Город, в котором ты можешь быть счастлив

Самый лучший способ познакомиться с городом — попытаться узнать, как здесь работают и как здесь любят, писал Альбер Камю. А еще мудрые люди утверждают, что ты можешь считать родным тот город, в котором счастлив. Мы поговорили с известными людьми об их взаимоотношениях с Иркутском. Каждый из них — профи в своей сфере. Каждый любит город по-своему, отдавая ему свой труд, энергию, талант.

Архитектура как зеркало времени

Всегда интересно беседовать с человеком, способным рассказать о хорошо знакомом всем предмете емко, образно, а главное интересно. Скажем, какой коренной иркутянин не слышал хоть что-то о городской архитектуре? Но в том-то и дело, что вопрос настолько разноплановый, что достойно обозначить его способен только специалист.

Своим экспертным взглядом на Иркутск делится директор, главный архитектор архитектурно-проектной фирмы «ГАБР» ОЛЕГ БАДУЛА:

— Слышала мнение, что практически любой дом с центральных улиц Иркутска мог бы украсить любую столицу мира. Вы согласны?

— Да, каменные дома на Карла Маркса и Ленина — это красивая архитектура, величественная пластика фасадов, которая привлекает туристов. Своеобразие старого Иркутска сложилось во многом благодаря купцам, которые были настоящими патриотами города и вкладывали в него свои средства. В архитектуре доходных домов намешано много стилей: мавританский, классика, элементы барокко. Есть даже такой термин — иркутское барокко. К примеру, Крестовоздвиженская церковь — яркий образец этого стиля.

— Но и советское время не было временем упадка в плане зодчества?

— Верно. В 1950-80 годах здесь работала целая плеяда талантливых архитекторов. Многие дома на улице Ленина построены в советское время. Огромный вклад в иркутское градостроительство внес Борис Кербель, работавший главным архитектором Иркутска с 1944 по 1970 год. Его архитектурные произведения стали неотъемлемой частью наших улиц и площадей. Работал он в стиле советской неоклассики. Проектировал здания геронтологического центра напротив Художественного музея, поликлиники на Карла Маркса, кинотеатра «Марат», жилые дома для завода им. Куйбышева и авиационного завода. Часть стадиона «Труд» с колоннадой, выходящая на драмтеатр, — тоже работа Кербеля. Борис Михайлович не только сам проектировал хорошие здания, но и являлся руководителем архитектурного цеха Иркутска.

Отдельное явление — это работы Владимира Павлова. Его футуристические творения 1970-80 годов внесли неповторимый колорит в облик города. В то время, когда не было богатого выбора строительных материалов, Павлов смог из простого кирпича и монолита создать силуэтные, запоминающиеся, мощные дома.

Олег Бадула: «Город — это живой организм. Он не может быть однообразным. Я противник дизайнерских кодов. И еще: архитектура — это портрет времени. Плохая — значит, время такое».

— В чем особенности этого стиля?

— Необрутализм, представителем которого является Павлов, зародился в 1950-е годы в США. Для него характерны четкие прямоугольные формы, стремление к выявлению естественной фактуры материалов и отказ от каких-либо декоративных приёмов. В постройках Павлова глухие поверхности сочетаются с четким ритмом проемов. Такие проекты очень сложно воплотить, особенно в нашем сейсмоопасном регионе. Но силой воли и таланта он смог это сделать. Павлов формировал целые микрорайоны Иркутска: Солнечный, Университетский, Первомайский. Архитектору удалось создать свою школу. Многие ученики Павлова и сегодня продолжают его дело. Работы зодчего высоко оценило профессиональное сообщество. Он становился лауреатом Всесоюзных смотров лучших архитектурных проектов и построек страны. Специальным решением Международного союза архитекторов на Всемирной триеннале Павлов включен в число 50 выдающихся архитекторов мира.

— А что касается современной архитектуры Иркутска. Есть ли сегодня какие-то градостроительные достижения?

— Одним из положительных примеров можно назвать «Театральный квартал» Александра Юшкова. Автору удалось создать камерное пространство двора, аккуратно сработать масштабом, вписать комплекс в окружающий контекст. Юшков высоко поднял планку в строительстве жилья, которую, по-моему, пока никто не преодолел. Но я жду такого же высокого уровня от жилого комплекса «Corso residence» (автор — Антон Жуков), он появится на месте бывшей чаеразвесочной фабрики. Белый дом с темным низом. Этакий отсыл к советской неоклассике. Мне близок этот стиль. Я и сам недавно закончил проект (так называемый дом Спешилова) на углу улиц Бурлова и Сурикова. Попытался поставить себя на место советских зодчих 1940-50 годов, у которых не было возможности использовать витражи и другие современные навороты.

Интересен, на мой взгляд, жилой комплекс «SUNCITY» Игоря Козака. Это пример качественной архитектуры и грамотно обустроенного внутридворового пространства, выходящего на залив. А вот «Японский квартал», который должен вырасти на месте бывшей ТЭЦ, разочаровал. Смотрел на эскизы и удивлялся: несмотря на то, что автор — известный японский архитектор, работе явно не хватает индивидуальности. Зная работы этого мастера, удивительно, что он так формально подошел к заказу.

— Как можете оценить обустройство общественных пространств?

— Интересный пример — «Ресторанный квартал» Николая Жуковского, расположенный между Байкальской и Партизанской. Приятное сочетание пропорций строений и особое отношение к внутреннему пространству. Кстати, это своего рода продолжение стиля Павлова: глухие поверхности, стеклянные ритмы, внешняя простота. Но в этом пространстве человеку уютно, у него не возникает ощущения подавленности.

«Ресторанный квартал» создан в рамках крупного проекта «Иркутские кварталы». Разработала его архитектор Елена Григорьева. Это попытка собрать разные места города (13 кварталов) в единую канву. А начало этой масштабной идее положил 130 квартал. Про него многое уже сказано. Очевидно, что это мощная градостроительная работа. И, как показало время, Иркутская слобода — место востребованное, живое, любимое иркутянами. Отмечу и благоустройство территории бывшего завода Куйбышева. Коллектив архитекторов во главе с Владимиром Стегайло создал качественное пространство с пешеходной улицей, подвесным пешеходным мостом.

— Блогер Илья Варламов, бывавший в Иркутске, считает, что у нас в городе дефицит уютных пространств, парков и скверов.

— Могу согласиться с ним лишь отчасти. Иркутск в последние годы в этом смысле движется вперед. Примеры: благоустройство Нижней набережной — добротный проект Сергея Демкова, Лисихинский парк — автор Андрей Красильников, парк в Солнечном, созданный Александрой Козак. Ну и, наконец, мемориальный комплекс «Иерусалимская гора». Для меня это уникальное пространство и уникальный опыт.

Сергей Ступин: «Для гостей Иркутска важен местный уникальный колорит, то, чего нет больше нигде. Это Байкал и деревянная архитектура, которая в последние годы стремительно разрушается».

Заняться разработкой концепции меня пригласили представители общественной организации «Иркутский исторический некрополь». Сама идея показалась очень интересной: создать мемориальный комплекс-музей под открытым небом, где иркутяне могли бы увидеть свою историю. В этом месте похоронено более 120 тыс. представителей разных конфессий. В том числе, Трапезниковы, Баснины, Медведниковы — известные иркутские купцы и другие персоны. Люди, которые формировали облик города.

Мы пробили основные пешеходные потоки. Оформили их зонами благоустройства. Установили информационные стенды, на которых рассказали о тех, кто здесь похоронен. Размещены и памятные знаки конфессий. Памятный знак православных в виде часовни стоит на центральной площади. Иудейской конфессии — на входе со стороны кукольного театра. В этом году должны установить знак мусульмане, католики и лютеране.

Сейчас мы получаем гранты на то, чтобы поднять сохранившиеся могильные плиты и установить таблички с указанием имен погребенных. Работы мы должны завершить в ближайшие два года. В результате иркутяне получат 20 гектаров благоустроенного пространства.

— Есть мнение, что Иркутску не хватает единого стиля, единой градостроительной мысли…

— Город — это живой организм. Он не может быть однообразным. Я противник дизайнерских кодов. И еще: архитектура — это портрет времени. Плохая — значит, время такое. Через тысячу лет люди, ведущие раскопки, на месте нынешних городов будут по крупицам судить о нашей эпохе. Время обмануть нельзя.

А теперь о грустном. С болью смотрю на главный перекресток города, где стоит обгоревший ТЮЗ и любимое мною здание бывшего Русско-Азиатского банка. Хотелось бы, чтобы старые здания восстанавливались, чтобы их фасады были ухоженными. Это наше достояние, наше своеобразие. Тем более, что Иркутск — туристический город. А старая каменная архитектура является важной составляющей его притягательности.

«Городу не хватает опрятности»

Директор Иркутского областного краеведческого музея СЕРГЕЙ СТУПИН:

— На мой взгляд, сеть учреждений Иркутска — государственных, муниципальных, частных, — в полной мере удовлетворяет разнообразные культурные запросы горожан и туристов. У нас замечательные театры, музеи, культурно-досуговые центры, разноплановая музыкальная жизнь. Но город остро нуждается в современном концертном зале. С хорошей акустикой и просторным залом.

А для гостей Иркутска важен местный уникальный колорит, то, чего нет больше нигде. Это Байкал и деревянная архитектура, которая в последние годы стремительно разрушается. Хотя островки обновленного, отреставрированного зодчества неизменно привлекают туристов. Есть имена, которые вызывают интерес у просвещенных людей: Валентин Распутин и Александр Вампилов, противоречивая историческая личность, тоже знаковая для Иркутска — Адмирал Колчак. Есть в нашем городе уникальные объекты. Среди них ледокол «Ангара» (старейшее в мире судно такого класса), куда идет большой поток посетителей круглый год. «Тальцы», несомненно, пользуются популярностью у путешественников.

Я люблю исторический центр. Обычно веду своих друзей, приехавших в гости из других городов, к Спасской церкви, потом гуляем по набережной до Знаменского собора. Люблю все, что связано с Валентином Григорьевичем Распутиным, те места, которые так или иначе были в его жизни.

Чего, на мой взгляд, не хватает городу? Общественных пространств, каких-то точек притяжения, особенно для молодежи. И еще — опрятности. К сожалению, на стенах зданий, даже в самом центре Иркутска множатся безобразные граффити, надписи, непонятные аббревиатуры. И это не красит город.

Артем Черноусов: «В Иркутске мало маршрутов для бегунов. Нужна нормальная дистанция, чтобы не наматывать круги до головокружения. Есть единственный маршрут по бульвару Гагарина и на острове Юность».

«Черпать золото не ситечком, а ковшом»

Чемпион Европы в стрельбе из пневматического пистолета в миксте с рекордами АРТЕМ ЧЕРНОУСОВ:

— Что нужно, чтобы региону добиться успеха в спорте, выйти на более высокий уровень? По личному опыту знаю: нужно вкладывать деньги в его развитие и достойные условия для тренировок. А еще для новых рекордов и медалей нужна заинтересованность тренеров в победах своих воспитанников. Чтобы спортсмены выступали на самом высоком уровне. Бывает, что наставнику достаточно какого-то третьего места на первенстве России, чтобы ему выплатили премию, а его воспитанник получил ставку. От честолюбия тренера зависит и настрой его подопечного. Плюс к этому спортсмену необходимо «включать» мозги. К сожалению, многие всю жизнь занимаются спортом и даже не пытаются думать. А спорт — это не только физическая подготовка, но и интеллект.

Для технических видов спорта необходимо вкладываться в инфраструктуру и закупку инвентаря. И речь не только о стрельбе, но и о велоспорте, керлинге. Основное — не жалеть денег на оснащение. Велоспорт — это велосипеды. А велодорожки — это больше тема урбанистики. Но я «болен» этой темой. К слову, в Иркутске мало маршрутов для бегунов. Нужна нормальная дистанция, чтобы не наматывать круги до головокружения. Есть единственный маршрут по бульвару Гагарина и на острове Юность. Было бы здорово, если бы такие дистанции — разные и хорошие — появились.

Нужно искать талантливых ребят. Но у нас, например, на базе ДОСААФ маленький тир. Когда проводится набор в школу, мы вынуждены отсекать много претендентов просто потому, что им негде будет стрелять. К тому же у нас всего два тренера по пистолету. По идее, нужно организовать большой набор, чтобы было из кого выбирать, чтобы процент попадания талантливых людей в этот спорт был больше. Это как золото на прииске: можно черпать ситечком, а можно большим ковшом.

Екатерина Санжиева