Губернаторский оркестр покорил еще один Эверест

В минувшее воскресенье в Иркутске завершился третий по счету международный фестиваль оперной музыки «Дыхание Байкала». Концерты фестиваля по традиции прошли на сцене концертного зала Иркутской областной филармонии — вместе с губернаторским симфоническим оркестром прозвучали талантливейшие голоса солистов европейских оперных театров. Также традиционно были проведены мастер-классы для начинающих вокалистов, на сей раз от австрийского профессора Венской и Токийской академий музыки Оливеры Милякович, и прошел отборочный тур для участия в международном конкурсе Belveder.

Дирижер Илмар Лапиньш вновь пригласил на «Дыхание Байкала» международную сборную из лучших оперных театров мира. Фото Марины Свининой

Фестиваль открылся 29 мая концертом из произведений двух композиторов великих оперных национальных традиций: русского классика Модеста Мусоргского и итальянца Пьетро Масканьи. Первый был представлен отрывками из «Хованщины», «Сорочинской ярмарки» и «Бориса Годунова», второй — менее известный широкой публике автор — отдельными частями из опер «Сельская честь» и «Друг Фриц». Впрочем, вечер-открытие можно было считать лишь разминкой.

Неотъемлемой частью программы каждого фестиваля «Дыхание Байкала» является то, что в его рамках обязательно хотя бы одно оперное произведение, пусть и в концертном исполнении, звучит целиком. Публика, уже успевшая сформироваться вокруг этого, без сомнения, значимого ежегодного события, хорошо помнит концертное исполнение «Царской невесты» Римского-Корсакова вместе с солистами Центра оперного пения Галины Вишневской и «Риголетто» Джузеппе Верди.

В этом году художественный руководитель «Дыхания Байкала» и главный дирижер симфонического оркестра областной филармонии Илмар Лапиньш выбрал для исполнения французскую одноактную оперу «Испанский час» Мориса Равеля.

«Во-первых, это очень хорошее произведение, которое редко играется. Я думаю, оно вообще никогда не исполнялось на территории от Урала до Дальнего Востока, — отметил он. — Во-вторых, музыка эта архисложная, но потому и интересная, а мы с оркестром каждый раз стараемся брать все более высокие планки, это для нас новая высота, еще один Эверест».

Илмар Лапиньш признался, что затея с оперой «Испанский час» была авантюрной: бюджета фестиваля не хватило на то, чтобы пригласить солистов за неделю до премьеры, поэтому у них с оркестром было всего две репетиции. Дирижер признался, что на первой репетиции все было очень плохо, но на премьере и музыканты и солисты выложились настолько, что можно ими только гордиться. Несмотря на то что почти для всех участников, включая солистов, это было первое исполнение данного произведения на публике, все они справились с этой музыкой в высшей степени профессионально.

Несмотря на сложность исполнения, само произведение по своему содержанию и музыке, напротив, вполне легкое, если не сказать легковесное. Речь в нем идет о неверной жене испанского часовщика Торквемады — Консепсьон, которая, отправив мужа на службу, принимает у себя любовников. Впрочем, обстоятельства не дают достаточно времени, чтобы насладиться любовными утехами: вслед за погонщиком мулов Рамиро появляется поэт Гонсальве, затем банкир Дон Иньиго Гомес — а уж вслед за ним возвращается и муж. Фарсовое содержание и диалоги подкреплены соответствующим музыкальным наполнением, временами напоминающим шарманку или музыку из театра марионеток. Во вступлении отчетливо слышен перезвон и тиканье часов, которые то и дело проступают сквозь общее течение музыки, как бы напоминая о быстротечности жизни. Впрочем, общее настроение здесь радостное и веселое, особенно в финале, когда на сцене встречаются все герои, до этого усиленно прятавшиеся друг от друга то в часах, то в спальне.

Дабы не нарушать чистоту оригинального произведения, опера «Испанский час» исполнялась на французском языке, так что без напечатанного либретто и знания языка следить за ее содержанием было довольно сложно. Тем не менее это не мешало наслаждаться голосами приглашенных солистов и вдохновенной игрой оркестра.

В этом году международную оперную сборную (как называет певцов Илмар Лапиньш) по традиции составили солисты самых разных оперных театров всего мира. В частности специально для участия в фестивале были приглашены тенор Олег Долгов (Большой театр, театр «Новая опера«), сопрано Алена Базаргуруева из Бурятского театра оперы и балета, бас из Литвы Артурас Козловски, болгарский баритон Венцеслав Анастасов, солистка национальных театров Венгрии Каталина Каян, тенор из Болгарии Эмиль Иванов, молодой тенор из Улан-Удэ Савва Хастаев, меццо-сопрано Стелла Григорян — из Венской государственной оперы.

В их же исполнении под аккомпанемент губернаторского оркестра прозвучали и наиболее выразительные части из оперы Вагнера «Зигфрид» и оперы Верди «Отелло» в финальный вечер фестиваля, прошедший в минувшее воскресенье.

Антон Кокин