Гибель Пушкина на сцене Иркутского ТЮЗа

На минувшей неделе Иркутский ТЮЗ им. Вампилова закрыл свой 75-й сезон, но перед этим успел показать зрителям последнюю премьеру. Спектакль «Дуэль» по одноименной пьесе иркутского драматурга Анны Стародубцевой в театре поставил режиссер Александр Гречман. Вместе с премьерой также прошла презентация нового проекта «Сцена для всех», в рамках которого в ТЮЗе будут осуществляться экспериментальные постановки.

Артист ТЮЗа Сергей Павлов смотрится в роли русского классика вполне органично. Фото Евгения Козырева

Авторский театр Александра Гречмана существует в Иркутске уже более 20 лет — у него давно есть свой язык, репертуар и зритель. Однако режиссер Гречман привык работать только с любителями — с профессиональными артистами Иркутского ТЮЗа он поставил всего второй в своей жизни спектакль. Причина — слишком серьезный материал, за Пушкина браться вообще в высшей степени ответственно, говорит он. И хотя пьеса была написана специально для любительского театра, ей оказалась уготована профессиональная сцена, хотя и в экспериментальном формате. Благо, ТЮЗ отнесся к идее в высшей степени благосклонно и даже предложил новый проект — «Сцена для всех».

Сцена действительно для всех, в том числе и для публики, которая сидит здесь же, создавая, таким образом, камерное настроение спектакля. Это именно экспериментальная площадка, говорят в ТЮЗе, задуманная для расширения возможностей театра и рассчитанная на интеллектуальную публику. Зрительный зал рассчитан всего на 80 мест, благодаря чему на сцене создается атмосфера доверительного разговора.

«Я постарался перенести камерное пространство своего театра на эту сцену. И очень рад, что наши желания совпали с театром в новом проекте. Эта тема была с большим интересом воспринята коллективом театра, и с каким-то особенным трепетом», — рассказывает режиссер Александр Гречман, которому пришлось обучить труппу своему, авторскому театру. От идеи до воплощения прошел практически год.

«Для них это был настоящий эксперимент, потому что они, например, не работали с точечным освещением, которое я использую в своем театре, — рассказывает режиссер. — Плюс к этому у меня всегда музыкальное оформление очень важно в спектаклях, музыка вообще выступает как отдельный актер, и остальные должны с ней уметь взаимодействовать. Но они справились со всеми задачами».

По сюжету спектакль начинается за полчаса до роковой дуэли Пушкина с Дантесом, но за два часа действия зритель увидит чуть не весь жизненный путь поэта, начиная с лицейских лет и заканчивая непосредственно гибелью. Здесь показываются наиболее яркие эпизоды биографии, известные, впрочем, даже из школьной программы: лицейские посиделки с гоголем-моголем, дружеские стычки из-за прекрасных барышень, отношения с няней Ариной Родионовной, ссылка и восстание декабристов на Сенатской площади, от участия в котором поэта уберегли друзья; встреча с императором Николаем I, знакомство с будущей женой и отношения с ней и ее матерью… Но наряду с реально существовавшими и знавшими Пушкина людьми — Малиновским, Данзасом, Кюхельбекером, Пущиным, Дантесом и прочими — на сцене постоянно появляются и герои его стихов: цыганка Земфира, Ленский, Сальери, Дон Гуан и другие. Они приходят к поэту как призраки или видения, но имеют на автора влияние, и даже терзают его. Стоит отметить, что актеру Сергею Павлову замечательно удается передать на сцене творческие муки поэта.

Автор одноименной со спектаклем пьесы — филолог, поэтесса и драматург Анна Стародубцева (Иоффе), давно работающая с Театром Александра Гречмана. Так, например, в этом театре уже была поставлена ее пьеса Mein Kleiner Pavel о жизни и судьбе императора Павла I. Спектакль «Дуэль», поставленный в жанре мистической драмы, — тоже прежде всего о судьбе.

Причем и дуэль-то Пушкина как будто происходит не в реальном мире, а в метафизическом. «В лице Пушкина происходит конфликт законов высокого духа с законами материи, — размышляет режиссер. — Пушкин — это какая-то сила, которая неизбежно вступает в дуэль с самим миром, как вертикаль с горизонталью. И материальный мир выталкивает его». Поэтому смерть поэта неизбежна, но последнее слово, которое звучит в спектакле и сказано именно Пушкиным, — «спасибо!».

Антон Кокин