Героизм как самоцель

в фильме «Территория»
27 марта в Иркутске состоялся закрытый показ фильма Александра Мельника «Территория», снятого на Таймыре и Чукотке по одноименному роману Олега Куваева. Вышедшая 40 лет назад книга, имевшая множество переизданий, в свое время вдохновила целое поколение молодых людей Советского Союза стать геологами. Вот об этих героических людях, покоривших суровый Север и нашедших для страны золото, и рассказывает картина продолжительностью около трех часов экранного времени.

Одержимый идеей открыть месторождения золота на Крайнем Севере профессиональный геолог Илья Чинков бросает вызов высшему руководству и ставит на карту собственную карьеру и отчасти жизнь. Волевым решением он также подвергает риску еще нескольких людей — находящихся у него в непосредственном подчинении. Золото, как нетрудно догадаться даже из такой короткой аннотации, будет найдено.

Фильм «Территория» Александра Мельника — это очень бережная и подробная экранизация одноименного романа писателя Олега Куваева. И тот и другой по первому образованию сами геологи, поэтому данная тема для них не просто близка, но, пожалуй, жизненно важна. Режиссер, в свое время вдохновленный книгой Куваева, успел в юности поработать в стройотряде в Магаданской области, бывал и на полярной станции, и в море Лаптевых, поэтому к «настольной книге» всех геологов отнесся с величайшей осторожностью, что, в общем-то, сыграло не на пользу картине.

Так, с первых минут любому зрителю понятно, что золото найдут, несмотря на то что в это не верит никто, кроме главного героя, роль которого со свойственной ему суровой непроницаемостью исполняет Константин Лавроненко (примерно таких же персонажей он играл в первых фильмах Андрея Звягинцева). Примерно на 15-й минуте уже ясно, что фильм очень затянут, и последующие два с половиной часа придется потерпеть, чтобы увидеть то, что и так понятно. Впрочем, показанная в кадре природа спасает положение: в какой-то момент можно вообще забыть о сюжете и почувствовать, что смотришь документальный фильм National Geographic. Здесь стоит отдать должное оператору картины Игорю Гринякину, который сумел не только передать невероятную красоту русского севера, но и грамотно снять на этом фоне человека. Горные бурные реки, замерзшие водопады, бескрайние снежные пустыни, величественные горы и маленькие, размером с муравьев, люди на этом фоне — все это снято на пленку и по большей части с воздуха, что придает этим величественным видам особенный масштаб.

Думать, что современная молодежь, которая увидит все это в кино, захочет взять пример с героев картины, тоже как-то не получается.

И несмотря на то, что на этой территории на тысячи километров вокруг нет ни единой души, фильм получился, можно сказать, даже слишком густонаселенным. Здесь около 20 персонажей, каждому из которых режиссер уделяет много внимания, из-за чего зрителю очень легко запутаться в многочисленных сюжетных линиях. Впрочем, часть из них режиссер, вероятно вслед за автором, зачастую не доводит до конца или просто забывает о них. Где-то к концу второго часа картины авторы как будто вообще забывают о том, что снимают фильм о поисках золота и сосредотачиваются только на том, какие героические люди жили и работали в условиях Крайнего Севера.

Можно сказать, что эта картина о том, как человек покоряет суровую природу, причем иногда в одиночку. Так, герой Григория Добрыгина отправляется в одиночную экспедицию, длящуюся чуть ли не месяц, бродит по отмелям и лесам, пересекает вброд ледяные реки, чтобы в итоге заболеть и чуть не умереть от холода в палатке, в итоге так ничего и не найдя. Подобным образом сняты — для красивой картинки — сплавы по горным рекам, очевидно не имеющие никакого смысла для развития сюжета. В сущности, каждое действие героев в этом фильме направлено только на одно — показать, какими сильными и отважными были советские геологи. Вот они спят голые(!) прямо на льду, завернувшись только в медвежьи шкуры, вот пешком(!) готовы преодолеть чуть ли 200 км за одни только сутки, и так далее и так далее.

Обвинять Александра Мельника в конъюнктурности, которую можно здесь усмотреть, не поворачивается язык, потому что в каждом кадре сквозит святая вера режиссера в то, что он снимает. Но подумать, что современная молодежь, которая увидит все это в кино, захочет взять пример с героев картины, тоже как-то не получается. Профессионализма фильму, конечно, недостает, но еще большую претензию вызывает отсутствие ответа на вопрос, зачем это снято. Одного голого пафоса и красивых видов для хорошего фильма явно недостаточно.

Тимофей Сундуков