Газовая атака захлебнулась

По данным Газпрома, на сегодняшний день в топливно-энергетическом балансе России природный газ составляет более 40% органического топлива. В мировом топливном балансе газ составляет только около 25%. Казалось бы, основываясь на этом показателе, Россия может считать себя едва ли не самой «экологичной» державой. Однако это не так. Дело в том, что в Европе газ достаточно широко используется в качестве топлива для автомобилей, значительно уменьшая количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу наземным транспортом — основным загрязнителем окружающей среды. В России же газ в качестве топлива для автомобилей используется гораздо меньше. Причем, как отмечают специалисты, у каждого российского региона есть свои причины для верности бензиновым традициям.

У многих автомобилистов существует определенное предубеждение против «газового баллона в багажнике». Его часто сравнивают с бомбой.

Иркутская область сегодня не входит в число особо активных потребителей природного газа в качестве топлива для автомобилей. Например, в Иркутске на газе ездят почти все маршрутные такси и только. Для остальной массы автомобилистов перевод личного авто на газ остается не самым выгодным решением. Безусловно, большинство иркутских автолюбителей и профессионалов понимают, что газовое топливо — это существенная экономия денег, щадящие условия работы для двигателя и значительное снижение вредного воздействия на окружающую среду. Однако все эти плюсы тают в сравнении со спектром проблем, знакомых каждому «газовому автомобилисту». Надо заметить, что найти этих автомобилистов и выяснить их мнение корреспонденту «Ъ» было крайне непросто — личный автомобиль, работающий на газе, для Иркутска — экзотика. Тем не менее, небольшой опрос все же удалось провести. В качестве основной сложности почти все опрошенные назвали небольшое число специализированных газовых заправок и неудобное их расположение. Многие сетовали на то, что пополнить запас дизельного топлива можно практически на любой заправочной станции города, а вот газ придется поискать. Действительно: в Иркутске и его окрестностях насчитывается всего около пяти газовых заправочных станций. Причем их расположение категорически не устраивает рядового горожанина: на заправку нужно ехать в предместье Марата, в Кузьмиху, в Мегет или на девятый километр Байкальского тракта. Процесс заправки газом протекает несколько дольше, чем заправка бензином — 2%5 минут, и на «дефицитных» автозаправках часто возникают очереди, в которых иной раз можно потерять до часа времени.

Это с учетом того, что всего по городу курсируют около тысячи «газовых» автомобилей — эту ориентировочную цифру назвал корреспонденту «Ъ» Альфред Лукманов, директор фирмы «Иркутскнефтесервис», специализирующейся на переобору довании автомобилей для использования газового топлива. К сожалению, точное количество автомобилей, работающих на газе, не смогли назвать даже в областном ГАИ. «Мы не ведем такой статистики, потому что, по сути, не имеет значения, на каком топливе ездит машина — на аварийность и безопасность движения это не влияет», — объяснила Галина Литовкина, начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГАИ Иркутской области.

У многих автомобилистов существует определенное предубеждение против «газового баллона в багажнике». Его часто сравнивают с бомбой. По словам представителей фирм, занимающихся переоборудованием автомобилей с бензина на газ, о повышенной опасности говорят люди неграмотные. Между тем, ни одна из компаний, заинтересованных в изменении общественного мнения, не ведет работы в этом направлении. Хотя в мировых исследованиях есть весьма убедительные данные безопасности использования природного газа. Он почти в два раза легче воздуха, при утечке стремится вверх, достаточно быстро «растворяясь» в атмосфере. Во многих странах разрешена заправка транспортных средств природным газом даже в подземных гаражах. Не так давно американские ученые рассчитали вероятность возгорания автобусов, работающих на природном газе, при заправке в закрытом помещении. Их вывод: если 25% пассажирских газобаллонных автобусов США, т. е. примерно 14 тысяч единиц, будут работать на природном газе, и каждый из них будет заправляться газом 300 раз в год, вероятность возгорания составит 1 раз в 35 лет.

Однако иркутяне с исследованиями американцев незнакомы и газа попросту боятся. По этой причине в последнее время отмечается значительное снижение количества желающих начать ездить на газовом топливе. Как рассказал господин Лукманов, пик спроса на услуги переоборудования пришелся на 1999%2000 годы — тогда газ начали использовать те, кто оценил его преимущества, и те, для кого экономия была ключевым фактором. В 2001 клиентов стало меньше, а сейчас поток почти иссяк. По этой причине, заметил господин Лукманов, уже закрылись несколько фирм, занимавшихся установкой «газового» оборудования на обычные автомобили.

Этот показатель крайне огорчает экологов, для которых использование природного газа в качестве автомобильного топлива является единственным быстрым, эффективным и относительно дешевым способом сокращения объемов выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами двигателей внутреннего сгорания. Кроме того, использование газа в качестве моторного топлива является одним из немногих экологических мероприятий, затраты на которое окупаются прямым экономическим эффектом в виде сокращения расходов на горюче%смазочные материалы. Подавляющее большинство других экологических мероприятий являются исключительно затратными.

По мнению сопредседателя региональной общественной организации «Байкальская экологическая волна» Дженни Саттон (Jennie Sutton), в Иркутске в ближайшее время необходимо перевести на газовое топливо общественный транспорт. «Я рада, что иркутские маршрутные такси уже ездят на газе, — заметила госпожа Саттон, — но выбросы городских автобусов, большинство из которых служит уже второе, а то и третье десятилетие, с каждым годом становятся все опаснее. Необходимо решить эту проблему», — заявила госпожа Саттон. На вопрос о перспективах перевода личных автомобилей на газовое топливо, госпожа Саттон заметила, что личный автомобиль в городе — совершенно неоправданное явление, и привела в пример Европу, где все ездят на общественном транспорте.

Впрочем, вряд ли Иркутск в ближайшее время приблизится к Европе. Также нет никаких оснований думать, что городские власти вдруг начнут переводить автобусы с бензина на природный газ. Переоборудование личных автомобилей может оказаться значительно актуальнее. Надо заметить, что установка газового оборудования окупается в срок от шести месяцев до двух лет. При этом каждый автомобиль, работающий на природном газе, сокращает вредные выбросы в атмосферу углекислого газа в пять раз, а окислов азота — в 2,5 раза. В общей сложности вредность выбросов, приведенная к эквивалентному количеству СО, при переводе транспортных средств на газ снижается, в зависимости от типа автомобиля и двигателя, на 44–76%.

Это весьма существенные показатели, если учесть, что в России автомобили, сжигающие бензин и дизельное топливо, выбрасывают в атмосферу 19 млн. т вредных выбросов в год. Однако очевидно, что потребитель купит автомобиль, работающий на газовом топливе, только в том случае, если заправка не будет доставлять ему хлопот, и стоимость газа в качестве горючего будет ниже бензина. Пока выполняется только условие стоимости: природный газ стоит около четырех рублей за литр. Эта разница в цене по сравнению с бензином покрывает даже разницу в расходе топлива — газа требуется всего на 10%15% больше.

Многие ученые говорят о том, что эпоха нефти заканчивается. Доля природного газа в общемировом балансе потребления энергоносителей неуклонно возрастает. Есть масса причин, позволяющих считать природный газ топливом будущего: его доказанные мировые запасы существенно превышают запасы нефти. Поэтому переход на газ, скорее всего, лишь дело времени. Уже сейчас Россия находится на пятом месте по числу автомобилей, использующих газовое топливо — 230 тыс. машин. Для сравнения: в Нидерландах насчитывается 700 тыс. газовых автомобилей, а в Италии — 1 млн. 50 тыс.