Игорь Бутман осчастливил «Джаз на Байкале»

На прошлой неделе в Иркутске в шестой раз прошел международный музыкальный фестиваль «Джаз на Байкале». Хотя в этом году фестиваль состоялся в не совсем обычные для себя сроки (вместо мая — в ноябре), он был не менее представительным по персонам и с не менее интересной программой. Так, главным гостем мероприятий неожиданно для многих стал самый известный джазмен России — Игорь Бутман, а в рамках фестиваля впервые прошел открытый конкурс молодых джазовых музыкантов. Но и кроме этого иркутская публика получила немало сюрпризов.

Фестиваль «Джаз на Байкале» в этом году был включен в список праздничных мероприятий, посвященных юбилею Иркутска. Собственно поэтому его перенесли по срокам с привычного конца мая на ноябрь. Впрочем, программа была составлена таким образом, чтобы растопить гололедицу наступающей зимы. Билл Эванс, Сэнди Паттон, Виктор Бэйли, трио Льва Кушнира и много-много других известных и не очень представителей джазовой сцены. Фестиваль был запланирован на 17 и 18 ноября в Иркутске, и один концерт был назначен на 19 ноября в Ангарске. Соответствующие афиши появились в городе в самом начале ноября.

Как снег на голову

Однако совершенно неожиданно «Джаз на Байкале» был расширен еще на один день. Как снег на голову на Иркутск обрушился давний друг фестиваля Игорь Бутман со своим знаменитым биг-бэндом. Таким образом, фестивальные мероприятия начались на день раньше и не в музыкальном театре, а в областной филармонии, где прошел большой концерт Игоря Бутмана сотоварищи.

«Игорь Бутман олицетворяет для нас весь российский джаз, и как музыкант, и как организатор, и как подвижник этого направления в нашей стране. Он своим примером всю свою жизнь показывает, как нужно продвигать джаз, — говорит директор продюсерского центра «Джаз на Байкале» Александр Филиппов, который организует в Иркутске одноименный фестиваль. — Игорь Бутман для нас и друг, и партнер, и пример для подражания».

С месяц назад (27 октября) отметивший свой 50-летний юбилей большим концертом в Кремлевском дворце уже на следующий день Игорь Бутман специальным указом президента удостоился почетного звания Народного артиста России, но от этого, судя по пребыванию в Иркутске, совсем не забронзовел, а напротив, стал как будто еще больше говорить о том, что джаз нужно развивать всеми возможными способами.

«Для меня всегда приятно приезжать в Иркутск. Наша дружба с фестивалем и его организатором Александром Филипповым длится довольно давно, и я люблю приезжать в Иркутск и поддерживать все эти начинания. И не только на фестивале. Поэтому я очень рад, что я снова здесь, — отметил он. — В первый раз я был в Иркутске в 1985 году с ансамблем «Аллегро» и его руководителем Николаем Левиновским, который в свое время вывел советский джаз на международный уровень. И мне очень приятно, что в этот раз я тоже приехал с ним. Сейчас он является музыкальным руководителем моего оркестра. Большинство аранжировок, которые мы играем в последнее время, написаны как раз этим замечательным музыкантом».

Биг-бэнд приехал в Иркутск полным составом и дал просто замечательный концерт. Как знают многие иркутские любители джаза, Игорь Бутман — частый гость Приангарья, с тем или иным проектом он на протяжении уже 10 лет приезжает в Иркутск почти каждый год. Многие к этому уже настолько привыкли, что посещают не все выступления этого джазмена, однако концерт в филармонии доказал, что пропускать его концерты нельзя. Великолепная сыгранность музыкантов, особое звучание коллектива как-то сразу создали в зале уютную, почти домашнюю обстановку. В программе выступления были композиции из нового альбома Биг-бэнда Игоря Бутмана «Рассказы Шахеризады» по музыке Римского-Корсакова, посвящения великим джазовым музыкантам Херби Хенкоку и Джону Колтрейну, а также собственные музыкальные произведения лидера коллектива.

Однако на этом участие Игоря Бутмана в фестивале не закончилось. Во-первых, еще до своего выступления с оркестром он побывал на первом конкурсе для молодых джазовых музыкантов, который был организован в рамках фестиваля «Джаз на Байкале». Собственно, инициатором этого конкурса был он сам — и будучи почетным членом жюри на финальном этапе сумел разглядеть сразу несколько молодых дарований. Так, например, он отметил двух вокалистов, которым сразу же, в этот же день, предложил выступить со своим оркестром в областнй филармонии. Для совсем еще молодых Александры Смирновой и Анатолия Киракосяна это стало гораздо дороже денежной премии, которая, к слову, тоже вручалась победителям. Кроме этого, Игорь Бутман, впечатленный игрой 10-летнего барабанщика Ильи Конагорского из ангарского ансамбля «Ассорти», подарил юному дарованию барабанную установку.

«У нас замечательная молодежь, но с ней надо разговаривать, вдохновлять, направлять, потому что рано или поздно настанет момент, когда они придут нам на смену, — отметил Игорь Бутман. — Поэтому я много езжу, только что был в Тюмени, в Ростове-на-Дону, сейчас в Иркутске, потом мы с оркестром поедем в Ижевск, и везде у нас есть желание помочь, где-то словом, где-то делом. Я считаю, что артисты, и особенно известные, успешные, должны осознавать свою ответственность и заниматься такими вещами».

Всего в конкурсе, который проводился на базе недавно отрывшегося института культуры, приняли участие 40 детских коллективов и музыкантов. Они соревновались в джазовом вокале, инструментальном соло, выступлении дуэтом и ансамблевой игре. Все участники получили дипломы и подарки, а лауреаты первой, второй и третьей степеней — денежные премии.

На следующий день фестиваля Игорь Бутман вместе со своими музыкантами провел в институте культуры серию мастер-классов.

Америка и Россия в одном джазовом флаконе

Торжественное открытие фестиваля «Джаз на Байкале» состоялось во второй день фестиваля — в Музыкальном театре, где на одной сцене тоже выступили как начинающие, так и именитые музыканты. «Мы стараемся строить фестиваль именно по этому принципу, чтобы обеспечить преемственность и дать возможность общения и обмена опытом», — говорит Александр Филиппов.

Так, в первом отделении концерта выступил Джазовый оркестр Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства из Улан-Удэ. И каково же было удивление публики, когда через пару композиций на сцену вышел Игорь Бутман, который решил поддержать коллег из Бурятии. Кажется, и для самих музыкантов это стало сюрпризом, который моментально сделал их счастливыми. С сияющими лицами они играли так вдохновенно, как будто это было главным выступлением их жизни.

Первое отделение концерта растянулось почти на два часа — ведь в нем еще выступали молодые иркутские музыканты. Большинство из них впервые оказались на столь представительной сцене и уж точно никто не играл в одном отделении с такими прославленными джазменами. Однако хэд-лайнерами второго дня был вовсе не Игорь Бутман, который вызвал настоящий ажиотаж в зрительном зале, — во второй части концерта выступило московское трио пианиста Льва Кушнира с афроамериканской певицей Сэнди Паттон.

Сэнди Паттон уже около 20 лет живет в Швейцарии и уверена, что в Европе сегодня джазовая музыка ценится гораздо больше, чем в ее родной Америке. «Сейчас в Америке люди нацелены на тот или иной тренд, будь то поп-музыка, R&B или хип-хоп, так что джаз гораздо лучше чувствует себя в Европе: там проходят фестивали, играют музыканты, студенты учатся джазу… Соответственно, есть у джаза и слушатели, и их гораздо больше, чем в Америке. И в Европе, в том числе и в России, более благодарное отношение к джазу», — отметила она.

Ее сотрудничество с московскими музыкантами началось еще в 1994 году в рамках проекта «Джазовая галерея Николая Панова». Именно тогда Сэнди вместе с трио Кушнира проехала с гастролями 13 российских городов. До Иркутска, правда, тогда музыканты не добрались, но продолжили совместный проект и в прошлом году, будучи на выступлении в Ангарске, даже придумали ему название и записали альбом. «Амерус» — так музыканты окрестили то, что они делают вместе.

Основу выступления составили как раз композиции из этого альбома, где собраны джазовые стандарты, а также авторские произведения всех музыкантов, включая Сэнди Паттон. То, что звучало со сцены, можно охарактеризовать как лучший образец классического джаза: глубокий вокал в духе легендарных певиц прошлого (вспоминались Нина Симон, Билли Холидей и Элла Фицджеральд) плюс высочайший профессионализм музыкантов создавали подлинное ощущение джаза как он есть.

Не менее интересным был и заключительный день фестиваля в Иркутске, когда на сцену музыкального театра поднимались молодой дуэт петербургских музыкантов Олеси Ялуниной и Алексея Дегусарова, которые доказали всему Иркутску, что джаз может быть сыгран только гитарой и голосом и иметь привкус авторской песни. Также в первом отделении выступил самый известный иркутский джазовый ансамбль «Доктор Джаз» во главе с пианистом Александром Филипповым, продемонстрировавший публике, что в Иркутске можно добиться больших успехов в исполнении «музыки черных». Второе отделение было отдано звездам нью-йоркского джаза, среди которых в этом году оказались пианист Алекс Нахимовски, саксофонист Билл Эванс, а также басист Виктор Бейли. Все вместе они показали публике, какой джаз сегодня существует в Америке, где эта музыка родилась и которая до сих пор покоряет все уголки мира.

PDF номера