«Идиот» выходит на большую сцену

В выходные в драмтеатре состоится премьера по Достоевскому
Уже в эти выходные на главной сцене Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова состоится премьера спектакля «Идиот» по одноименному роману Федора Достоевского. Первые показы новой постановки художественного руководителя театра Геннадия Шапошникова пройдут 28 и 29 ноября, причем, если поторопиться, билеты на них еще можно успеть купить. Из-за того, что режиссер отступил от первоначального замысла, количество потенциальных зрителей этого спектакля неожиданно увеличилось в несколько раз.

По мысли режиссера, Мышкин — единственный живой человек в книге, оказавшийся в неживой среде.

К репетициям над «Идиотом» худрук театра Геннадий Шапошников приступил еще в конце августа. Однако большую часть времени заняла читка романа: два месяца артисты под руководством режиссера вдумчиво читали текст, разбирая каждую реплику героев. «Каждый раз работа над спектаклем идет по-разному, а в данном случае мы имеем дело с непростым материалом, — рассказывал режиссер во время репетиций. — Историческое время имеет у Достоевского большое значение, но многие реалии тех лет уже ушли из нашей жизни, и сегодня мы смотрим на эти вещи уже совсем по-другому. Однако если не учитывать исторические обстоятельства, то пропадут основные конфликты, заложенные в романе. Поэтому наша задача в том, чтобы сделать эти обстоятельства своими, созвучными сегодняшней реальности. Поскольку я не использую готовую инсценировку, мы разбираем эпизод за эпизодом весь текст. Самое главное — не упустить воздух этой книги».

Спектакль, по замыслу режиссера, будет состоять из отдельных сцен, которые необязательно будут впрямую связаны одна с другой. По этой причине постановка рассчитана на публику, которая роман читала и помнит его.

Впрочем, это не должно стать проблемой для зрителей — «Идиот», как и «Преступление и наказание», является одним из самых популярных (если можно так выразиться) произведений великого классика.

«Мы не собираемся пересказывать весь роман, — объясняет Геннадий Шапошников. — Все расшифровать невозможно, потому что любой роман — это полифония. Потому для спектакля мы берем одну, главную, с моей точки зрения, тему».

Конечно, центральной фигурой спектакля останется, как и в романе, князь Мышкин (эта роль досталась молодому артисту Сергею Дубянскому, принятому в труппу театра в прошлом году). По мысли режиссера, Мышкин — единственный живой человек в книге, оказавшийся в неживой среде. На доказательство этого будет работать и художественное решение спектакля. Так, по замыслу, все декорации будут выполнены в металле, чтобы усилить это ощущение. «Историческими» останутся костюмы и оригинальный текст произведения — во всем остальном спектакль приближен к современности, так чтобы зрители смогли узнать в этом произведении себя и современные реалии. «Осовременивать Достоевского не нужно — любая его фраза остается созвучной сегодняшнему дню. Я читаю текст, и у меня ощущение, что он написан сегодня, причем на злобу дня, которую я прочел только что в интернете», — говорит Геннадий Шапошников.

Любопытно, что текст Достоевского как будто сам продиктовал режиссеру постановочное решение спектакля. Изначально худрук театра собирался посадить зрителей прямо на сцене, где будет разыгрываться действие, как он уже делал это в своих постановках по «Вишневому саду» Чехова и в «Гамлете» Шекспира. Пространство между сценой и зрительным залом должно было быть занавешено тюлем, на который бы проецировались специально созданные видеоролики, своего рода ставшие зримыми мысли князя Мышкина. А зрителей, сидящих в непосредственной близости от героев спектакля, предполагалось сделать как бы соучастниками действия, однако едва ли не за неделю до премьеры Геннадий Шапошников решил отказаться от первоначального замысла. «Форма спектакля начала диктовать большое пространство», — пояснил он.

В результате публика разместится в зрительном зале, как и на большинстве спектаклей репертуара. Это значит, что количество зрителей этого спектакля автоматически увеличилось почти в три раза (первоначально предполагалось, что за один раз спектакль смогут увидеть всего 180 человек, а сейчас это число возросло до 527). Так что у иркутян еще есть возможность купить билеты на первые показы «Идиота», который еще до премьеры вызвал в Иркутске определенный ажиотаж.

Антон Кокин