Глобальные дорожные сдвиги Иркутска

Власти областного центра намерены не просто заниматься дорожным ремонтом и строительством, а в течение ближайших лет воплощать более глобальные проекты. Речь идет о реализации программы комплексного развития транспортной инфраструктуры. О планах на несколько лет вперед рассказал в рамках выставки «Транспорт и дороги Сибири. Спецтехника» главный архитектор Иркутска, заместитель председателя комитета по градостроительной политике Сергей Александров.

Все дороги ведут в центр

По словам Сергея Александрова, развивать иркутскую транспортную инфраструктуру планируется по трем направлениям. Самое большое значение имеют улицы агломерационного и общегородского значения, которые обеспечивают связь внутри агломерации Иркутск — Ангарск — Шелехов, а также важны для коммуникации между всеми частями города. Вторые по значимости — улицы, необходимые для связи между районами. На третьем месте — улицы, которые решают задачи коммуникации внутри микрорайонов. Решать проблемы транспортных узлов начнут именно по степени их значимости для города. При этом проблемы движения внутри микрорайонов не будут игнорировать.

Самый важный, по мнению главного архитектора города, проект — строительство дороги, которая свяжет объездную Первомайский — Университетский и объездную микрорайона Ново-Ленино. Эта дорога, по сути, соединит две федеральные трассы «Сибирь» и «Байкал», намного улучшив логистику грузовых перевозок. Фурам, которые идут в промзону Ленинского района, больше не придется ехать через весь город, загружая и без того плотный транспортный поток.

«Из-за отсутствия альтернативы движения в Ленинский район перегружены улицы Трактовая, Боткина и Джамбула. Сейчас есть только два пути — по Трактовой и по Олега Кошевого. А в этом районе, если считать и Ангарск, живет несколько сот тысяч человек», — говорит Сергей Александров.

Несмотря на очевидную необходимость, реализация этого проекта пока под вопросом из-за высокой стоимости. По предварительным расчетам, строительство дороги обойдется в сумму более 13 млрд рублей.

Еще один важный узел — Южный обход, который включает путь от улицы Академической до объездной дороги микрорайона Ново-Ленино. Проблемы этого участка уже начали решать. Так, проведена реконструкция Покровской развязки, которая стала самым крупным проектом реконструкции дорог в Иркутске в 2017 году. Среди важных проектов также реконструкция Маратовской развязки и оптимизация движения в районе парка Парижской коммуны.

«У нас так исторически сложилось, что все дороги ведут в Рим. Наш Рим — это парк Парижской коммуны. Почти что любое движение из одного района в другой проходит через транспортный узел Джамбула — Боткина — Маяковского — переулок Спортивный. Есть предложения по поводу оптимизации движения на этом участке. Например, запустить основной поток транспорта из Ленинского округа по улице Джамбула сразу на Глазковский мост, организовав участок двустороннего движения», — рассказал Сергей Александров.

При этом он отметил, что такое предложение имеет свои сложности. Все проекты по оптимизации этого участка пройдут стадию обсуждения, просчетов и моделирования.

В планах также: реконструкция разворотного кольца на Лермонтовской развязке в районе Академического моста, строительство второго путепровода над железной дорогой в районе станции Кая с организацией кольцевой транспортной развязки на пересечении улиц Аргунова и Сергеева и реконструкция улицы Пискунова от Партизанской до Ядринцева.

Среди планов оптимизации движения по улицам, необходимым для связи между районами города, Сергей Александров выделил проект строительства дороги в створе улицы Новаторов через железнодорожные пути до Розы Люксембург. Эта дорога поможет эффективно связать Второй Иркутск и микрорайон Ново-Ленино, разгрузив центральную магистраль.

Кроме того, планируется построить участок кольцевой транспортной развязки при съезде с Академического моста в створе улицы Красных Мадьяр. Это необходимо для запуска общественного транспорта по Академическому мосту. Для этого также нужна реконструкция улиц 25 лет Октября, Седова и 3-го Июля.

Также важные проекты для коммуникации внутри районов — реконструкция улиц Баумана и Дальневосточной. Все или часть этих проектов планируют включить в программу «Безопасные и качественные дороги» для реализации, начиная с 2019 года. Именно к этому времени основные магистрали города приведут в нормативное состояние, что позволит вкладывать средства для решения более глобальных задач.

Пешеходы в приоритете

Большое внимание городские власти намерены уделять пешеходной инфраструктуре, развитию общественного транспорта. Планируется обновлять его автопарк автобусами средней и большой вместимости, ввести электронные билеты не только для льготников, но и для всех горожан. Кроме того, на магистральных улицах для общественного транспорта планируют организовать выделенные полосы.

Нововведения коснутся и остановочных пунктов. В думу Иркутска уже направлен проект регламента благоустройства города. Кроме прочего, он включает общие требования к внешнему виду остановок общественного транспорта и их габаритам.

«Мы рассмотрели зарубежный опыт и российский — Москвы и Санкт-Петербурга и старались сделать лучше, чем у них, — делится Сергей Александров. — Пример такого пункта нового образца — на Жуковского, где остановка построена в рамках пилотного проекта. По словам Александрова, в отличие от средней полосы России, где глубина остановки, как правило, составляет не более 1,8 метра, в Сибири требуется большая защита от ветра и осадков. Поэтому павильоны в Иркутске будут глубже, их будут строить с применением новых технологий, чтобы создать «тепличный» эффект зимой и тень летом. В таких условиях ожидание транспорта горожанам станет комфортнее».

Продолжается работа и над созданием крупных транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Проект, который могут реализовать в Иркутске в ближайшие годы — это развитие ТПУ «Иркутск пассажирский». Здесь предполагается создать максимально комфортные условия для пешеходов. Пешеходную зону увеличат так, чтобы пассажиры с вокзала могли беспрепятственно попасть на трамвайную остановку, а также отдельную платформу для междугородних и пригородных автобусов. В 2018 году планируется разработать проект реконструкции привокзальной площади, а основные работы провести в 2019 году.

Следующим на очереди может стать ТПУ в районе Центрального рынка, где сейчас пересекаются более 70 маршрутов общественного транспорта, а площадь разброса остановок составляет почти три квадратных километра. По словам Сергея Александрова, часть территории, где предполагается разместить ТПУ, находится в частной собственности, что создает определенные проблемы. Однако это не должно мешать созданию качественного транспортного узла.

Олег Усов