Год перемен и потрясений

2015 год в Приангарье стал одним из самых насыщенных за последнее время по событиям, связанным со сменой первых лиц — как в политике, так и в экономике. Количество произошедших за последние месяцы кадровых перемен в прежние стабильные «нулевые» годы казалось бы чем-то немыслимым. К нынешней же управленческой чехарде население Приангарья по большому счету осталось равнодушным, что объяснимо неспокойным внешним фоном — экономическими неурядицами и агрессивными новостями из сферы международной политики. Однако от произошедших изменений напрямую зависит повседневная жизнь людей, живущих в разных уголках Иркутской области.

С формированием своей команды новый губернатор затягивать не стал, если церемония официального вступления в должность была проведена в пятницу 2 октября, то уже в понедельник 5 октября появились первые указы о назначениях. Фото Евгения Козырева

В кадрах сила или слабость?

Большая часть календарного года прошла под знаком выборов губернатора Иркутской области. Бывший глава региона Сергей Ерощенко со своей командой постарался приложить максимум усилий для того, чтобы успешно переизбраться и остаться в своем кресле еще на несколько лет.

Еще в конце прошлого года был запущен механизм отмены прямых выборов мэра Иркутска. Это решение сейчас многие наблюдатели называют одним из факторов, послуживших проигрышу Сергея Ерощенко, что, скорее всего, недалеко от истины. Впрочем, если анализировать предполагаемые мотивы губернатора Ерощенко и его сторонников на момент принятия решения об отмене выборов Иркутска, то они выглядят вполне убедительными.

Напомним, еще в мае 2014 года Законодательное собрание региона с подачи Ерощенко утвердило закон, по которому главы муниципальных образований, а также все представительные органы местного самоуправления избираются населением на прямых выборах. Впрочем, спустя полгода принятое решение было отыграно. С подачи депутата ЗС Андрея Лабыгина в парламент был внесен и принят законопроект, предполагающий отмену прямых выборов мэра областного центра. Отметим, что между этими двумя противоположными по содержанию событиями прошли успешные для сторонников Сергея Ерощенко муниципальные выборы, по итогам которых в двух крупных городах — Иркутске и Братске — сформировались лояльные органы власти, в областной столице — дума, а в северном городе, помимо депутатского корпуса, еще и мэр.

Логично, что для создания более крепких «тылов» при будущем переизбрании Сергею Ерощенко требовалось повторить этот успех на выборах мэра Иркутска в марте 2015 года.

Однако на тот момент высокие шансы на повторное избрание сохранял действующий мэр Иркутска Виктор Кондрашов. Скорее всего, такой расклад чем-то не устраивал как сторонников губернатора, так и его самого. Поэтому фигура Кондрашова с политической доски была устранена методом принятия скандального законопроекта. Таким образом, в конце марта 2015 года город возглавил на тот момент малоизвестный иркутянам депутат и спикер думы Иркутска Дмитрий Бердников. За Иркутск губернаторская команда могла быть, на первый взгляд, спокойной.

Спустя месяц в Ангарске был повторен успех прежних избирательных кампаний — в думу прошли депутаты-единороссы, а мэром стал поддержанный губернатором Сергей Петров.

Летом этого года произошла еще одна политически скандальная история, мэр Иркутского района Игорь Наумов был отстранен от власти в связи с заведением на него уголовного дела по превышению должностных полномочий, касающихся незаконного выделения земельного участка. Связан ли этот эпизод с губернаторской предвыборной кампанией или известный в регионе политик действительно доигрался с коррупционными схемами, пока остается только догадываться.

Оппозиционные Сергею Ерощенко силы практически весь 2015 год пытались вернуть механизм прямых выборов мэра областного центра. Для этого инициировались поправки в региональный закон «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области», а также была подана жалоба в Конституционный суд РФ. Последний, кстати, на заседании 1 декабря жалобу отклонил, постановив, что противоречий с положениями Конституции принятое ранее решение региональными депутатами Приангарья не имеет.

Теперь местным политическим силам, недовольным текущим положением вещей или фигурой Дмитрия Бердникова, остается только ждать несколько лет и заодно вести работу с избирателями, чтобы при следующих выборах в думу Иркутска провести нужных депутатов и из их числа избрать «своего» мэра. Другой вариант — возможные изменения в региональном или федеральном законодательстве, которые поломают действующую сейчас схему.

Любопытно, что на этом фоне, незадолго перед первым туром губернаторских выборов Сергей Ерощенко выступал с инициативой вернуть прямые выборы мэра. Впрочем, это предвыборное обещание политических результатов ему не принесло.

Видевшееся практически идеальным переизбрание Сергея Ерощенко и последовавшее в сентябре его поражение стало настоящим потрясением как для политических и деловых кругов Приангарья, так и части федерального истеблишмента.

Сложносоставное правительство

Прошло уже больше девяти недель с того момента, как Сергей Левченко выиграл во втором туре губернаторских выборов с результатом 56,3%. За это время новый губернатор смог войти в курс текущих областных дел и практически полностью укомплектовать свою команду.

Коалиционное правительство — этот новый для властных кругов Приангарья термин ввел именно Сергей Левченко. «В нашем правительстве будут члены КПРФ, беспартийные, представители других сил, в том числе «Единой России».

Я обозначил для себя два критерия. Первый — профессионализм, второй — честность, порядочность. Главное, чтобы человек удовлетворял этим критериям», — объяснял свои кадровые принципы Сергей Левченко после своего назначения.

Кроме того, при губернаторстве Сергея Левченко было наконец реализовано давно напрашивающееся кадровое решение о разграничении полномочий губернатора и председателя правительства региона.

Стоит отметить, что с формированием своей команды новый губернатор затягивать не стал. Если церемония официального вступления в должность была проведена в пятницу 2 октября, то уже в понедельник 5 октября появились первые указы о назначениях.

На сегодняшний день «коалиционное правительство» нового губернатора наблюдатели склонны делить на несколько так называемых групп. Безусловно, доверием у губернатора пользуется «ангарская команда». Сергей Левченко сам выходец из этого города и имеет с местными политиками тесные и давние связи. К наиболее известным и влиятельным представителям команды причисляют руководителя аппарата губернатора и правительства на срок полномочий главы Приангарья Дмитрия Чернышева, работавшего ранее заместителем мэра Ангарска; и.о. министра жилищной политики энергетики и транспорта региона Андрея Капитонова, работавшего в период с 2005 по 2010 год мэром Ангарского муниципального округа, а также советника губернатора региона и экс-депутата ЗС Юрия Фалейчика.

Иркутская команда представлена заместителем председателя правительства Приангарья, экс-мэром Иркутска Виктором Кондрашовым, а также рядом чиновников, перешедших из мэрии на службу в областное правительство. В их числе, в частности, министр образования области Валентина Перегудова и и.о. министра имущественных отношений Александр Курбатов.

К слову, Александра Курбатова причисляют также и к «строительной группе», представленной выходцами из ОАО ФСК «Новый город». Помимо него, работавшего ранее в компании главой департамента по работе с недвижимостью и землей, трудовые отношения с этой компанией ранее имели нынешний заместитель руководителя аппарата главы и правительства Иркутской области Андрей Южаков, и.о. министра строительства, дорожного хозяйства области Светлана Свиркина. Возглавлявший компанию Александр Битаров в настоящее время является председателем правительства региона. Стоит отметить, что Александр Битаров, успевший ранее поработать в региональном правительстве при двух губернаторах, Борисе Говорине и Дмитрии Мезенцеве, возглавлявший ранее региональное отделение «Единой России», стал одним из немногих известных политиков, выступавших с регулярной критикой деятельности Сергея Ерощенко.

Помимо вышеперечисленных групп, в коалиционном правительстве Сергея Левченко свои посты сохранили около десяти крупных чиновников, руководивших министерствами и ведомствами при прежнем губернаторе. В их числе, к примеру, первый заместитель губернатора Виктор Игнатенко, и.о. заместителя губернатора Владимир Дорофеев, заместитель председателя правительства Валентина Вобликова и другие. Кроме того, на работу в «серый дом» приглашены и люди, работавшие там еще до Сергея Ерощенко.

Нынешний заместитель председателя правительства Руслан Болотов работал в правительстве при губернаторах Игоре Есиповском и Дмитрии Мезенцеве в должности министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, а получивший относительно недавно назначение на должность министра здравоохранения региона Олег Ярошенко в 2009 году успел поработать начальником управления фармацевтической деятельности и медицинской техники министерства здравоохранения Иркутской области.

Наблюдатели, анализируя состав действующего областного правительства, предупреждают о неизбежных «подковерных» столкновениях и трениях между представителями различных групп. Впрочем, достоянием общественности подобные сценарии еще не стали.

В замороженном состоянии находится и предрекаемая экспертами неформальная «война» между иркутской мэрией и командой, на которую опирается сейчас Сергей Левченко. Напомним, что основанием для таких предположений стал факт перехода из регионального правительства на работу в мэрию целого ряда известных чиновников — бывшего министра ЖКХ региона Ивана Носкова, экс-министра культуры Виталия Барышникова, экс-руководителя Минстроя Марины Садовской, бывшего руководителя Стройнадзора Маргариты Ли и других.

Тревожные ротации

На фоне этих политических ротаций практически незаметными остались перемены в руководстве крупных экономических предприятий, работа которых во многом сказывается на качестве жизни населения. Следовательно, любое кадровое назначение на ответственные посты в таких компаниях должно быть особенно резонансным.

Так, в этом году четыре раза менялись руководители в ОАО «Дорожная служба Иркутской области». В начале года с этого поста ушел Радик Фаразутдинов, около месяца после него структуру возглавлял Алексей Коротнев, еще столько же проработал Юрий Бойко, а в ноябре на его место пришел Максим Черниговский, руководивший Дорожной строительной компании 156 в Ангарске.

Определенную тревогу вызывает и трехкратная за этот год смена директоров в иркутском МУП «Водоканал». В мае с этого поста был освобожден Сергей Винарский, после которого директором структуры на протяжении полугода был Владимир Пискайкин, а с 30 ноября «Водоканалом» стал руководить экс-директор доведенного до предбанкротного состояния областного предприятия «Облжилкомхоз» Сергей Пыхтин. Хочется надеяться, что кадровая чехарда на этих двух предприятиях не скажется на качестве содержания и ремонта областных дорог, а также водопроводных сетей Иркутска.

65 дней губернатора Левченко

Конечно, главным событием года была и остается смена губернатора региона. Пресловутые «100 дней» для Сергея Левченко наступят в разгар новогодних праздников, но уже сейчас можно вспомнить, о чем успел заявить новый губернатор.

В частности в сфере экономики, как считает Сергей Левченко, региональному правительству необходимо определить направления работы и выстроить принципы сотрудничества с инвесторами. По его словам, с точки зрения вложения средств любой объект может считаться интересным, ведь в регион приходят деньги, появляются новые рабочие места, растет налогооблагаемая база и улучшается социальный климат.

«Но это только одна сторона медали. Если смотреть с другой стороны, то эффект от инвестирования может оказаться спорным. Возьмите, к примеру, проект с переносом взлетно-посадочной полосы иркутского аэропорта. Нехорошо, если новая полоса будет проходить по местам захоронений, что ради аэропорта затевается переселение жителей поселков, основанных несколько сотен лет назад. Да и сама идея оставлять аэропорт в черте города тоже спорная, — подчеркивает Сергей Левченко.

— Считаю, что любая инвестиционная заявка правительством региона не должна рассматриваться только лишь с точки зрения финансовой выгоды. Я выступаю за взвешенный подход, когда привлекаемые средства не создают проблем, которые могут стоить дороже вложенных денег.

У нас есть перспективные направления, работа с которыми принесет одни только преимущества».

К таковым новый губернатор относит создание в перспективе цепочки перерабатывающих производств. «Я понимаю, что такие новые производства может быть не так эффективны и быстры с точки зрения отдачи, окупаемости вложений, но необходимо заканчивать с этой психологией временщиков, когда властям и инвесторам выгодно как можно больше «насверлить» дырок в земле, продать сырье, а там хоть трава не расти», — считает он.

В конце ноября губернатор Иркутской области Сергей Левченко по итогам встречи с президентом автономной некоммерческой организации «Центр исследований АТР», первым заместителем председателя Общества российско-китайской дружбы Сергеем Санакоевым подписал протокол о развитии сотрудничества между Иркутской областью и КНР.

В ходе встречи был подтвержден приоритет развития сотрудничества между Иркутской областью и провинциями Ляонин и Хэйлунцзян КНР в таких сферах, как строительство, транспорт и инфраструктура, сельское хозяйство, лесная промышленность, туризм и спорт. (Подробнее о перспективах сотрудничества читайте в интервью с Сергеем Санакоевым на стр. 3).

Сергей Левченко ранее неоднократно отмечал, что в вопросе развития международных связей Приангарья намерен в полной мере взять на вооружение тренд «разворота на восток», который наметился в общероссийской внешней политике.

Сложившаяся в Иркутской области ситуация с туристическим бизнесом и развитием отрасли, по мнению Сергея Левченко, в целом далека от идеала. Как считает губернатор Приангарья, для развития туристической отрасли региона должна быть создана не поверхностная, а очень продуманная профессиональная программа — при помощи людей и организаций, которые в этом действительно разбираются, имеют опыт и четкое понимание задач и их решений.

Тему эффективной лесопереработки и сохранения лесов Сергей Левченко назвал приоритетной еще на встрече с президентом страны Владимиром Путиным. Понятно, что данный вопрос является для губернатора одним из приоритетных. В конце октября он это подтвердил в ходе встречи с представителями СМИ, заявив, что развитие лесной отрасли Иркутской области сейчас обсуждается в комитете Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Ранее Сергей Левченко уже неоднократно упоминал о существующих проблемах в лесной отрасли Приангарья, связанных с незаконными рубками, высоким риском возникновения пожаров, неэффективным лесовосстановлением.

«С одной стороны, существуют все механизмы, чтобы сложившуюся ситуацию не то чтобы исправить, а вообще не допускать ее возникновения. В Лесном кодексе достаточно четко прописана ответственность и обязанности всех участников отрасли — арендаторов, муниципальных и региональных властей, лесной охраны. Механизм заложен, но он неэффективен, так как получается, что у леса нет единого хозяина. Раньше работали лесхозы, их система, конечно, имела свои недочеты, но был порядок, сейчас стало только хуже. И, откровенно говоря, невозможно махнуть шашкой и одним губернаторским постановлением все исправить. Надо менять много отдельных вещей — муниципальные постановления, областное и федеральное законодательство, рассматривать механизмы, которые раньше реально работали, и возвращать их», — считает губернатор.

По его словам, нужно отдавать отчет в том, что наведение порядка в лесной отрасли зависит не только от власти. Тема имеет принципиальный психологический момент.

«В обществе сейчас изменилась атмосфера, все мы стали более равнодушными по отношению к нашим природным богатствам. Привычной стала картина — вот горит лес, а мимо по трассе безучастно едут люди, никто даже не догадается позвонить кому-то, хотя бы попытаться что-то сделать. Надо менять такое отношение, — уверен Сергей Левченко. — В то же время радует появление активных людей, которых объединила тема защиты лесов от пожаров, и которые, невзирая на трудности, встали на защиту леса от огня. Это отличный пример поведения настоящего гражданина страны, который всей душой любит область, в которой живет. С такими людьми нам по пути!».

Александр Потапов