Где мои 17 лет?

В фильме «Леди Бёрд»
Врученная накануне премия Оскар не принесла (несмотря на пять номинаций) ни одной золотой статуэтки картине «Леди Бёрд», которую на выходных крутили в одном из кинотеатров Иркутска, а 15 марта выпустят в широкий российский прокат.

С одной стороны, наверное, справедливо, что дебютная режиссерская работа актрисы и сценариста Греты Гервиг уступила призы более внушительным кинематографическим высказываниям опытных коллег. С другой стороны — не хотелось бы, чтобы прекрасный фильм прошел мимо зрителя только из-за неполученного Оскара. Тем более что в копилке «Леди Бёрд» уже хватает других престижных премий — в частности, два Золотых глобуса (за лучший фильм и за лучшую женскую роль милейшей Сирши Ронан). Это ли не повод пойти в кино, если вы вдруг ориентируетесь лишь на награды? Впрочем, и без всего этого смотреть фильм Греты Гервиг стоит — хотя бы для того, чтобы вспомнить себя в 17 лет и вновь испытать страстное желание вырваться из душного родительского дома.

Слоган картины — Time to fly (время летать) — наилучшим образом отражает настроение всего фильма и его юной главной героини Кристин МакФерсон (Сирша Ронан), которая придумала себе прозвище «Леди Бёрд» и просит всех называть себя именно так. Она — в последнем классе католической школы и на излете подросткового бунта всеми своими разбушевавшимися гормонами старается противостоять опостылевшей жизни: красит волосы в розовый, хамит учителям, ссорится с лучшей подругой, огрызается на замечания матери и от безделья пробует себя то в театральном кружке, то в отношениях с понравившимися мальчиками. Ей кажется, что нет на свете большего захолустья, чем родной Сакраменто, и более унылых родителей, чем ее собственные, которые не могут оплатить ее учебу в колледже. Сама она мечтает о Нью-Йорке, но, кажется, не представляет даже, чем будет там заниматься. Главное — поскорее покинуть родное гнездо.

Кино подкупает с первых минут — прежде всего какой-то неприкрытой искренностью, молодостью, незлым юмором и хорошими диалогами. Поговаривают, что Грета Гервиг опиралась на собственную биографию, когда писала сценарий. Быть может, поэтому все выглядит столь убедительно? Но без хорошего актерского состава всему этому была бы грош цена. И тут в первую очередь картина держится, конечно, на актерских способностях 23-летней Сирши Ронан, которая более чем убедительна в роли 17-летней мятущейся девицы (на сегодня это, без сомнения, ее лучшая роль — она, кстати, и сама так считает, о чем рассказала в интервью «Кинопоиску»). Замечательна и Лори Меткаф (номинация на Оскар в категории «лучшая роль второго плана») — в роли матери главной героини, играющая измученную работой и нищетой стареющую медсестру, которая старается жить по совести и этому учит своих детей. Да и остальные персонажи узнаются сразу и выглядят более чем логично, не скатываясь при этом в штампы: страдающий депрессией отец, оставшийся без работы (Трэйси Леттс); лучшая подружка-толстушка (Бини Фелдштейн), романтичный юноша из драмкружка (Лукас Хеджес) и первый красавчик школы (Тимоти Шаламе) — все на своем месте.

Фильм снят как будто просто и легко — в духе лучших традиций независимого американского кино, когда в кадре не происходит ничего экстраординарного, кроме самой жизни, со всеми ее горестями и радостями. Из недавнего можно вспомнить и «Отрочество» Ричарда Линклейтера, и «Американскую милашку» Андреа Арнольд, и совсем новый «Проект Флорида» Шона Бэйкера, который выходит на этой неделе. Даже в обозначенной проблематике подросткового бунта за жизнью Леди Бёрд можно наблюдать просто и с удовольствием, но к финалу картина сворачивает совсем в другое смысловое русло и оказывается историей о принятии себя, взрослении и спокойствии, которое, наверное, должен уметь взрастить в себе каждый. В этом смысле «Леди Бёрд» стоит посмотреть не только тем, кто давно пережил возраст главной героини, но и нынешним семнадцатилетним. И проявленной мудростью 34-летней Греты Гервиг, создавшей этот фильм, можно только лишний раз восхититься.

Тимофей Сундуков