Госдолг Иркутской области чреват дефолтом

Первый объединенный бюджет Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (УОБАО) был принят в первом чтении на прошедшей 21 ноября сессии Законодательного собрания (ЗС) Приангарья. Несмотря на претензии к бюджету, большинство депутатов сочло, что спорные моменты можно будет решить в ходе работы согласительной комиссии до второго чтения. Против принятия бюджета выступили депутаты от фракции КПРФ. Процесс подготовки бюджета затянулся, поскольку осложнился согласованием вопросов по финансированию УОБАО.

В то время, как зампред облсовпрофа Валерий Лукин (слева) предложил отклонить представленный проект, начальник департамента финансов администрации Иркутской области Ирина Бондарева (справа) планирует дефицит бюджета покрывать. Фото Евгения Козырева

Утвержденные параметры

Общий объем доходов региона в 2008 году составит 52,3 млрд рублей. По словам начальника департамента финансов администрации Иркутской области Ирины Бондаревой, «доходы областного бюджета в будущем году возрастут на 3,4% к уровню 2007 года, сводный индекс потребительских цен — на 7,7%, денежные доходы населения увеличатся на 15%». Примерно на 4,8% по сравнению с 2007 годом возрастут налоговые и неналоговые поступления в бюджет, которые составят 37 млрд рублей. Трансферты из федерального бюджета ожидаются в размере свыше 14 млрд рублей.

Расходы нового бюджета запланированы в размере 57,8 млрд руб., рост по сравнению с бюджетом-2007 составит 4%. Основной источник роста — повышение зарплаты бюджетников с 1 сентября текущего года на 15% и с 1 сентября 2008-го — на 7%. Госпожа Бондарева подчеркнула, что бюджет прежде всего социальный, поскольку 42,3% расходов будет направлено на финансирование социальной сферы. 35% средств бюджета запланировано на межбюджетные трансферты, которые будут направлены на поддержку муниципалитетов.

Дефицит бюджета Иркутской области был утвержден в размере 5,5 млрд рублей, что составило около 14,5% доходов региональной казны.

Дефицит бюджета был утвержден в размере 5,5 млрд рублей, что составило около 14,5% доходов региональной казны. Как сообщила госпожа Бондарева, отчасти источниками покрытия бюджетного дефицита должны стать выпуск областных долговых обязательств (ОДО) на сумму 5,1 млрд руб. и привлечение кредитов коммерческих банков. Госдолг Иркутской области, таким образом, составит 16,1 млрд рублей. Ирина Бондарева отметила, что этот показатель год от года увеличивается. Так, в 2008 году на его обслуживание из бюджета будет потрачено 847 млн рублей — по сравнению с 647 млн рублей в текущем году. «В целом увеличение сегодня государственного долга Иркутской области обусловлено тем, что проводится достаточно большая инвестиционная кампания», — заявила начальник департамента финансов.

Зарплата в ущерб здравоохранению

В новом году, в отличие от текущего, в бюджете в полной мере предусмотрены расходы на выплату заработной платы бюджетникам с учетом ее повышения на 7% с 1 сентября 2008 года. Но есть недостаток финансирования по другим разделам бюджета. Председатель комитета по гос­строительству и местному самоуправлению ЗС Людмила Берлина отметила, что заложено финансирование только на обучение новоизбранных глав территорий. Однако одновременно проходят выборы и в местные представительные органы власти, при этом обучение новоизбранных депутатов в бюджете не учтено. Также по сравнению с текущим годом в новом бюджете сокращены расходы на здравоохранение, что вызвало протест у депутатского корпуса. Депутат Гайдар Гайдаров заявил, что такой подход неприемлем — «здоровье нации должно быть в основе государственной политики». Например, не хватает около 1 млрд рублей — на медикаменты и питание в лечебных учреждениях, недофинансируется и ряд других не менее важных направлений.

Недостатки бюджета

Как оказалось, к бюджету не была приложена Адресная инвестиционная программа — представители обладминистрации пообещали представить ее лишь ко второму чтению. В первом же чтении депутаты были вынуждены «вслепую» утверждать капитальные расходы бюджета, не имея ни малейшего понятия, на что они будут направлены. Также в бюджет заложен ряд расходных пунктов, не подкрепленных нормативными актами — в том числе средства на возмещение разницы между тарифами и себестоимостью, возникающей в результате государственного регулирования цен на сжиженный газ, реализуемый населению Иркутской области. И это притом что программа газификации региона на предыдущей сессии была отклонена депутатами. Однако губернатор ввел программу своим решением. В результате администрации Иркутской области предложено ко второму чтению бюджета представить соответствующие нормативно-правовые акты, подтверждающие законность заложенных затрат. В противном случае депутаты намерены перераспределить эти суммы на другие цели.

Председатель Контрольно-счетной палаты Иркутской области Василий Митрофанов отметил, что параметры бюджета свидетельствуют о снижении роста валового регионального продукта (ВРП), что является очень тревожной тенденцией. Теоретически ВРП в 2008 году составит 500 млрд рублей, его номинальный рост — 112,5%. «Но реальный рост с учетом инфляции составит всего 3,5%, тогда как в среднем по России — более 6%», — заявил председатель КСП. Покрытие дефицита за счет роста госдолга Иркутской области приведет к тому, что в течение следующего года долг области составит около 17 млрд рублей. Если учесть, что существует еще и кредиторская задолженность региона, которая составляет 5,7 млрд рублей, то общая задолженность к концу 2008 года составит свыше 22 млрд рублей. Как подчеркнул господин Митрофанов, с учетом того, что доходная часть бюджета обозначена в размере 37 млрд рублей, размер долга составляет свыше 50% от собственных доходов региона. Однако в проекте бюджета будущего года никак не обозначены пути снижения госдолга, а кредиторская задолженность вообще не учтена. «Если взять сторублевые банкноты, склеить их между собой и расстелить эту ленту по всем дорогам Иркутской области, то мы как раз увидим размер государственного долга региона», — отметил депутат Юрий Фалейчик. По его мнению, нужно немедленно принять меры к замедлению роста госдолга и его замораживанию. Господин Фалейчик убежден, что дальнейшее наращивание госдолга может привести к тому, что регион будет вынужден объявить дефолт по внутренним долгам.

Против принятия бюджета

Комиссия по контрольной деятельности ЗС Иркутской области в лице ее руководителя Сергея Левченко предложила вовсе отклонить проект бюджета — до тех пор пока он не будет доработан в результате деятельности согласительной комиссии. Одним из основных аргументов «против» — недостаток средств в бюджете на финансирование сельского хозяйства. Решить эту проблему предлагалось за счет увеличения дефицита областного бюджета. Вице-спикер областного парламента, председатель бюджетного комитета Геннадий Истомин на это отреагировал просто, заявив, что «все хотелки в бюджете учесть невозможно». Депутаты сочли, что отчасти эту проблему можно решить в рамках подготовки ко второму чтению. Причем в отношении сельского хозяйства, по мнению господина Истомина, еще следует провести проверку рациональности используемых средств. «Мы же в День учителя или строителя машины не дарим, — отметил он. — Почему же работникам агропромышленного комплекса мы дарим трактора и комбайны? Причем стоимость одного комбайна в 10 раз больше премии, которую мы выплачиваем лучшему муниципальному образованию региона!» Он предложил проверить на предмет коррумпированности сельскохозяйственную сферу области.

С предложением отклонить предложенный проект бюджета выступил зампред облсовпрофа Валерий Лукин. Еще на общественных слушаниях 15 ноября он выражал сомнения в социальной направленности бюджета. По его мнению, бюджет не может быть социальным на фоне тотального урезания всех социальных программ. «Да, в нем, в отличие от бюджета прошлого года, нет перечня законов и программ, которые не будут финансироваться, — отметил господин Лукин. — На этот раз пошли по другому пути — заранее сократили те программы, на которые не будет достаточного финансирования».

И все же бюджет был принят в первом чтении большинством голосов — против него проголосовали только депутаты фракции КПРФ Сергей Левченко, Евгений Рульков и Илья Сумароков. Спикер ЗС Виктор Круглов взял на себя обязанности по контролю за согласительным процессом при подготовке бюджета ко второму чтению. На решение спорных вопросов администрации и депутатам отведено крайне ограниченное время — во втором чтении бюджет планируется рассмотреть 5 декабря.