Горнолыжников прокатят по QR-кодам

К середине ноября уровень бронирования туров на новый год в Шерегеше и на Алтае достиг 70–100%
Гостиницы Шерегеша к середине ноября забронированы на новогодние каникулы на 100%. В соседнем Алтае не осталось свободных номеров на праздники в дорогих отелях. Однако участники рынка туристических услуг сомневаются, что заявленный спрос сохранится до конца декабря. Уже сейчас на фоне ужесточения коронавиурсных ограничений туристы начинают массово отказываться от новогодних броней, сообщают гостиничные операторы. Ситуацию может усугубить перспектива введения QR-кодов на самолетах, считают участники рынка. Это ограничит поток «дорогих» туристов из европейской части России, интерес которых к сибирским курортам уже подогрел цены на размещение в среднем на 30–70%.

Конец ноября — начало декабря на Шерегеше — один из пиков сезона, и из-за антиковидных ограничений курорт может потерять до 40% турпотока. Фото Станислава Денисенко

Гостиницы в горнолыжном курорте Шерегеш в Кемеровской области, к середине ноября забронированы к новогодним праздникам на 100%, сообщили „Ъ‑Сибирь” в министерстве туризма и молодежной политики Кузбасса. Всего гостям доступны 83 гостиницы на 3400 мест. Участники рынка эти данные подтверждают, но опасаются, что благоприятная сейчас ситуация может измениться из-за коронавирусных ограничений: с 15 ноября в регионе действуют QR-коды для посещения общепита. Планировалось, что их будут требовать и для заселения в отели, но в субботу власти приняли решение отложить эту меру до 20 января 2022 года.

Управляющая гостиницей «Айс» Нина Вибе отмечает, что новогодние даты традиционно популярны у посетителей Шерегеша. «Бронирование на зиму мы открыли в июле и сразу же получили массу звонков по поводу нового года. Однако изначальное решение властей ввести и для отелей систему QR-кодов подпортило ситуацию: есть те, кто отказался от брони именно из-за этого. Сейчас введение QR-кодов отложили до конца января и мы надеемся, что все, кто хотел приехать, все-таки смогут это сделать», — сказала она. Другой участник гостиничного рынка Шерегеша, попросивший не называть его имени, отметил, что на новогодние праздники уровень бронирования действительно доходит до 100%, но в регионе есть еще один период повышенного спроса, который из-за введенных ограничений может потерять до 40% турпотока: «Конец ноября — начало декабря для нас второй „новый год”, потому что на открытие горнолыжного сезона едут москвичи. Когда еще ни в Австрии, ни в Сочи кататься нельзя, к нам приезжает хороший московский турист с деньгами, сразу дней на десять. Но ситуация с QR-кодами, когда они то нужны, то не нужны отпугивает желающих отдохнуть». По его оценкам, вероятность распространения действия QR-кодов на самолеты может еще сильнее повлиять на турпоток.

О высоком уровне бронирования на новогодние каникулы по состоянию на середину ноября говорят и участники рынка туристических услуг в Алтайском крае. По данным вице-президента Алтайской региональной ассоциации туризма Александры Томашевич, в Республике Алтай и Алтайском крае номерной фонд на новогодние праздники забронирован в среднем на 70%. При этом в дорогих объектах размещения, которые традиционно раскупаются быстрее, мест практически не осталось, говорит Александра Томашевич. В регионе также с 15 ноября введена система QR-кодов, которая распространяется не только на заведения общепита, но и на весь комплекс гостиничных услуг. «Заполняемость очень высокая, но введение QR-кодов уже сейчас влияет на спрос. Есть аннуляции броней, потому что решение о введении этой системы было для всех неожиданным», — сказала она, отметив, что отказы уже носят массовый характер.

Заместитель гендиректора сети санаториев «Курорт Белокуриха» Михаил Шефер сообщил, что по состоянию на 16 ноября бронирование на дни новогодних каникул в его сети находится на уровне 70%, однако в связи с введением QR-кодов часть посетителей отказываются от своих планов. По его оценке, общий отток туристов из-за этой ограничительной меры составит 10–15%.

Стоимость размещения на Алтае, по оценке госпожи Томашевич, с прошлого года выросла на 10–50% в зависимости от спроса на конкретные объекты. «Есть тренд на качественные, дорогие средства размещения, потому что клиент поменялся — по сравнению с 2019 годом стало в разы больше туристов из европейской части России. Такие средства размещения заполняются хорошо, они без проблем поднимают цены и продолжают хорошо заполняться», — пояснила она.

Гостиничные операторы Шерегеша также отмечают продолжение наметившегося в прошлом году тренда на увеличение доли обеспеченных туристов из европейской части страны. «В прошлом году было очень много ребят из Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга. В декабре большая часть туристов приезжает из европейской части России, до 1 декабря — в основном местные, а в новогодние праздники — 50 на 50», — отметила госпожа Вибе. По ее данным, в этом году цены на размещение держатся на уровне прошлогодних — тогда рост относительно 2019 года составил до 50%: «У нас динамическое ценообразование: мы устанавливаем тариф в зависимости от загрузки. Если даты слабые, то цена остается на месте, если видим большой спрос, то тариф поднимается». По информации компании «Сибшахтострой» (владеет гостиницами «Ольга» и «Берлога»), в период с 2020 по 2021 год стоимость размещения в Шерегеше выросла на 30–70%. Другой участник рынка отмечает, что в его гостиницах цены в этом году выросли на 10%, в других объектах размещения, особенно с динамическим ценообразованием, рост на отдельные даты может быть и двукратный: «В том году спрос был очень большой, номеров не хватало, люди подняли цены и по ним все было раскуплено. Поэтому в этом году многие, не стесняясь, еще подняли цены».

Управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский отмечает, что цены на услуги объектов туристической отрасли формируются, как правило, по динамическому сценарию. При этом, по его словам, цена может подниматься не только на растущем спросе, но и при низкой загрузке номерного фонда: «Чтобы выживать, игроки отельной индустрии вынуждены перекладывать проблемы с низким турпотоком на потребителей своих услуг». По его оценкам, перспективы введения QR-кодов в воздушном транспорте действительно могут создать серьезные проблемы для туристических объектов Сибири. Эксперт отмечает, что в рассматриваемых правительством поправках о новых коронавиурсных ограничениях есть «переходный период» до 1 февраля, который, однако, добавляет господин Жарский, не мешает властям регионов принимать решения на местах. К примеру, в Хабаровском крае в самолет без QR-кода не пустят уже с 1 декабря. «Гостиничный бизнес сейчас максимально заинтересован оттягивать принятие такого решения, мотивируя это экономическими выгодами для региона. Потери туротрасли с учетом ситуации в прошлом году могут быть весьма ощутимыми», — считает эксперт.

Дарья Решетникова, Даниил Тарабукин