Груз съезжает с рельсов

Железнодорожники фиксируют снижение объема грузоперевозок на ВСЖД
Для железнодорожных перевозок прошлый год оказался сложным: в целом рынок просел на 1%. На Восточно-Сибирской железной дороге ситуация сложилась еще хуже: объемы погрузки здесь снизились сразу на 6,4%. Эксперты отмечают, что не ожидают улучшения ситуации в 2016 году: погрузка за январь-февраль 2016 года, по оперативным данным, составила 10 млн 184 тыс. тонн — это ниже уровня аналогичного периода 2015 года на 8,1%. Среди основных причин снижения называют падение объемов перевозки нефтепродуктов, железной руды и угля. Частные компании, специализирующиеся на железнодорожных перевозках, отмечают, что тенденции к улучшению ситуации все-таки есть.

Россия — страна огромных расстояний. Крупные города здесь находятся в тысячах километров друг от друга, а отдельные регионы имеют площадь территории больше, чем многие страны. В этих условиях обеспечение грамотной логистики становится ключевым фактором для бизнеса и промышленности. Железнодорожные перевозки — один из самых доступных способов перевезти груз из пункта А в пункт В.

Рынок железнодорожных перевозок в России уже несколько лет находится в стагнации, регулярно теряя свои позиции. По итогам 2015 года он просел на 1%: объем погрузки за весь 2015 год составил 1 214,5 млн тонн. В прошлом году выросли перевозки угля (+6,9%), строительных грузов (+2,2%), железной руды (+3,4%), зерна (+5,0%) и минеральных удобрений (+14,6%). При этом снизилась погрузка нефти и нефтепродуктов (–2,6%), черных металлов (–6,2%) и цемента (–11,8%). Самую большую просадку показал лом черных металлов — его перевозка уменьшилась на 35,7%. В целом основные прогнозы экспертов относительно развития событий на рынке железнодорожных перевозок оправдались.

На Восточно-Сибирской железной дороге ситуация сложилась несколько хуже, чем в целом по России. В 2015 году было погружено 64,1 млн тонн, что на 6,4% меньше, чем в 2014 году.

В пресс-службе ВСЖД пояснили, что по ряду номенклатур грузов был зафиксирован рост. Так, практически на уровне прошлого года осталась погрузка каменного угля (рост 0,5% или 123,5 тыс. тонн). Погрузка цветных металлов увеличилась на 6,3% — это на 52,6 тыс. тонн больше значения 2014 года, а погрузка бумаги возросла на 9,5% (+102,9 тыс. тонн). Цифры по лесу и пиломатериалам превысили показатель 2014 года на 1,9% (+196,3 тыс. тонн). Но при этом по другим категориям грузов зафиксировано существенное падение. В частности, самый большой провал относится к нефтепродуктам: погрузка нефтяных грузов за двенадцать месяцев уменьшилась на 21,9% (–2839 тыс. тонн). «С 1 августа 2015 года после окончания строительства ответвления от нефтепровода ВСТО произошло переключение отгрузки сырой нефти со станции Зуй в адрес Хабаровского НПЗ. По этой причине потери в погрузке Восточно-Сибирской железной дороги составили в 2015 году к уровню 2014 года 2 млн тонн, а в 2016 году к уровню 2015 года прогнозируются потери в 1,9 млн тонн», — прокомментировали ситуацию в ВСЖД. Кроме того, на 11,2% (или на 967,1 тыс. тонн) упала отгрузка железной руды, потери по строительным грузам по отношению к аналогичному периоду прошлого года составили 24,1% (или 528 тыс. тонн), объемы перевозимых химикатов и промышленного сырья снизились на 21,7 и 22,3% соответственно (235,7 тыс. тонн и 398,6 тыс. тонн).

Начало 2016 года также выглядит пессимистично. Погрузка за январь-февраль 2016 года, по оперативным данным, составила 10 млн 184 тыс. тонн — это ниже уровня аналогичного периода 2015 года на 8,1%. Продолжилось снижение по погрузке нефтяных грузов (на 19,3% или 359 тыс. тонн меньше), железной руды (–15,3% или 193 тыс. тонн) и каменного угля (–7,4% или 360,1 тыс. тонн). В минус ушли также цветные металлы (–2,4%) и химикаты (–24,8%). Зато положительную динамику показывают строительные материалы — их за два месяца отгружено на 32,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года, промышленное сырье (+2,7%) и бумага (+24,8%). Что касается марта, то на ВСЖД прогнозировали умеренный рост погрузки — несколько выше, чем в январе и феврале.

Основная проблема в снижении грузоперевозок на ВСЖД — несоответствие прогнозных планов компаний с реальными объемами перевозок.

Заместитель начальника ВСЖД по взаимодействию с органами власти Александр Парщиков на профильном совещании в правительстве области отметил: на Восточно-Сибирской железной дороге с начала года произошло сокращение количества перевозимых грузов. В прогнозных планах, заявленных к началу 2016 года, крупными предприятиями-грузоперевозчиками планировалось только в январе перевезти на 789,4 тыс. тонн грузов больше. Но в итоге планы остались только на бумаге. Основные потери произошли по таким грузам, как железная руда (–142,9 тыс. тонн), нефтепродукты (–235,4 тыс. тонн) и лесные грузы (–411,1 тыс. тонн).

«При предоставлении прогноза предприятие заявляет существенно большие объемы, но фактически не предъявляет их к перевозке. Данные объемы учитываются при планировании бюджетного задания по погрузке, размера эксплуатационной работы. Непредъявление груза в заявленных объемах вынуждает коллектив дороги искать возможность компенсировать сокращение отгрузки данным предприятием проводя работу с грузоотправителями других номенклатур грузов для привлечения погрузки», — объяснили на ВСЖД.

В качестве примера представители железной дороги рассказали о следующей ситуации. В ноябре 2015 года в адрес начальника ВСЖД поступило письмо о намерении ОАО «НК «Роснефть» возобновить в 2016 году поставку нефти железнодорожным транспортом с пункта налива нефти «Мегет», со станции Зуй в Китай через пограничный переход Наушки. Дорога со своей стороны провела масштабную работу по подготовке собственной инфраструктуры для организации данной перевозки. Расконсервирован пункт подпарки клапанов у вагонов-цистерн, пересмотрена технология работы железнодорожной станции Зуй, запланированы расходы на локомотивы и локомотивные бригады на 2016 год. ООО «Транснефть-Логистика», выступающее грузоотправителем данной перевозки, планировало начать перевозку нефти с января 2016 года. Однако в январе и феврале объемы отгрузки были минимальными. Информация о планах погрузки нефти в данном направлении в марте-апреле отсутствует. В результате

Железная дорога несет убытки из-за отсутствия предъявления груза к перевозке, а для бюджета Иркутской области теряется налоговая база.

И подобные ситуации — не редкость на железной дороге. Некоторые крупные компании меняют свои планы, тем самым срывая объемы работы на ВСЖД. В правительстве Приангарья также считают, что в вопросе грузовых железнодорожных перевозок чрезвычайно важен взвешенный подход к планированию, при котором грузоперевозки равномерно распределены в течение года. Это позволит снизить риск затоваривания и избежать ситуаций, когда отправка груза декларируется, но не осуществляется, уверен заместитель министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области — начальник управления водного, воздушного, железнодорожного транспорта Андрей Никитин. А в процессе реализации этих планов грузоотправителям нужно активнее вести диалог с Восточно-Сибирской железной дорогой.

Екатерина Головина