообще кирпич был и останется признаком надежного, солидного и удобного жилья. Ноу-хау приходят одно за другим, а наружная керамическая поверхность дома остается проводящей воздух и сохраняющей тепло. И мы не только производственной активностью, но и творческим подходом к делу поддерживаем это архитектурное решение.

Олег Усов