Имидж словами не пачкать

В конце минувшей недели представители различных сфер туристической отрасли Иркутска собрались, чтобы обсудить будущее этой отрасли, ее развитие и насущные проблемы. В целом, как отметили эксперты, туризм в областном центре развивается неплохо. Этому в последний год поспособствовала подготовка к юбилею Иркутска и связанное с ней строительство новых объектов. А вот среди уже набивших оскомину проблем неожиданно появилась новая. Оказывается, журналисты местных СМИ своими репортажами о негативных природных явлениях слишком пугают впечатлительных иностранцев.

По словам иркутских туроператоров, иностранных туристов пугает дикая Сибирь с ее природными пожарами и лесными клещами. Фото Евгения Козырева

В Иркутск хочется приехать

Поводом для собрания послужил международный День туризма, отмечаемый 27 сентября. Кстати, в этот день в Иркутске будет открыт новый памятник — туристу. Его установят на перекрестке улиц Карла Маркса и Литвинова.

Перед началом обсуждения участникам туристической отрасли показали четырехминутный фильм-презентацию туристических возможностей Иркутска. Ролик, снятый в духе трейлеров к популярным американским блокбастерам, за короткое время в самых выгодных ракурсах показал наиболее узнаваемые места областного центра и озера Байкал. Эксперты отрасли, которым все эти «изюминки» уже давно должны были замылить глаза, к увиденному равнодушными не остались. «Хороший фильм, сразу захотелось в Иркутск, — отметил президент Байкальской ассоциации делового туризма и по совместительству генеральный директор ОАО «Сибэкспоцентр» Андрей Шаповалов. — Сегодня я улетаю в Пекин, буду презентовать там наши возможности, фильм, наверное, поможет в этом деле».

Кстати, воспользоваться этим видео для аналогичных целей смогут и другие участники туротрасли. Представители пресс-службы городской администрации пояснили, что авторские права на фильм выкуплены мэрией, поэтому претензий к его распространению не возникнет.

Стоит отметить, что городские власти по мере своих возможностей в последние годы пытаются создать благоприятные условия для туристов. Подробнее об этом рассказал начальник управления экономической политики комитета по экономике Павел Шишкин. По его словам, в Иркутске реализуется проект по созданию уличной навигации. Так, в аэропорту и на железнодорожном вокзале размещены сенсорные терминалы с информацией о туристических ресурсах города. В местах, часто посещаемых туристами, установлены информационные стенды с план-схемой центральной части города и сведениями об уникальных объектах истории и архитектуры.

В октябре-ноябре этого года в рамках реализации нового проекта «Зеленая линия» будет установлено 17 информационных стендов вблизи исторических и архитектурных объектов центральной части города с информацией о них на русском и английском языках. Напомним, этот проект должен объединить порядка 30 объектов. Осмотреть их все можно передвигаясь по специальному пешеходному маршруту длиной пять километров. Для удобства туристов маршрут будет маркирован прямо на асфальте специальной зеленой линией.

Виноваты журналисты

После отчета об успехах мэрии на туристическом поприще участникам туротрасли захотелось поговорить о наболевшем. «У меня есть просьба к средствам массовой информации — постарайтесь давать в своих сообщениях меньше негатива, — обозначила свой фронт атаки исполнительный директор Байкальской ассоциации делового туризма Ирина Урбанович. — Вот пишут все о клещах, клещевом энцефалите, а туристы боятся. Особенно иностранцы, которые очень щепетильны в этих вопросах».

В качестве альтернативы госпожа Урбанович предложила делать «побольше позитивных сюжетов» про Иркутск, Байкал, местные достопримечательности.

Этот посыл поддержала и исполнительный директор Сибирской байкальской ассоциации туризма Яна Гришенкова. «Действительно, влияние прессы заметно. В этом году гостей прибавилось из-за массы сообщений на тему юбилея города, проводимых в связи с этим мероприятий и так далее, — отметила она положительное влияние медийного «слова». — Конечно, еще многое надо сделать по улучшению сервиса, наведению порядка, чистоты на улицах города. Но, можно сказать, в этом году был прорыв, хочется отметить много положительных моментов».

Впрочем, председатель ассоциации рестораторов Иркутска Юрий Коренев предложил вспомнить о застарелых проблемах. «Мы научились гордиться Байкалом, называем его жемчужиной, а относиться к нему по-человечески так и не научились. По-прежнему не решена проблема с БЦБК, этой язвой на теле Байкала. Мусор с Ольхона как не убирался, так и не убирается. По всему побережью Байкала нет ни одного цивилизованного причала для всех типов судов, ни одной АЗС. В Листвянке вообще творится неизвестно что», — сходу перечислил он и постарался завершить выступление на позитивной ноте. «А в Иркутске действительно все хорошо. Полученный в этом году импульс нужно закрепить и двигаться дальше в том же духе», — резюмировал господин Коренев.

Еще на одну проблему, на решение которой, впрочем, местные власти вряд ли смогут повлиять, обозначил директор ООО «Байкал-Комплекс» Юрий Немировский. «До Иркутска очень дорого добираться. В разгар сезона только одни билеты из Москвы в Иркутск и обратно стоят порядка 40 тыс. рублей. Это многих останавливает, даже несмотря на все наши преимущества», — считает он.

И все же журналистам досталось больше, чем БЦБК и дорогостоящим билетам. «Горят леса, все об этом пишут. У нас три группы немцев не прилетели, отказались от прогулок на лошадях, сказали, что не хотят дышать этим воздухом. Информацию надо подавать объективно, а не раздувать факты, — заявила Ирина Урбанович. — А то из-за одного клеща такая паника поднимается».

Ответная реплика представителей СМИ о том, что «если о проблемах не писать, то они не исчезнут», повисла в воздухе. «Действительно, непонятно, как сделать так, чтобы и проблемы не замалчивать и не пугать никого», — риторически заметил Андрей Шаповалов.

Ставка на деловитость

Помимо текущих радостей и проблем, эксперты туротрасли поделились и планами на будущее. Так, стало известно, что в следующем году традиционная выставка «Байкалтур», на которой презентуются возможности региона, пройдет в нетрадиционном формате и в другие сроки.

Вместо привычного февраля выставку назначили на конец марта. Как объясняют участники отрасли, в это время — конец зимы на Байкале, озеро более привлекательно для посещения. «Теплее, комфортнее, дует меньше, гостям будет что показать», — отмечают они. Еще один повод — сразу же за «Байкалтуром» в Красноярске пройдет аналогичная выставка «Енисей». «Участников мы привлечем тем, что за один раз они смогут побывать сразу на двух выставках. Значит, гостей приедет больше, — предполагает Андрей Шаповалов. — Кроме того, гостиницы Иркутска на время работы «Байкалтура» сделают специальные скидки, а местные туроператоры разработают эксклюзивные познавательные туры по городу».

Нашелся у экспертов и ответ на то, как развивать местный туризм в условиях короткого теплого сезона. Как выяснилось, туристический бизнес планирует делать ставку на деловой туризм. Соответствующая концепция уже передана в городскую администрацию на рассмотрение.

«Все виды туризма развивать не получится. А деловой туризм продвигать необходимо. Гости различных форумов, семинаров и так далее не зависят от «сезона», но точно так же пользуются услугами гостиниц, ресторанов, музеев, гидов, магазинов сувенирной продукции и так далее. В выигрыше останутся все», — считают специалисты.