Год художеств

Уходящий год, как и предыдущие, был богат на события в культурной жизни Иркутска. Однако в этот раз немало этому поспособствовал юбилей столицы Приангарья — благодаря 350-летию все как-то оживились и старались сделать что-нибудь значимое в честь знаменательной даты. Пожалуй, больше всего отличилась в этом художественная сфера Иркутска, а именно музейщики, галеристы и собственно художники.

Академическое искусство

Заместитель директора по научной части Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева Татьяна Огородникова отмечает, что в этом году в музее состоялось сразу несколько действительно крупных и значимых для города проектов. «В принципе мы все свои выставки этого года, а их было около 70, посвятили 350-летию города, — говорит она. — Но были среди них проекты, которые специально делались под юбилей. Например, выставка из собрания Государственного Эрмитажа, которая, кстати, тоже оказалась юбилейной — это была десятая по счету экспозиция из фондов одного из самых известных музеев мира, проведенная в Иркутске». Экспозиция получила название: «Мастер и его творение. Произведения западноевропейской живописи, скульптуры и графики из собрания Государственного Эрмитажа» — проект специально готовился петербургскими искусствоведами для иркутского музея на протяжении почти двух лет.

87 произведений искусства — скульптура, живопись и графика представляли лучших авторов ХVI-XVIII веков и давали возможность проследить, как менялись школы и направления западноевропейской живописи на протяжении трех столетий. Кураторы при формировании экспозиции стремились руководствоваться прежде всего художественными достоинствами произведений, поэтому в Иркутск привезли настоящие шедевры, некоторые из которых пришлось изъять из постоянной экспозиции Эрмитажа. «Часть произведений, привезенных в Иркутск, очень известны и являются, по сути, лицом Эрмитажа», — отмечала на открытии сотрудник петербургского музея Ирина Етоева. Иркутск впервые получил возможность познакомиться с произведениями Микеланджело, Дюрера, Тициана, Мурильо, Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Пиранези, Кановы в таком объеме.

Еще одним крупным проектом в мире академического искусства, реализованном в Иркутске, стала экспозиция «Мера вещей: образ человека в искусстве Сибири XVII — начала XXI века», организованная совместно с Московской школой политических исследований и, по сути, по ее инициативе. В рамках этого мероприятия в Приангарье также прошел международный форум «Российский регион в глобальном мире: обретая гражданскую идентичность», в рамках которого обсуждались вопросы национального единства. Экспозиция же была составлена из произведений, написанных сибирскими художниками начиная с XVII века и заканчивая настоящим временем из собрания Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева, частных коллекций и мастерских художников Иркутской области. Цель, которую преследовали кураторы, — проследить развитие жанра портрета в сибирской живописи. «Это был очень интересный опыт, который был направлен на понимание сущности человека в сознании местных художников, — говорит Татьяна Огородникова. — Впервые был использован такой подход — посмотреть на образ человека через призму тех процессов, которые происходят в современном искусстве». Кстати, благодаря этой экспозиции обнаружилась любопытная тенденция: оказалось, что молодых авторов Иркутска человек сам по себе практически не интересует — его просто нет в их работах.

Нельзя не отметить и выставку бурятского автора Даши Намдакова, проходившую в иркутском художественном музее с августа по декабрь. Автор, когда-то начавший карьеру знаменитого скульптора именно в Иркутске, представил в Приангарье новый этап своего творчества. Иркутяне смогли увидеть нового Даши — автора монументальных скульптур.

«Он понял, что может выразить уже найденные композиции в новом масштабе, и уже вышел из традиционной культуры в большой мир, в котором ландшафтная скульптура занимает особое место, — рассказывает искусствовед и куратор всех выставок автора Надежда Комарова. — Новое искусство выходит из стен музеев, и Даши идет в ногу со временем. Он осваивает пространство с дерзостью Чингисхана». Сегодня монументальные скульптуры Даши Намдакова уже есть в Астане, Горной Шории, храмовом комплексе Иволгинского дацана, а сейчас автор работает над статуей для Лондона, также у него есть заказ для Казани. Кстати, Иркутск парковая скульптура Даши Намдакова уже давно могла бы украсить. Уже больше пяти лет автор предлагает городским и областным властям установить памятник бабру, однако неведомые обстоятельства мешают этому.

«Сегодня Даши Намдаков настолько востребован, что вообще непонятно, когда в следующий раз он окажется в Иркутске с выставкой, — говорит Татьяна Огородникова. — Но если бы власти дали наконец разрешение и выделили место для его скульптуры, это бы не просто украсило город, но и сделало бы ему честь. Потому что сегодня Даши Намдаков — это, без сомнения, мировая величина».

Одни из самых сильных в России

Председатель Иркутского регионального отделения Союза художников России Наталья Сысоева, подводя итоги уходящего года, отмечает, что ее организация приняла активное участие в 77 выставках самого разного уровня. Кроме персональных и коллективных экспозиций, организованных в художественном музее им. Сукачева и галерее «Дом художника», иркутские авторы активно выставлялись на межрегиональных смотрах.

Так, в крупных областных городах Сибири в этом году состоялось сразу несколько мощных межрегиональных проектов, в каждом из которых иркутяне выставились с большим успехом. Например, на V межрегиональной молодежной выставке «Аз.Арт.Сибирь-2011» в Барнауле, где в этом году свои работы представили 311 молодых художников, сразу шесть иркутян были отмечены дипломами. Также иркутяне были отмечены на региональной молодежной выставке-конкурсе «Молодая Сибирь» в Красноярске.

В октябре иркутские художники достойно выступили на межрегиональной художественной выставке «Красный проспект» в Новосибирске, участниками которой стали полторы сотни художников из крупнейших региональных центров. Из восьми авторов Приангарья двое — Сергей Элоян и Виталий Смагин — были удостоены дипломов. В ноябре-декабре 27 авторов — членов иркутского отделения Союза художников России приняли участие во всероссийской выставке автопортрета «Прямая речь» в Областном музее изобразительных искусств города Кемерово.

«Иркутских художников знают и любят во многих городах России и всегда ждут как мощных участников различных выставочных проектов, — говорит Наталья Сысоева. — Например, на всероссийской выставке пастели, которая проходила весной этого года в Омске, иркутское отделение Союза художников было третьим по количеству участников после Петербурга и Москвы. Все это говорит о том, что наша организация действительно одна из самых сильных в России».

В этом могла убедиться осенью и столица, куда иркутское отделение возило большую выставку своих работ. Художники привезли в Москву более 100 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, а также увесистый каталог «Художники — городу», в котором представлена работа регионального отделения в сфере развития культуры Иркутска и области. Экспозиция работала в одном из престижнейших выставочных залов столицы — в Союзе художников России на Покровке, 37.

«Нам хотелось привлечь внимание Москвы к нашему региону, нашей творческой организации и показать, что сделано нами на благо региона за годы существования нашего союза», — рассказывает Наталья Сысоева.

В следующем году Иркутскому отделению Союза художников исполнится 80 лет, поэтому планы на будщий год у организации грандиозные: выпустить серьезную книгу и провести мощную выставку, на которой м