Гоголь высунул нос

Оперетта «Сорочинская ярмарка» вернулась на сцену иркутского музыкального театра после почти полувекового отсутствия. Поставить ее руководство театра доверило недавно окончившей режиссерское отделение Петербургской академии театрального искусства артистке Ирине Мякишевой. Перед ней стояла задача создать на сцене настоящий праздник — яркий, жизнерадостный, веселый. Результат можно было оценить в конце ушедшей недели, когда новая постановка была впервые представлена публике.

Оперетта «Сорочинская ярмарка» порадует зрителей веселыми песнями и зажигательными танцами. Фото Марины Свининой

Оперетта «Сорочинская ярмарка» по одноименной повести Николая Гоголя имеет богатую историю. Во-первых, это первая советская оперетта, созданная на материале классической русской литературы (произведение датируется 1936 годом). Во-вторых, Иркутский театр музыкальной комедии счел своим долгом поставить «Сорочинскую ярмарку» в первый же год своего существования — в 1941 году. В-третьих, удивительно, как в советское время до сцены допустили музыкальное произведение, одним из важнейших мотивов которого является сюжет с чертом, ищущим свою красную свитку (вид народной верхней одежды). Плюс к тому, создавая либретто, авторы Леонид Юхвид и Михаил Авах черпали вдохновение и в других повестях Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Так что разной мистики в этой оперетте хоть отбавляй, но все же главным ее настроением является отнюдь не страх перед дьяволом, но безграничное пьяное веселье.

«Хочется веселья, праздника и большой настоящей оперетты — с танцами, песнями и победой добра, — говорит постановщик спектакля Ирина Мякишева. — Все уже устали от бесконечных плохих новостей из телевизора». Работа началась еще в мае и продолжилась после летних каникул. Таким образом, у театра было почти два месяца, чтобы подготовить полноценную яркую премьеру наступившего сезона. «Это целое полотно, — признается новоиспеченный режиссер театра Ирина Мякишева, которая до этого ставила в музыкальном две небольшие детские сказки. — То, что ставила до этого, — такая мелочь по сравнению с этим спектаклем!» Пьесу пришлось сокращать, чтобы уместить ее в двухактную постановку продолжительностью два часа сорок минут.

В Иркутском музыкальном театре им. Н.М. Загурского «Сорочинская ярмарка» ставится уже в четвертый раз. До этого она ставилась на сцене в 1941 году (в год создания Иркутского театра музыкальной комедии), затем новые версии этой оперетты появлялись в 1951 и 1964 годах.

Ирина Мякишева, став режиссером, по ее признанию, пока не готова оставить актерскую службу. «Прежде всего я актриса и хочу ей оставаться, — говорит она. — Если мне будут предлагать ставить что-то в театре, я, конечно, с удовольствием буду этим заниматься, но оставлять сцену я не намерена. Я еще не наигралась». Вот и в этом спектакле она оставила роль и для себя. Она играет во втором составе роль цыганки — не главный, но ключевой для развития действия персонаж.

Согласно сюжету, зажиточный казак Солопий Черевик (в разных составах эту роль играют Николай Мальцев и Владимир Попов) приехал на Сорочинскую ярмарку продавать лошадь и пшеницу вместе со своей женой Хиврей (Елена Бондаренко, Вера Щепеткина) и дочкой Парасей (Александра Гаращук, Светлана Щерботкина). На торговой площади они встречают кума Черевика Цибулю (Владимир Антипов, Александр Айдаров) с женой Мокриной (Людмила Борисова, Юлия Панченко), после чего мужчины сразу отправляются в шинок, чтобы отметить радостную встречу. Парасю же видит молодой парубок Грицко (Михаил Лямин, Гейрат Шабанов), который тут же влюбляется в гарну дивчину, однако успевает поссориться с ее мачехой. Грицко намерен жениться, но свадьба может не состояться из-за вражды с будущей тещей, и тогда помочь парубку обещают цыгане — вездесущие спутники ярмарки. Они заставят поверить всех героев в то, что ярмарка проклята и по ней рыщет сам черт в поисках когда-то утраченной красной свитки… Развитие сюжета сопровождается множеством веселых (и не очень) украинских песен, зажигательных танцев и яркой музыки композитора Алексея Рябова.

«Давно не было такой прекрасной музыки в театре — полноценной, симфонической, развернутой, — говорит постановщик спектакля Ирина Мякишева. — «Сорочинская ярмарка» — это настоящая музыка. Когда мы приступили к работе, все артисты говорили: как приятно петь под эту музыку». Музыкальным материалом довольна и балетная часть труппы.

Как говорит балетмейстер Дмитрий Устюжанин, приехавший на эту постановку из Санкт-Петербурга, ему пришлось перелопатить кучу фольклорного материала, чтобы найти точные движения, которые бы, с одной стороны, не противоречили народной украинской культуре, а с другой — были понятны сегодняшнему зрителю. «Несмотря на то что весь спектакль построен на народной культуре и фольклоре, не стоит забывать, что это все-таки стилизация, и композитор Рябов не ставил перед собой задачу показать аутентичную украинскую музыку, так же и я не стремился сделать один в один танцы времен XIX века в Малороссии».

Как бы то ни было, но, судя по предпремьерному показу, постановочной группе удалось достигнуть всех поставленных целей. Спектакль и правда получился зрелищным, ярким, веселым. Вот только если еще раз вернуться к истории этой оперетты и посмотреть на даты постановок «Сорочинской ярмарки» хотя бы на примере иркутского театра, можно заметить, что она появлялась на сцене в далеко не самые радужные времена. Напротив, она была призвана отвлечь граждан от глобальных народных и государственных проблем. Стоит ли в этом усматривать мистический флер гоголевских произведений или руководство театра настолько прозорливо, что предчувствует наступающую грозу, а может быть, и правда просто все соскучились по легкой праздничной бесшабашности — ответ на этот вопрос пусть каждый ищет для себя сам.