Горизонты байкальского туризма

Зимний отдых на Байкале нуждается в раскрутке и правильном позиционировании
Турпоток в Приангарье растет: в 2014 году Иркутскую область посетили более миллиона человек. Увеличилось число иностранцев, которые приезжают в регион. Если в 2013 году в Иркутскую область из других стран приехали 79 тыс. человек, то в 2014 — уже 83 тыс. гостей. Однако эти цифры — не предел, уверена исполнительный директор ассоциации «Байкальская виза» Татьяна Тененбаум: потенциал Приангарья позволяет принимать до 5 млн человек в год. Для того чтобы достичь этого показателя, нужно работать на туристов из азиатских стран, ликвидировать понятие сезонности и раскручивать бренд Байкала во всем мире, уверена эксперт.

— Татьяна Олеговна, как вы можете охарактеризовать турсезон-2014?

— В целом сезон был успешным, мы заметили увеличение турпотока. Однако из-за сложной экономической ситуации и натянутых отношений с Европой часть гостей, которые могли бы к нам приехать, так и не попали на Байкал. На мой взгляд, в этом году сезон во многом спасли азиаты. По официальным данным, в этом году к нам приехало более 21 тыс. туристов из Китая — это в два раза больше, чем в 2013 году. По сообщению туристической ассоциации «Мир без границ», Иркутская область оказалась на шестом месте среди самых популярных мест России, которые посещают китайские туристы. Также велик турпоток из Южной Кореи. Это объясняется территориальной близостью, наличием прямого авиасообщения и безвизовым режимом. В следующем году, возможно, вырастет число гостей из Монголии: в ноябре 2014 года между нашими странами был отменен визовый режим, а эта мера всегда положительно сказывается на турпотке.

Я считаю, что Приангарью нужно усиленно работать с азиатскими странами. Менталитет жителей Китая, Японии и Кореи таков, что Иркутская область им близка — по климатическим условиям, по часовому поясу, по виду отдыха. Азиаты не едут за пляжным отдыхом — они предпочитают долгие прогулки, экскурсии по памятникам архитектуры, чистый воздух за городом. Поэтому в этих странах надо особенно тщательно проводить работу по популяризации бренда Байкала.

— А что вы скажете о европейских туристах?

— С этим направлением тоже надо работать. В 2015 году поток европейцев в регион, вероятнее всего, вырастет. Обычный путешественник редко смотрит на политические отношения между его страной и тем государством, куда он едет. Его больше волнует стоимость поездки: цена — определяющий фактор. Сейчас, из-за падения рубля по отношению к основным мировым валютам, на Байкале на 500 долларов можно жить неделю! При таком выгодном для европейцев курсе мы ожидаем, что летом к нам приедет множество гостей из Старого света.

— Вы говорили о популяризации бренда Байкала на мировом уровне. Что вы имели в виду?

— Все продажники знают простую истину: товар, который можно посмотреть и пощупать, продается намного лучше, чем тот, про который просто рассказывают. Развивать интерес к Байкалу нужно по такому же сценарию, показывать товар лицом: организовывать пресс-туры для туроператоров и журналистов, заниматься съемкой фильмов и рекламных роликов о Байкале. В общем, возить сюда людей, чтобы они могли потом поделиться своими живыми впечатлениями с путешественниками. При поддержке городских и областных властей региональные туроператоры готовы участвовать в этом процессе: за свой счет устраивать экскурсии для таких гостей, заселять их в свои гостиницы. Подобный опыт уже был: прошлым летом в Иркутск приезжала группа журналистов из Франции. Однако лето — и так высокий сезон, поэтому сегодня особый акцент надо сделать на развитие зимнего туризма.

— Возможно ли сделать зимние и весенние месяцы привлекательными для туристов?

— Да, возможно. В сознании многих людей закрепилось мнение, что зимой в Сибири морозы, но этот стереотип нужно ломать. На Байкале климат мягче, чем в Иркутске, и при этом огромное количество зимних развлечений: катание на хивусах, путешествия на собачьих упряжках, беговые лыжи, коньки, различные экскурсии, например, на лежбище нерп на Ушканьих островах. Обязательно надо развивать горнолыжное направление в Байкальске и Листвянке: кататься на лыжах и сноубордах с видом на Байкал — это дорогого стоит. Даже обычный для иркутян выезд на машине на метровый байкальский лед — уже огромное развлечение для многих людей. Нам есть, чем привлекать гостей зимой, надо только донести эту информацию до потенциальных туристов. При правильном позиционировании Иркутская область готова принимать до 5 млн человек в год. Экономический эффект от этого для области будет огромный, на уровне 200-300 млрд ежегодно, при этом мы сможем создать порядка 50 тыс. рабочих мест, а это решит проблему с оттоком перспективных работников из Иркутской области, который мы все сейчас наблюдаем. Количество в 5 млн человек абсолютно реально. Например, горнолыжный курорт «Шерегеш» принимает за сезон 1 млн туристов, а с января по октябрь 2014 года Сочи принял 4 млн 851 тыс. туристов. А это город с постоянным населением менее 400 тыс. человек. Нам также следует пойти по пути проведения фестивалей, подобных Сочи, как КВН и «Новая Волна». Конечно, это требует первоначальных фундаментальных вложений в проекты вместительных концертных залов, дорог, инфраструктурных объектов вроде монорельсового поезда по маршруту «Иркутск — Листвянка» и канатной дороги по маршруту «Листвянка — Порт Байкал».

— Но готов ли регион принимать такое количество гостей с точки зрения наличия инфраструктуры и экологической безопасности?

— Такой турпоток появится не одномоментно. Как только турбизнес увидит, что рост числа туристов на уровне 15-20% в год есть, он начнет вкладывать деньги в строительство гостиниц, ресторанов, разработку новых туристических маршрутов. Но при этом должны быть вложения и от властей — в частности, инвестиции в строительство дорожной инфраструктуры и инженерных сетей, на Байкале с этим большие проблемы. Что касается экологической обстановки в регионе, то она не ухудшится. Когда туристы сконцентрированы, передвигаются по определенным маршрутам, то, сколько бы их ни было, экология не страдает. Потому что ни один рачительный владелец и собственник не позволит загрязнять свою территорию.