ГТО. Перезагрузка

Возрождение советского комплекса «Готов к труду и обороне» в Иркутской области, о котором пока больше говорят, уже скоро войдет в активную фазу. С 1 сентября нормативы физического воспитания, необходимые для сдачи ГТО, внедрены в пилотных образовательных учреждениях. В течение сентября будет сформирован перечень муниципалитетов, пожелавших стать примером для других территорий по возрождению подзабытого комплекса. Среди отозвавшихся первыми — Иркутск, Ангарск, Саянск, Усть-Илимский район и Усть-Ордынский Бурятский округ. По задумкам властей, внедрение комплекса спортивных нормативов на всей территории Приангарья должно завершиться к 2017 году. О сложностях намеченного пути, опасности принуждения к ГТО и внутренней мотивации к занятию спорта каждого, АН спросил у первого заместителя министра по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области Ильи Резника.

— Илья Юрьевич, известно, что с 1 сентября этого года началось внедрение норм ГТО в 12 пилотных регионах России. Иркутская область в число пилотов не вошла, но также готовится к возрождению этой системы.

— Надо отметить, что Иркутская область имела все шансы стать пилотным регионом по внедрению ГТО, но мы намеренно не стали форсировать события. Сейчас у нас есть возможность спокойно подготовиться к возрождению этого комплекса, наблюдая за другими регионами-пилотами. Так, мы еще весной провели тестирование учащихся ряда образовательных учреждений для формирования нормативов физического воспитания, которые федеральный Минспорт с 1 сентября должен внедрить в российских школах, училищах и вузах. В течение лета нормативы ГТО сдавали воспитанники наших детских лагерей. 9 августа такое тестирование, например, проходило в детском оздоровительном лагере «им. Героев космонавтов» Государственного училища олимпийского резерва в Ангарском районе. Впервые в этом году нормы ГТО сдавали и участники молодежного лагеря «Байкал 2020».

Если говорить об организационных моментах, то в скором времени должно состояться первое заседание оргкомитета по внедрению ГТО в Иркутской области, скорее всего, под председательством губернатора. Состав оргкомитета сейчас окончательно утверждается. В первую очередь, мы пригласили к участию муниципальные образования, потому что именно к их полномочиям относится поддержка массового спорта. Мы обратились к ассоциации муниципальных образований Иркутской области, чтобы определить те пилотные территории, которые готовы работать по ГТО. Откликнулись Саянск, Ангарск, Иркутск, Усть-Илимский район и Усть-Ордынский Бурятский округ.

Естественно, активное участие предполагается со стороны министерства образования. В дальнейшем в сдаче норм ГТО будут участвовать все ступени образования, но сейчас, на апробационном этапе испытаний, — общеобразовательные школы и вузы. Также в состав оргкомитета будут входить представители Минздравоохранения, Минсоцзащиты.

Другая категория — это трудовые коллективы. ВСЖД, Сбербанк, Иркутский авиационный завод — те предприятия, в которых уже сегодня проводится большая работа по привлечению сотрудников к занятию спортом. Мы их также пригласили в оргкомитет, и они откликнулись. Учитывая тот факт, что эти предприятия уже проводят свои спартакиады совместно с ДОСААФ, они станут для нас хорошим подспорьем. Отдельно делегировали своих представителей совет ректоров, союз ветеранов Иркутской области.

Надеемся, что соответствующую строку бюджета мы заведем в государственную программу «Развитие физической культуры и спорта». Средства планируется направить на укрепление материальной базы, создание уличных спортивных площадок для занятия WorkOut — уличной спортивной гимнастикой, обучение кадров, проведение зимних и летних региональных фестивалей, командирование победителей на всероссийские фестивали, которые будут проводиться с 2015 года. В перспективе и такая расходная часть, как пропаганда ГТО.

— Проходила информация, что нормы ГТО будут учитываться при поступлении в вуз, при формировании стипендий для студентов и премий для работающих. Можете ли вы пояснить, закреплены ли такие положения в каких-либо нормативных документах?

— Это закреплено в Плане введения ГТО на уровне Правительства РФ. Там есть поручение министерству образования разработать механизм поощрения студентов или абитуриентов, сдавших ГТО на золотой значок. Ориентировочные сроки — 2015 год. Мы намерены разработать региональные меры поощрения обучающихся, причем сделать это уже в ближайшее время. Сказать окончательно, какие стимулирующие меры мы предпримем, пока не могу. Я думаю, федеральное министерство образования еще будет их с нами согласовывать. Мое мнение — меры поощрения должны быть доступны для всех муниципалитетов вне зависимости от бюджетной обеспеченности. Например, все связанное именно с популяризацией комплекса ГТО: школьная линейка, почетная доска, особое участие в совете самоуправления школы или вуза.

— Со студентами и школьниками все понятно, а вот как заставить участвовать в сдаче норм ГТО небольшие частные компании, которых сейчас большинство и которым совсем не до спортивных результатов?

— Заставлять никто никого не будет, основной принцип — это добровольность. Предполагается, что для трудовых коллективов будут также разработаны меры поощрения. Рассматриваются разные варианты: льготные пенсионные программы, сокращение отчислений в фонд обязательного медицинского страхования. Логика проста: раз человек заботится о своем здоровье, это должно отмечаться на уровне государственных программ.

— Возвращение ГТО обострит проблему нехватки мест для бесплатного занятия спортом. Как планируете ее решать?

— Понятно, что школьники и студенты будут заниматься на базе тех учебных учреждений, где учатся. Что касается взрослого населения, то планируется, что специальные уличные комплексы с тренажерами появятся рядом с детскими площадками. Там будут установлены информационные стенды с разъяснением того, что такое ГТО, какие нормативы предусматриваются и как к ним готовиться. Как будут реализованы эти планы на практике, посмотрим позднее.

Есть такое высказывание: «кто хочет делать, ищет возможности, кто не хочет, ищет причины». Что такое ГТО? Это наиболее доступные демократичные виды испытаний: подтягивание, бег, прыжки… Готовиться к ним можно и сейчас, было бы желание.

Хотя, с точки зрения инфраструктуры, я согласен, проблемы есть, особенно в муниципальных образованиях, особенно в отдаленных районах. Укрепление спортивной инфраструктуры — это одно из главных направлений нашей работы. Я сильно надеюсь, что федеральная компания по возрождению ГТО позволит нам укрепить материальную базу спорта в Иркутской области.

— Какой объем финансирования на ГТО предполагается из федерального бюджета?

— Сейчас речь идет о выделении более 1 млрд рублей из федерального бюджета в 2015-2017 годах. Насколько этот объем будет подтвержден, пока говорить рано.

— И все-таки, не превратится ли посыл о заботе о здоровье нации в профанацию, не приведет ли насаждение этого комплекса к появлению коррупционных механизмов, когда предприятия ради льгот по налогам будут просто покупать документы о сдаче нормативов ГТО?

— Риски, конечно, существуют. Но, на мой взгляд, позитивный мотив всей этой идеи более чем очевиден. После Олимпиады в Сочи, когда вся страна «болела», был определенный подъем и единение нации на почве спорта. Мы должны сохранить эту положительную инерцию. В том числе и с помощью возрожденного ГТО.

Это может превратиться в профанацию, я согласен.

Если идея будет насаждаться сверху: будут спускать нормативы, загонять в спортзал, — она вызовет отторжение, как любое навязывание. Мне кажется, идеология была другой. ГТО должно дать возможность всем, кто следит за своим здоровьем, заявить о себе, подать пример.

Кроме того, с помощью ГТО мы должны прийти к тому, чтобы с детства прививать любовь к спорту. При этом мы должны донести до людей, что все это делается вовсе не для получения значка, хотя для кого-то и это важно, а прежде всего для их блага, здоровья. А как это сделать, это уже самая большая проблема, решить которую — наша задача.

Сейчас пока есть только примерная концепция работы по ГТО, но очень большое желание и большие темпы федерального минспорта по принятию нормативных актов. Мы прекрасно понимаем, что пока мы не замотивируем людей на местах, работа не пойдет. Это может стрельнуть, может нет. Здесь прогнозировать сложно, но наша задача, чтобы люди поняли: возрождение ГТО — правильно. Это не как какой-то бзик руководства, необходимый для того, чтобы подтянуть показатели и оправдать свое существование. Важно, чтобы люди осознали — это делается только для них и для их детей.

Анна Смирнова