Гостиничный бум

Еще лет 10 назад хороших гостиниц в Иркутске было «раз, два и обчелся», А сегодня город может похвастать большим количеством не просто хороших, а отличных гостиниц. Некоторые из них даже признаны лучшими в России. О том, как в столице Приангарья развивается сфера гостеприимства, корреспондент узнал от экспертов этого бизнеса.

На сегодняшний день гостиничная отрасль Иркутска способна заинтересовать туриста любого уровня. Фото Евгения Козырева

«В начале 90-х в Иркутске было всего три нормальных средства размещения: гостиницы «Ангара», «Интурист» и «Воздушная Гавань», — рассказывает управляющий отеля Sayen Сергей Ежов. — В конце 90-х появились отели «БайкалБизнесЦентр» и «Солнце». Это были самые серьезные игроки на рынке, пока в 2000-х годах не начала строиться ассоциация «Байкальская виза» — это отели «Глория», «Европа», «Виктория», «Звезда». На сегодняшний день, я считаю, спрос на рынке гостиничных услуг в Иркутске полностью закрыт, и строить большое количество новых объектов экономически невыгодно, потому что в городе плохо развита туристская инфраструктура. Программа развития туризма в Иркутской области реализуется еще не в том объеме, чтобы мы могли говорить, что туризм в ближайшей перспективе будет приносить высокие доходы городскому и региональному бюджетам».

Каков спрос?

По словам Сергея Ежова, недостаток в номерах Иркутск испытывает только во время таких событий, как БЭФ, все остальное время найти номер в гостинице не составит труда. Причем в городе очень широко представлены места размещения для людей с любым уровнем дохода. «В последние три-четыре года очень серьезным игроком на рынке гостеприимства становятся квартиры гостиничного типа. Так что в Иркутске можно найти номер от полутора тысяч до 20-24 тысяч рублей с человека», — отмечает Сергей Ежов.

По мнению туркомпании «Байкальская виза», спрос на номерной фонд в Иркутске еще не исчерпан. И поэтому в ближайшие годы ассоциация планирует строить еще один отель уровня «четыре звезды».

«Среди последних тенденций в сфере гостеприимства в Иркутске можно назвать увеличение потока деловых туристов. На сегодняшний день, я думаю, около 80% отдыхающих в наших гостиницах — это люди, приехавшие в Иркутск с деловыми целями. Вообще, турпоток в Иркутск увеличивается, и спрос на номерной фонд растет, а значит нужно увеличивать и предложения», — комментирует директор компании Станислав Леник.

Начальник отдела инвестиционных ресурсов и поддержки предпринимательства администрации Иркутска Марина Еремеева тоже считает, что спрос на номерной фонд до конца не исчерпан, и в ближайшее время вырастет потребность в небольших гостиницах. «Я считаю, что в Иркутске будет все больше появляться частных гостиниц, выполненных в стиле деревянного зодчества. Администрация может помочь начинающим бизнесменам с приобретением оборудования для гостиниц — предоставить субсидию, но не более 200 тысяч рублей. В рамках муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства в Иркутске предусматривается компенсация выплат по банковскому кредиту, который был взят на развитие бизнеса», — отмечает Марина Еремеева.

В Иркутске не только появляются новые гостиницы, но и расширяются старые. В прошлом году в отеле «Звезда» открыт новый корпус — к 18-ти существующим номерам добавилось еще 50. Отель Sayen тоже планирует в следующем году строить дополнительный корпус на 12 номеров. А гостиница «Ангара» уже давно намеревается строить двенадцатиэтажный «пятизвездник» по проекту итальянских архитекторов. Сейчас идет поиск инвесторов.

Высокое качество

Эксперты отмечают, что гостиничный бизнес в Иркутске активно развивается: появляются новые отели и реконструируются старые, растет уровень обслуживания в сфере гостеприимства. Это связано и с ростом конкуренции, и со стремлением гостиниц соответствовать мировым стандартам качества.

В этом году две гостиницы города получили известную награду для малых отелей «Золотой ключик» (IV Всероссийская профессиональная премия «Золотой ключик» является единственной в России премией, присуждаемой малым отелям). Конкурс организуют клуб отелей The Hotels Club и Российская гостиничная ассоциация при поддержке Управления по туризму администрации Санкт-Петербурга. В номинации лучший малый отель России категории «пять звезд» награду получил отель Sayen, а в категории «три звезды» — гостиница «Империя». Иркутские гостиницы впервые участвовали в конкурсе.

На вопрос, чем выделяется отель Sayen среди других отелей города, Сергей Ежов отвечает — форматом. «Во-первых, наш отель небольшой, в нем всего 24 номера. Во-вторых, он рассчитан на вип-гостей. Сочетание этих двух факторов позволяет нам создать исключительно домашние условия, — объясняет управляющий. — Всех постоянных гостей мы знаем в лицо, знаем их предпочтения, привычки. Например, какой журнал любит гость, какого цвета должны быть тапочки и где они должны стоять, какой температуры должен быть воздух в номере, какой степени прожарки стейк. Добиться этого можно только в условиях малого отеля».

По словам эксперта, малый формат позволяет также избежать сложностей с загрузкой отеля. «Этот показатель составляет от 62 до 80%, средняя загрузка — 70-73%. Отель открыт в 2009 году, и уже через семь-восемь месяцев мы вышли на максимальный уровень загрузки», — говорит Сергей Ежов.

По словам Станислава Леника, годовая загрузка отелей ассоциации «Байкальская виза» тоже составляет примерно 70-75%. А среднегодовая загрузка всех гостиниц Иркутска находится в районе 45%. А в юбилейный год загрузка крупных гостиниц Иркутска находится на уровне 100%. В преддверии событий, связанных с 350-летием города и Байкальским экономическим форумом, столица Приангарья переполнена гостями.

Конкуренция не страшна

В ближайшее время будет запущен отель «Кортъярд Марриот», который станет первым в Иркутской области отелем, открытым под иностранным брендом. Отельеры Иркутска с нетерпением ждут этого события, не переживая, что новый объект переманит к себе часть клиентов.

«Мы с надеждой ждем открытия этого объекта, он, по нашему мнению, должен увеличить поток туристов. Причем турпоток в любом случае перерастет емкость номерного фонда «Мариотта», так что приезжие будут размещаться и в других гостиницах. Появление на рынке гостиничных услуг сильного игрока стимулирует конкуренцию и заставляет другие гостиницы улучшать свои стандарты обслуживания. Мы считаем, в результате появления такого отеля выиграют и гостиницы Иркутска, и наш город, и гости, которые будут проводить время в комфортных условиях», — говорит Станислав Леник.

Сергей Ежов тоже уверен, что с приходом на рынок такого серьезного игрока у гостиниц не останется выхода, кроме как продолжать постоянно улучшать свой уровень.

«В первую очередь конкуренции со стороны «Мариотта» нужно бояться гостиницам уровня «3-3,5 звезды» — «Ангаре», «Иркутску» (бывший «Интурист») и другим. За нашего клиента мы не переживаем, так как «Мариотт» рассчитан на другую аудиторию. Мы работаем не на туристов в чистом виде, а на человека, который приезжает в Иркутск по делам. Основные наши постояльцы — руководители крупных российских и международных компаний, представители власти, дипломатические делегации. Россиян больше, но значительную часть среди постоянных гостей занимают японцы, китайцы, французы, англичане и немцы», — отмечает управляющий отеля Sayen.

О проблемах

По мнению Станислава Леника, в гостиничном бизнесе Иркутска на данный момент существует четыре главные проблемы: рост тарифов на ЖКХ, рост тарифов на электроэнергию, повышение налогов и недостаток кадров. «Люди неохотно идут работать горничными и официантами и при первой возможности уходят в другие профессии», — говорит он.

Сергей Ежов тоже в числе основных проблем указывает нехватку квалифицированных специалистов. Практически каждый вуз и колледж в Иркутской области готовит специалистов для туризма, а взять на работу некого. «Проблема не только найти и обучить персонал. После того как вы воспитали высококлассного специалиста, появляется проблема, как его удержать. Значительная часть молодых людей, которые в перспективе могли бы составить золотой фонд гостиничного бизнеса города, уезжают».

«К сожалению, на рынке гостиничных услуг присутствует нечестная конкуренция, но я бы не хотел вдаваться в подробности, — продолжает перечислять проблемы Сергей Ежов. — Кроме того, в городе нет ни одного сертифицированного средства размещения. «Мариотт» открывается в формате «3,5 звезды», он открывается в рамках своих корпоративных стандартов, необходимую сертификацию в РФ отели международной сети Marriott International уже проходили неоднократно. Что касается остальных мест размещения — сертификация носит исключительно добровольный характер. Рынок находится в ожидании федерального закона об обязательной сертификации всех средств размещения. Это придаст рынку цивилизованности. У нашего отеля ни одной звезды нет. По существующим параметрам у нас «4,5 звезды», до пятерки нам не хватает только тренажерного зала и бассейна».

По его словам, процедуру сертификации его отель пройдет только тогда, когда будет разработано соответствующее законодательство. «Можно это сделать сегодня добровольно, а завтра окажется, что результаты добровольной сертификации недействительны. Мы не настолько богаты, чтобы оплачивать эту процедуру по несколько раз. Это достаточно затратное мероприятие».