Город для людей?

Качество городской среды — тема, о которую уже не один год ломают копья урбанисты, социологи, проектировщики в большинстве городов России. Термина «городская среда» с его расшифровкой нет ни в одном нормативном документе. А потому простор для полета фантазии — что же входит в это понятие — практически безграничен. Изучив проводившиеся рейтинги городов России по этому неоднозначному показателю, «Иркутск» остановился на одном, самом последнем. Как выглядит наш город в сравнении с другими по уровню качества среды и что нам предстоит изменить в лучшую сторону — в материале Олега Усова.

Территория Иркутска, надо отдать должное, в последние годы заметно пополнилась благоустроенными площадками для отдыха и прогулок горожан. Фото Евгения Козырева

В борьбе за молодежь

«Иркутск — город удобный для жизни, привлекательный для креативного класса, неформальная столица Байкальского региона, максимально использующий рекреационный потенциал». Именно так в одном предложении в 2012 году были прописаны опорные точки будущего Иркутска в Стратегии его развития до 2025 года. Документ, созданный при активном участии общественных деятелей, бизнес-структур, простых горожан, детально расписывает, какой должна быть столица Приангарья. Должна быть, если хочет конкурировать с другими городами прежде всего за людей.

«Условием конкурентоспособности становится умение и возможность привлекать человеческий капитал, в первую очередь активных жителей, так называемый креативный класс», — прописано в документе. Там же оговаривается, что для успешной конкуренции важно «правильное позиционирование», которое позволяет «выделить свою нишу и сделать ее привлекательной как для жителей Иркутска и бизнеса, так и для позиционирования в масштабе России».

Сейчас весьма интересно рассмотреть подробнее, что предполагалось предпринять для повышения привлекательности Иркутска. А в сравнении с оценкой качества жизни в городе, данной Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации, еще и очень показательно.

Мечты и явь

Видение властей Иркутска с комфортной городской средой выглядит, на первый взгляд, очень перспективно. Главный тезис: «Иркутск — это гармоничный город, в котором хорошо учиться, работать и жить, куда хочется вернуться» — обобщает ряд требований, заявленных в ходе разработки стратегии представителями того самого креативного класса. Среди них — высокая плотность объектов бытового сервиса и торговых услуг, наличие большого числа разнообразных публичных пространств, наличие зеленых зон, интегрированных в городскую среду. Не забыли создатели стратегии упомянуть и градостроительные пожелания иркутян. Историческая застройка, согласно им, должна быть сохранена и включена в современный оборот. А районы города должны перестать выполнять только одну функцию: жилую, промышленную, коммерческую, административную.

Спустя два года после создания стратегии Иркутск в числе 37 городов России с населением более 500 тыс. человек подвергся всестороннему анализу социологов Финансового университета при Правительстве РФ. Как раз с точки зрения качества жизни людей и как раз по практически тем же параметрам, что прописаны в документе. Исследование подтвердило, что городской среды, привлекательной для иркутян в Иркутске, к 2014 году так и не появилось.

Столица Приангарья не вошла даже в десятку лучших ни по одному из показателей, заявленных в исследовании. В общем рейтинге исследованных российских городов по качеству жизни Иркутск занимает весьма показательное 12-е место с конца, или 26-е в списке.

От середнячка к аутсайдерам

Самый лучший результат Иркутска — в рейтинге городов по качеству сферы образования (16 место из 37). В столице Приангарья расположены два десятка высших учебных заведений, местных либо столичных филиалов, ежегодно притягивающих к себе тысячи абитуриентов не только с Иркутской области, но и соседних регионов. У нас же находится известный на всю страну Иркутский научный центр СО РАН.

Но как значится в той же стратегии, «можно сколько угодно направлять усилия на подготовку молодых ученых и талантливых изобретателей, однако наиболее конкурентоспособные из них при прочих равных условиях уедут туда, где жить и работать удобнее». Вот в плане такого удобства Иркутск пока еще в числе отстающих.

Так, существенно испортили общую картинку комфорта в столице Приангарья (согласно исследованию Финансового университета) неудовлетворенность населения работой системы здравоохранения, безопасностью города (35 место из 37) и состоянием дорожного хозяйства (33 место из 37). Последнее — давняя головная боль Иркутска. Дело в том, что исторические особенности застройки вместе с продолжающимся ростом автопарка и не поспевающим за ним дорожным строительством приводят к появлению все новых и новых мест заторов. Влияет и маятниковая миграция: как на личном, так и на общественном транспорте на работу в Иркутск ежедневно приезжают жители Шелехова, Ангарска, Усолья-Сибирского, Мегета, Хомутово и других близлежащих населенных пунктов.

Качество дорожного покрытия — еще одна больная тема. В городе каждый год объявляют «охоту на ямы», однако число выбоин на дорогах продолжает только расти. Ямочные ремонты, отсутствие денег на строительство новых развязок и расширение магистралей в итоге приводят к отсутствию мобильности населения.

Но транспортная инфраструктура требует действий не только в части модернизации трасс. Давно назрела необходимость совершенствования работы общественного транспорта Иркутска. Обновление подвижного состава муниципальных и частных перевозчиков, разработка новых маршрутов, четкий график движения транспорта — это тот минимум пожеланий иркутян, который так и не выполняется.

Больше парков, больше зелени

Странным образом в данном исследовании качества жизни российских городов тема зеленых зон и общественных пространств прошла вскользь. Хотя их прямая взаимосвязь с комфортом мегаполисов очевидна. Территория Иркутска, надо отдать должное, в последние годы заметно пополнилась благоустроенными площадками для отдыха и прогулок горожан. Однако их число все еще недостаточно.

Большой вклад в развитие общественных пространств областного центра внесла подготовка к 350-летию. Тогда город довольно быстро и заметно преобразился: «пачками» устанавливались новые скульптуры, увеличилось число пешеходных зон, появились указатели и прочая туристическая инфраструктура. Но эйфория продлилась недолго. Уже на следующий год объем бюджетных вливаний в городскую среду значительно иссяк. Все надежды чиновники теперь вновь возлагают на муниципально-частное партнерство. В этом году, как рассказал начальник управления экологии администрации Иркутска Владимир Чубук, в городе появится ровно столько же клумб, зеленых фигур, что и в прошлом году. На цветочное озеленение Иркутску в этом году дали 24 млн рублей. Этого хватит ровно на украшение цветами около 40 объектов озеленения. Всего высажено будет более 400 тыс. саженцев, еще порядка 10 тыс. подготовлены для замены пропавших, вытоптанных цветов.

Парки города в этом году ждут только работы по содержанию. «Разбивка новых скверов и парков — это очень дорогостоящее мероприятие. У нас лежит полтора десятка готовых проектов стоимостью от нескольких миллионов до десятков миллионов рублей. Решать этот вопрос мы сейчас можем только в рамках муниципально-частного партнерства, добровольных акций», — говорит Владимир Чубук. В числе готовых к воплощению в жизнь проектов — сквер по ул. Маршала Конева, сквер в районе дома №217 по ул. Розы Люксембург, сквер по ул. Советская, площадка в районе пересечения улиц Макаренко и Шишкина, большой сквер в границах улиц Байкальская, Дыбовского и проспекта Жукова. На озеленение и создание дорожек на этих предложенных участках требуется от 5 до 85 миллионов рублей — в зависимости от площади.

Разработаны уже и проекты нескольких новых скульптур — это «Дюймовочка на цветке», «Учитель». Первую можно было бы разместить в небольшом сквере, вторую — на территории одной из школ города или же Педагогического института ИГУ. Однако, опять же, нужны спонсоры. Стоимость создания первой скульптуры — 1,5 млн рублей, второй — 4,3 млн.

Примером воплотившегося в жизнь партнерства администрации Иркутска и бизнеса может послужить реконструкция парка «Комсомольский». Концессионное соглашение по реконструкции территории парка было заключено 15 апреля на 25 лет с сетью парков развлечений «Капитал групп». Предполагается, что проект будет реализовываться в течение трех-четырех лет, после чего откроется под названием «Дружба народов». Воплотятся ли задумки в жизнь, покажет время. Истории того же ЦПКиО, по сути, прекратившего свое существование, уже порядка десяти лет. А конца и края не видно.