Главное — не доводить до белого каления!

Не перевелись еще богатыри на земле русской! Только не Змея Горыныча они укрощают, а грубый металл. Скрутить в бараний рог, согнуть в дугу и узлом затянуть — это они могут, а также им под силу превратить кусок металла в настоящее произведение искусства. Кузнецы — вот герои нашего времени: с железными руками, стальным терпением и икрящимися глазами.

Сегодня практически все кованые изделия для Иркутска делаются по проектам Кондратьева и его учеников.

В Иркутской области возрождением старинного кузнечного мастерства занимаются Валерий и Вера Кондратьевы, уже много лет создают они абсолютно уникальные кованые вещи для Иркутска и других городов России, устраивают выставки и фестивали кузнечного мастерства. В 2006 году по инициативе Валерия Кондратьева было создано Иркутское региональное отделение Союза кузнецов России, которое он сам и возглавил. В союз вошли известные кузнецы-художники Виктор Сливко, Игорь Смирнов и другие.

У Валерия Ивановича своя кузница, в которой ковкой занимается небольшая группа умельцев, и целое производство, созданное почти 20 лет назад при содействии руководства ГУФСИН в исправительной колонии №19, где трудятся более ста человек. Здесь создано единственное в России училище, дающее осужденным специальность кузнеца ручной художественной ковки и диплом.

ИК-19 является коллективным членом Союза кузнецов России. Многие улицы и парки Иркутска, в том числе центральный сквер Кирова и исторический квартал «Иркутская слобода» украшены коваными скамейками, фонарями, оградами, выполненными в ИК-19. Самых талантливых учеников Кондратьев старается не упускать — по окончании их срока заключения приглашает к себе в мастерскую.

Раскалить, расковать, закрутить…

В кузнице вовсю кипит работа: громыхают молоты, гудят станки, шумит электросварка, люди в фартуках носятся возле сборочного стола — доводят до ума какое-то ограждение. Валерий Иванович со всеми здоровается, тоже надевает фартук и большие красные рукавицы, берет заготовку — металлический прут и подходит к горну (печь для нагрева металла). Это основа кузницы. Чтобы металл стал пластичным, его нужно разогреть до температуры 600-700 градусов. В отличие от обычной печи, в горне не свободная, а принудительная подача воздуха, благодаря чему огонь разгорается быстрее и сильнее. Топится горн углем или коксом. Топка открытая, так что кузнец полностью контролирует процесс накаливания металла.

У каждого изделия своя история. Сначала рождается идея, затем ты ее наносишь на бумагу в виде эскиза, потом пробуешь претворить в металле.

От этой печи такой жар, что щеки пылают. Но Валерий Иванович, кажется, этого не замечает — он вставляет один конец заготовки в огонь и ждет, когда металл накалится докрасна. Главное, говорит он, не доводить добела — это разрушает металл. Вот откуда, оказывается, взялась известная поговорка «Не доводить до белого каления».

Как только металл приобрел нужный цвет, мастер вынимает заготовку, раскаленной частью кладет ее на наковальню (самое необходимое приспособление для обработки металла всегда стоит рядом с горном) и начинает быстро-быстро по ней стучать молотком — расковывать, оттягивать металл. Очень важно успеть придать ему нужную форму, пока он не остыл. С холодным металлом работать нельзя. Пока металл красный — он как пластилин — из него можно сделать все что угодно. Если краснота сошла, все — пора снова в печь.

«Огонь и металл меня всегда завораживали. Это удивительное сочетание. Раскаленный металл становится таким податливым! Поразительно, что из обыкновенного куска металла можно сделать произведение искусства! — говорит Валерий Иванович, то и дело переворачивая заготовку в огне. — Когда я работаю, я с головой ухожу в этот процесс. Так… готово, можно продолжать…» — снова достает раскрасневшийся пруток и кладет его на наковальню.

Берет кувалду весом в пять килограмм и со всей своей богатырской силушкой обрушивается на металл, иной раз так по нему ударит, что искры во все стороны летят. Взмахнув пару раз такой штуковиной, начинаешь понимать, почему у кузнецов такие широкие плечи и накачанные руки. Даже представить невозможно, сколько взмахов они делают за день.

Весь инструмент — молотки, кувалды, щипцы — настоящий кузнец делает самостоятельно, под свои руки. «Если беру чужой молоток, он не лежит у меня в руке. А работать целый день неудобным инструментом — можно мозоли набить», — объясняет кузнец.

На наковальне есть специальные приспособления, с помощью которых можно загибать и растягивать металлические прутья. Валерий Иванович очень умело обращается с этим инструментом: раз, два, — и обыкновенный прут превратился в кочергу с красивым завитком на рукоятке. Такой быстроте и легкости можно только позавидовать. Хотя, чего здесь удивляться, такие простые предметы наш герой, кажется, может делать и с закрытыми глазами.

Ручная ковка душевнее

У современных кузнецов появилось много вспомогательных приспособлений, которые значительно облегчают работу и расширяют возможности обработки металла. В старину и понятия не имели об электросварке или о пневмомолоте. «Раньше все изделия соединяли заклепками или же так называемой кузнечной сваркой — сложная технология, человек должен чувствовать металл, как самого себя. Куски металла нагреваются до пластического состояния и соединяются с помощью внешнего давления, то есть один кусок входит в другой, иногда даже невозможно найти место соединения. Это настоящее искусство, — говорит мастер. — Сегодня в основном применяется электросварка».

В древности кузнецам помогали молотобойцы, которые орудовали огромными кувалдами весом до 12 килограмм. В средние века их функцию стали выполнять водяные молоты (с приводом от водяного колеса), а в конце XVIII века появились паровые молоты (с приводом от паровой машины). Теперь же в кузницах стоят пневматические молоты (с электрическим приводом). О таком наши предки и мечтать не могли.

s0404

Валерий Иванович очень ревностно относится к своей профессии, которая, между прочим, считается одной из древнейших на земле. Любит напомнить о значимости этого ремесла в стародавние времена, когда село, в котором был кузнец, считалось богатым, так как он делал все, начиная от оружия и заканчивая предметами быта. С особой радостью мастер отмечает, что и в XXI веке кованые изделия становятся все более востребованными.

Мастер старается сохранить старинные традиции кузнечного ремесла, которым сам научился у одного цыгана, когда после окончания института приехал в город Калинин. Считает, что лучше горна и наковальни в кузнечном деле еще ничего не придумали. А к появлению новых технологий обработки металла, таких как холодная ковка, вообще относится с недоверием. Говорит, что ковать можно только горячий металл.

«Кузница без горна — это не кузница, — уверен Валерий Иванович. — В последнее время появились так называемые кузницы холодной ковки, когда на специальных станках в холодную гнется металл, крутится, вертится, потом сваривается. Или собирают изделия из штампованных заготовок, называя это ковкой. Я этого не понимаю. В ручной ковке что самое главное — что кузнец вкладывает в изделие свою душу».

«Идей масса»

Окончив высшее художественное училище имени Строганова, Валерий Иванович какое-то время работал в городе Калинин, затем в Ленинграде. А в 1984 году переехал в Иркутск и вплотную занялся художественной ковкой, один из первых. Это в последние годы в столице Приангарья появилось много кузнецов, а тогда он был в числе «первооткрывателей». Но даже сегодня практически все кованые изделия для города делаются по проектам Кондратьева и его учеников.

В первую очередь Валерий Иванович заразил этим искусством свою семью: супругу Веру Михайловну, дочь Александру и даже внука — шестилетний Дениска бывает на всех выставках и фестивалях вместе с дедушкой, с удовольствием наблюдает за его работой и даже пытается помогать.

Иркутянам очень хорошо запомнилась выставка кованых изделий «Поющий металл» в галерее современного искусства «Дом художника» — это было первое знакомство с творчеством местных кузнецов-художников. Все гости были удивлены, что из грубого материала можно сотворить такие изысканные вещи. Например, Валерий Кондратьев и Андрей Кузьмин выковали огромную корзину с множеством мелких-мелких роз, настолько тонких и изящных, что выглядят они, как живые. Потом эта композиция была установлена на Новодевичьем кладбище в Москве.

За последние пять лет по инициативе семейства Кондратьевых в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы» уже два раза проводился международный фестиваль кузнечного ремесла «Гефест», в котором принимали участие мастера из разных городов России и стран СНГ. В первый раз кузнецы подарили музею шикарную избу, в которой все, кроме стен и окон, выковано из железа: и печка, и стол, и самовар с сапогом, и кот, приютившийся у печки, и даже паутина под потолком с запутавшейся мушкой и ползущим к ней пауком. В планах Союза кузнецов сделать фестиваль ежегодным и создать парк кованых скульптур по образцу других городов России.

Валерий Иванович не считает, сколько кованых изделий он создал, и никогда не делит свои работы на любимые и нелюбимые. Для него они все дороги. «Они все прошли через мою голову, через мои руки. Все, что делаешь с душой, всегда для тебя дорого, даже самые простые элементы, — объясняет он. — У каждого изделия своя история. Сначала рождается идея, затем ты ее наносишь на бумагу в виде эскиза, потом пробуешь претворить в металл. И то, что ты задумал, не всегда получается. Голова мыслит, а руки иногда не слушаются, потому что, например, ты не делал еще таких вещей. Пытаешься что-то придумать, по ходу работы возникают новые идеи, и ты что-то переделываешь, разбираешь, снова собираешь… Сегодня очень мало художников по металлу, но у нас в Союзе кузнецов есть такие — это Виктор Сливко, Игорь Смирнов, Алексей Андрейко, Вера Кондратьева, Александра Черняк».

Кондратьевым поступают заказы из разных городов. Особенно хорошо они сотрудничают с Амурской областью. В Белогорске к юбилею города они сделали огромную, весом в 2,5 тонны, телегу в память о первых переселенцах. Она выполнена полностью из металла, но с имитацией под дерево, то есть были выкованы даже сучки на досках. Телегу можно было запрягать и кататься на ней, но ее поставили в центре города у вокзала. Вторая композиция — большая рыба Ратай, которая является символом Белогорска, на мраморном постаменте. В Благовещенске кузнецы делали фонтаны, украшали скверы, парки. Один фонтан сделан в форме гнезда с аистом наверху. Другой — в виде сопки, на которой растет багульник, из каждого цветка багульника льется вода. Очень красивая композиция.

В этом году Валерию Ивановичу исполнилось 65 лет. Юбилейный год он хочет отметить выставкой кузнечных изделий. Только пока не знает, удастся или нет — на личное творчество все никак времени не найдет — много заказов.

«Сейчас у меня появилась такая потребность что-то делать просто для души. Идей масса, в голове уже просто путаница какая-то, — в шутку хватается за голову художник. — Нужно все это на бумагу заносить, да некогда. Работа, работа, работа… За моей спиной целый коллектив, который я не могу бросить. Хотя очень хочется отдохнуть, заняться чем-то для себя. Видимо, все это впереди».

Ольга Кузмищева