Гоголь в эпоху постмодернизма

устал вертеться в гробу
На экранах российских, и в том числе иркутских, кинотеатров с 30 января начался показ отечественного высокобюджетного хоррора «Вий» режиссера Олега Степченко. За первый уикенд картина побила все мыслимые рекорды и на старте стала чемпионом по кассовым сборам, обойдя даже приснопамятный «Сталинград» на целый миллион долларов. Неужели в России научились снимать качественное зрелищное кино? Несмотря ни на что, ответ «нет».

Гоголю вообще не везет с экранизациями. И хотя фильмы по его произведениям снимают чуть ли не с самого изобретения кинематографа (первая киноверсия «Вия» появилась еще в 1909 году), вряд ли кто-то сможет назвать хоть один шедевр мирового кинематографа, сценарной основой которому послужила проза этого писателя. Первое, что приходит на ум, при ответе на этот вопрос — экранизация «Вия» 1967 года, известная прежде всего как первый и последний фильм ужасов, снятый в СССР (что само по себе скорее забавный факт, чем художественная заслуга). Кстати, эта картина Георгия Кропачева и Константина Ершова с Леонидом Куравлёвым в роли Хомы Брута и Натальей Варлей в образе помершей панночки в свое время стала лидером советского кинопроката, ее посмотрели, согласно данным «Википедии», 32,6 млн зрителей.

Новый «Вий» Олега Степченко сумел привлечь внимание тоже довольно приличного количества зрителей — в кино на первые показы ужастика отправились более 2 млн россиян. Впрочем, как мы знаем, кассовые сборы и зрительский успех никогда не являлись показателем высокохудожественности. В конце концов, есть высокое искусство, остающееся в веках, а есть коммерческие поделки на потребу дня. Рассматриваемая картина, безусловно, относится ко второй категории. Но если учесть, что снималась она чуть ли не 10 лет, опоздание к сегодняшнему дню было неизбежным.

За это время много чего поменялось, в том числе в мировом кинематографе развлекательного толка. И при просмотре картины отчетливо видно, как создатели старательно вбирали в свой фильм все достижения западного киноискусства от Гильермо дель Торо до Тима Бертона и Тимура Бекмамбетова. Собственно, «Вий» Олега Степченко, как и «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» Бекмамбетова, тоже своего рода мэшап — слишком уж вольная фантазия на тему, возникшая на основе двух не связанных друг с другом первоисточников. В чистом виде постмодернизм, доведенный до крайней степени. Но, в отличие от простого и понятного «Охотника на вампиров», Степченко не смог совладать со слишком уж запутанной историей, которую сам же вместе со сценаристом Александром Карповым и придумал, а потом еще несколько раз переписывал.

Согласно сюжету, в силу некоторых обстоятельств любовного толка английский картограф Джонатан Грин вынужден отправиться в дальнее и длительное путешествие по Восточной Европе. В ходе своих не вполне научных изысканий он оказывается в экзотической дикой деревеньке, живущей в страхе перед нечистой силой, которая якобы обитает в заброшенной церкви. Любопытствующий англичанин-материалист пытается разобраться в загадочной истории исчезнувшего Хомы Брута, который пропал после нескольких суток отпевания утопленницы панночки.

В картине неловко смешаны не только сюжетные линии, которые зачастую просто не доведены до конца, но и жанры (тут тебе и детектив, и триллер, и хоррор, и даже комедия), из-за чего все время сбиваешься, под каким углом смотреть этот фильм. В результате ответ на вопрос, о чем фильм, остается без ответа не только для зрителя, но, скорее всего, и для режиссера. В какой-то момент даже кажется, что все происходящее — лишь плод воображения упившегося в дым европейца, на чей мозг так повлияло непонятное зелье под названием горилка.

an396003Идиоматическое выражение про то, что кто-то перевернулся гробу, кажется, возникло как раз в связи с именем Гоголя. После выхода новой версии «Вия» бедный писатель, наверное, просто завертелся волчком. Может, уже пора оставить несчастного в покое, а просто-напросто попробовать его вдумчиво перечитать?

Впрочем, развлекательное кино, которое с каждым годом все более напоминает аттракцион в парке завлечений, тоже должно двигаться вперед. В этом смысле «Вий» Олега Степченко, который лучше всего смотреть в кинозале системы 4D-MAX INvision в «Баргузине», идет в ногу со временем. Впечатляющие 3D-эффекты и качественная компьютерная графика наиболее выгодно воспринимаются на увеличенном экране с повышенной четкостью в современных суперлегких 3D-очках и вибрирующих креслах. И тем не менее сам фильм все это не спасает.