Главный театр Приангарья

Иркутский драматический
Иркутск издавна считается городом театральным, обладающим богатыми традициями и умной публикой. И это неудивительно, ведь именно здесь появился первый театр на всю необъятную Сибирь. Произошло это еще в середине XIX века, когда в городе начал работу первый профессиональный театр, впоследствии ставший именоваться Иркутским академическим драматическим театром им. Н.П. Охлопкова. Этот храм Мельпомены и сегодня остается главным театром не только Иркутска, но и всего региона.

Иркутск стал третьим провинциальным городом после Тулы и Харькова, где открылся светский театр, и первым театральным городом Сибири.

Мысль «завести свой театр со всеми принадлежностями» возникла в иркутском обществе еще на рубеже XVIII-XIX веков — так, например, известно, что первые постановки в городе были осуществлены уже в 1787 году. Однако же первый профессиональный театр появился в 1850 году, когда в Иркутске решила остаться навсегда одна из странствующих трупп, что было частым явлением для того времени. Первые спектакли профессиональные артисты давали в Благородном собрании (ныне в этом здании размещается концертный зал Иркутской филармонии). Местная газета «Северная пчела» в своем последнем номере за 1850 год писала: «Наконец, открылся в Иркутске постоянный театр. Первое представление, состоявшее из пьес «Любовный напиток», «Комедия с дядюшкой», «Андрей Степанович Бука», «Жених нарасхват» и других, было дано в зале Благородного собрания, потому что здание театра (деревянное) еще не выстроено…»

Однако собственный дом актеры ждали недолго — в 1851 году при попечительстве генерал-губернатора Николая Муравьева-Амурского было завершено строительство здания для театра, которое торжественно открылось 22 октября с премьеры спектакля по пьесе уроженца Иркутска Полевого «Русский человек добро помнит».

«В архитектурном и акустическом отношении театр удовлетворяет всем требованиям сценического искусства. Здание деревянное, длиной семнадцать, шириной двенадцать, вышиной до четырех сажен. Два яруса лож и галерея, партер в девять рядов кресел расположены с большим знанием дела и в отличном вкусе», писали «Московские ведомости» сразу после открытия.

Тогда же губернской администрацией была учреждена театральная дирекция во главе со старшим чиновником по особым поручениям Похвисневым, гвардейским офицером и драматургом, пьесы которого шли на сценах Москвы и Петербурга, а антрепренером первой актерской труппы был назначен Иосиф Маркевич.

Впрочем, если первые показы не отличались большой серьезностью (поначалу ставили лишь легкие комедии да водевили), то уже в третьем сезоне труппа взялась и за вполне серьезный репертуар. Так, к примеру, иркутская публика первой в Сибири 6 мая 1852 года в собственном театре могла оценить комедию Грибоедова «Горе от ума», а в 1857 году — пьесу Островского «Свои люди — сочтемся!», кстати, запрещенную к показам как в провинции, так и в столице.

За свою более чем полуторавековую историю иркутскому драмтеатру пришлось сменить сразу несколько деревянных зданий — главным образом из-за пожаров. Однако с 1897 года и по сей день театр располагается в каменном здании, которое было возведено по проекту главного архитектора дирекции императорских театров Виктора Шретера (1839-1901) по традиционной схеме «ярусного театра». Строительство осуществлялось под непосредственным патронажем губернатора Александра Горемыкина. Здание театра поражало не только убранством зала, но и совершеннейшей акустикой. На тот момент в Иркутске сложно было найти столь же красивое здание, собственно оно и по сей день является одним из непревзойденных архитектурных шедевров. Кстати, в 1995 году зданию был присвоен статус памятника исторического и культурного наследия федерального значения.

30 августа 1897 года состоялось освящение и открытие Иркутского театра в присутствии начальника края, губернатора, головы и прочих чиновников при многочисленной публике. Заседание открытия началось речью генерал-губернатора Горемыкина, который признал, что единственным законным владельцем театра должно быть городское управление, призванное заботиться как о благоустройстве города, так способствовать умственному и нравственному развитию населения. Театр передан для заведования городу, а губернатор за вклад в культуру и развитие города был удостоен звания почетного гражданина Иркутска. Уже на следующий день на главной сцене были показаны спектакли «Ревизор» Гоголя, «Лес» Островского, «Родина» Зудермана, «Арказановы» Южина.

Репертуарная политика сформировалась уже к началу ХХ века, и театр следует ей по сей день — показывать своим зрителям лучшие образцы отечественной и зарубежной драматургии. Гоголь, Островский, Грибоедов, Чехов, Шекспир, Шиллер, Мольер, Сухово-Кобылин годами не сходили со сцены. В начале прошлого века в репертуаре театра утвердился Горький. Первым его пьесы поставил Константин Марджанов («Мещане», «На дне», «Фома Гордеев»). В советское время театр, кроме советской драматургии и классики, широко ставил пьесы национальной драматургии: «Платон Кречет», «Фронт» и «Макар Дубрава» украинского классика Корнейчука, «Материнское поле» Айтматова, «В ночь лунного затмения» Карима и другие.

Немаловажной миссией театра является и то, что он стал служить стартовой площадкой для иркутских драматургов. Игнатий Дворецкий, Павел Маляревский, Белла Левантовская, Марк Сергеев впервые были поставлены в родном городе. Впрочем, самыми популярными авторами Иркутска уже около полувека являются Александр Вампилов и Валентин Распутин. Мировая слава Вампилова родилась именно здесь, в Иркутске, когда на главной сцене драмтеатра был поставлен его «Старший сын». В 1969 году режиссер Симоновский осуществил постановку с участием драматурга, который постоянно присутствовал на репетициях и даже вносил корректировки в текст в процессе подготовки спектакля. С тех пор на разных сценах театра были поставлены (некоторые и не по одному разу) все его пьесы, и до сих пор не бывает сезона, чтобы в иркутской драме не шла пьеса Вампилова.

Здание драматического театра всегда поражало зрителей не только убранством зала, но и уникальной акустикой.

Вот что писал в свое время о первой вампиловской премьере театровед Виталий Нарожный: «18 ноября 1969 года Иркутский драматический театр, получивший незадолго перед тем имя Н.П. Охлопкова, впервые показал комедию молодого местного автора Александра Вампилова «Старший сын». Этот ноябрьский вечер стал переломным моментом в репутации Вампилова-драматурга. Словно беспроволочный телеграф разнес по городу, что в театре происходит что-то интересное: на спектакль потянулись даже те (из молодежи особенно), кто до сих пор и дороги-то в это учреждение не знал. Каждый непредубежденный человек в зале ощущал, что, несмотря на вовсе не легкую жизнь и не ангельские характеры героев, общий колорит произведения светел, что на сцене в итоге совершается победа добрых начал над злыми в человеческих душах. Победа, не заданная автором изначально, а выстраданная, ставшая закономерным итогом всех смешных и грустных приключений этих людей».

Что же касается другого иркутского классика — Валентина Распутина, то спектакли «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Прощание с Матерой» по его одноименным повестям тоже вошли в золотой фонд Академического драматического театра. А постановка главного режиссера театра Геннадия Шапошникова «Последний срок» 2008 года сегодня является негласной визитной карточкой всего театра. Сам Валентин Распутин назвал ее лучшей постановкой его прозы из всех тех, что ему приходилось видеть. «Эта постановка превосходит авторское представление, она получилась красивее, интереснее, значительнее», — отмечал писатель.

Получивший множество наград различных театральных фестивалей «Последний срок» является сегодня самым востребованным спектаклем театра и за рубежом. Так, после его показа в Израиле во время гастролей 2012 года международный театральный фонд поддержки и развития «Легендарные театры» организовал иркутскому театру показы этой постановки в 10 городах Европы, которые с большим успехом прошли в ноябре этого года.

Сегодняшняя жизнь Иркутского драматического театра им. Н.П. Охопкова более чем насыщенна. В историческом здании успешно работают четыре сцены, — каждая со своим репертуаром, реализуется параллельно десяток самых разных проектов, работает молодежное театральное движение.

Анатолий Стрельцов, возглавляющий Иркутский драматический театр уже четверть века, всегда считал, что истинное назначение театра в том, чтобы возвышать зрителя, образовывать его. «Театр — это кафедра», — убежден он.

С недавних пор при театре существует филиал Театрального института им. Бориса Щукина, который в скором времени осуществит свой первый выпуск. Студенты уже вовсю вливаются в основной репертуар театра, продолжая нарабатывать мастерство на учебной сцене театра.

Самым главным проектом театра является Международный театральный фестиваль современной драматургии им. Александра Вампилова, который проводится в Иркутске один раз в два года уже почти 20 лет. Почетными гостями фестиваля за прошедшие годы стали театральные деятели Владимир Андреев, Олег Табаков, Александр Калягин, Иосиф Райхельгауз, Сергей Арцибашев, театроведы Владимир Лакшин, Виктор Калиш, Вера Максимова, Римма Кречетова, Николай Жегин, Валерий Бегунов, Константин Щербаков, Капитолина Кокшенева. Постоянным гостем Вампиловского фестиваля является писатель Валентин Распутин.

Основным смыслом фестиваля стала вовсе не борьба театральных коллективов за звание лучшего, а дискуссия о нынешнем состоянии театра. Так, Вампиловский фестиваль является площадкой для диалога лучших академических и студенческих театров, столичных и провинциальных коллективов, известных театральных критиков, литературоведов, заслуженных деятелей искусств, академиков, докторов филологических наук, студентов вузов, народных артистов, режиссеров и актеров любительских театров, а также прочих неравнодушных к искусству людей.

Благодаря этому фестивалю иркутская публика уже смогла посмотреть лучшие спектакли театров едва ли не всей России, а с недавних пор и многих зарубежных коллективов, в том числе из Польши, Белоруссии, Латвии, Казахстана, Узбекистана, Японии, Южной Кореи, Германии и других стран.

Еще одним значимым проектом драмтеатра являются литературные вечера «Этим летом в Иркутске», придуманные иркутским издателем Геннадием Сапроновым в 2007 году. С самого начала у встреч закрепились две яркие особенности: диалог читателей с авторами и презентация новых книг. Как правило, на таких встречах не бывает случайных людей. Здесь собираются те, кто неравнодушен к сохранению русского слова, кого волнует то, что происходит в современной культуре, кому дорого творчество классиков и для кого сохранение традиций не пафосный лозунг, а образ мыслей.

Иркутяне уже задавали самые волнующие вопросы потомкам Льва Толстого (директору музея-усадьбы «Ясная Поляна» Владимиру Толстому, праправнуку писателя) и Михаила Шолохова (директору государственного музея-заповедника им. М.Шолохова Александру Шолохову, внуку писателя), поэтам Владимиру Кострову, Юрию Кублановскому, Светлане Кековой; критикам и литературоведам Игорю Золотусскому, Льву Аннинскому, Павлу Басинскому, историку литературы Павлу Фокину; архитектору, создателю музея-усадьбы Владимира Набокова Александру Семочкину, кинематографисту Сергею Мирошниченко и другим известным людям, составляющим золотой фонд российской культуры. В 2013 году гостями Литературных вечеров стали писатель, кинодраматург Михаил Кураев, поэт Александр Танков и директор Всероссийского музея А.С. Пушкина Сергей Некрасов.

В основе репертуарной политики театра главное место занимает классика. «Потому что сегодня классические тексты более современны, чем те, что пишутся сейчас, — говорит художественный руководитель Иркутского драматического театра и его главный режиссер Геннадий Шапошников. — Классика шире, богаче, глубже, человечнее современных пьес. А кроме того, классика воспитывает артиста, потому что она предлагает актеру объем личности персонажа гораздо крупнее, чем мы можем встретить в нынешней драматургии».

Иркутская публика, без сомнений, согласна с этими установками, иначе как можно объяснить, что в драмтеатре почти всегда нет свободных мест?

Персона

Анатолий Стрельцов родился в 1950 году в городе Азове Ростовской области. В 1973 году окончил Ростовское театральное училище, а в 1985-м — Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии по специальности «Экономика и организация театрального дела». Работал в театрах Новочеркасска, Архангельска, Ярославля, в Московском академическом театре им. Моссовета. С 1981 года занимал пост заместителя директора Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова, спустя пять лет стал директором театра. Заслуженный работник культуры РФ.