Гаражей нет и не будет

Иркутск давно уже несет почетное звание города с высокой степенью автомобилизации — на пятерых горожан приходится один автомобиль. Всего же в городе зарегистрировано почти 180 тысяч авто, и, когда в час пик большая часть всей автомассы выезжает на улицы города, поневоле задаешься мыслью: а где ночует этот рычащий железный поток? Куда он исчезает вечером и откуда выбирается утром? Автомобильный Иркутск испытывает жестокий дефицит гаражей и автостоянок — спрос в разы превышает предложение, которое отличается соответствующими ситуации ценами. Процветает и гаражная самодеятельность — от безысходности и вне закона.

Дефицит гаражей и автостоянок в городе становится столь же масштабным, как и дефицит жилья

Место решает все

Во дворе свою машину рискнет оставить на ночь только очень редкий и бесшабашный иркутянин — в целом не более 7% автовладельцев совершают этот экстремальный поступок постоянно и еще 7% — время от времени. Тем не менее, иного выхода может просто не быть. Иркутск стоит буквально на пороге жестокого «гаражного» дефицита, найти место на стоянке или удобный гараж недалеко от дома крайне затруднительно. В разных частях города дефицит проявляет себя по-разному. К примеру, в Кировском районе гаражей не хватает в принципе, а в Октябрьском места избыточного количества гаражей соседствуют с микрорайонами, где их практически нет. В результате цены скачут: купить гараж в кооперативе Лисихи можно довольно дешево, в пределах 50 тысяч рублей, а за автодом тремя-четырьмя километрами выше придется заплатить уже 100 тысяч.

Гаражные кооперативы часто расположены далеко не в самых удобных районах: в Приморском, Юбилейном, в районе Центрального рынка, Лисихи, в микрорайоне Энергетиков, в районе улиц Маяковского, Джамбула, Гоголя, Омулевского и 23-й школы, Степана Разина и Чкалова. Несколько улучшают общую картину новые жилые комплексы, в которых проектом предусматриваются подземные стоянки, специальные места для парковки или даже отдельные гаражные боксы. Но, по словам самих застройщиков, площадей в них не всегда хватает, и стоимость места начинается от 300 тысяч рублей. Возможность приобрести гараж рядом с домом все чаще влияет на решение о покупке квартиры.

Дикий рынок

Впрочем, если с квартирным рынком все относительно ясно, то определять среднюю стоимость гаража в Иркутске так же сложно и бесполезно, как среднюю температуру по больнице. Цена подобной недвижимости сегодня зависит от множества факторов, имеют значение расположение, материал, из которого построен гараж, планировка, наличие охраны, количество уровней в гараже. И, разумеется, наглость продавца и решимость покупателя. Сегодня стоимость гаража без подвала в Октябрьском округе колеблется от 100 до 179 тыс. руб., с подвалом — от 159 до 246 тыс. В Правобережном округе гараж без подвала может стоить от 190 до 260 тыс. руб., с подвалом — от 380 до 525 тыс. руб. В Свердловском округе — от 47 до 98 тыс. руб. и от 97 до 150 тыс. соответственно. В Ленинском округе картина та же: гараж без подвала — от 45 до 110 тыс. руб., гараж с подвалом — от 60 до 160 тыс.

Удивительно, но, несмотря на высокую покупательскую активность и постоянно растущие цены, рынок гаражей в Иркутске на сегодня можно вполне назвать стихийным. Риэлтерские компании, по словам Анастасии Литвиненко, президента Иркутской областной ассоциации риэлтеров, не занимаются такими сделками. В некоторых компаниях клиентов вносят в лист ожидания и информируют при появлении новых предложений, работа в подобном пассивном режиме — единственное, чем готовы помочь риэлтеры потенциальным гаражевладельцам. Подсчитать хотя бы примерно количество «автомест» в Иркутске невозможно: бюро технической инвентаризации, где, по идее, должна быть собрана информация обо всех объектах недвижимости, расположенных в пределах города, может составлять техпаспорта только по заявлению собственников гаражей, каковых в нашем городе обнаружено… 5 834 человека. Все прочие — в глубоком сумраке.

Законный вопрос

Завесу тайны над причинами «дикости» иркутского гаражного рынка приоткрыло обращение в КУМИ г. Иркутска — поскольку для организации стоянки или постройки гаража требуется арендовать земельный участок, самым осведомленным оказался орган, отвечающий за сдачу земли в аренду. По данным КУМИ, всего в городе сейчас насчитывается 79 официальных стоянок (плюс еще несколько — на земельных участках, принадлежащих Академии наук), предоставлено 80 участков для строительства гаражных кооперативов и 135 — для отдельно стоящих гаражей. Кроме того, в городе официально зарегистрировано около 6000 законных металлических гаражей. Однако большинство построек не введены в эксплуатацию, не оформлены надлежащим образом и для государства, налоговой инспекции и прочих органов их как бы не существует. Что, конечно же, удобно владельцам, несмотря на то, что если гараж не сдан в эксплуатацию, то прав собственности на него у пользователя нет, и, на каком основании осуществляются, например, сделки купли-продажи, непонятно.

Вся эта неучтенная масса рискует хлынуть огромным потоком в суды — по делам об установлении прав собственности, о неуплате налогов и прочих неприятных вещах. Если после введения в действие нового жилищного кодекса хозяева жилых домов начали стремиться узаконить свои права, и в судах накопилось достаточно практики, то в отношении гаражей гром еще не грянул. В КУМИ очень рассчитывают на принятый Госдумой в первом чтении в марте этого года закон об упрощении процедуры регистрации прав собственности, но, в каком виде он дойдет до третьего чтения, пока непонятно.

Вариантов нет?

Одним словом, дефицит гаражей и автостоянок в городе становится столь же масштабным, как и дефицит жилья, с соответствующей ценовой динамикой. Неудивительно, что многим автомобилистам приходит в голову здравая мысль — обзавестись на «гаражные» деньги новенькой иномаркой и «поселить» ее на автостоянке. На охраняемых парковках ночует более трети всех иркутских автомобилей. Но и здесь ощущается дефицит: поздно вечером и без предварительной договоренности можно не приезжать — надежды получить место почти нет.

Поэтому следующая по здравости идея — приобрести легкий контейнер с последующей постановкой его где-нибудь рядом с домом. Тем более что «ракушечные» скандалы до Иркутска пока не докатились. Так, по крайней мере, считают владельцы несанкционированных гаражей. И ошибаются.

Вадим Фирсов, начальник отдела коммунального хозяйства Свердловского округа Иркутска, имеет большой опыт разбирательств по незаконному занятию земельных участков и размещению на них «металлических гаражных конструкций». Коммунальщики ведут работу по учету земельных участков, но завершится этот процесс не раньше, чем через 3-4 года. В течение этого времени «домовитых» автолюбителей ждут проблемы. Бытует мнение, что власти пытаются вести учет «контейнерных автопоселений» лишь для того, чтобы горожане раскошелились на регистрационный взнос и арендную плату, но все не так просто.

«Регистрационный взнос составляет 200 рублей в год. Собственник гаража платит взнос лишь для того, чтобы искомый гараж поставили на учет — все. Дальше он может пойти в земельный отдел и попытаться оформить аренду участка под гаражом, которая обойдется в 1,8 рубля за квадратный метр в месяц. А может и не идти», — говорит Вадим Фирсов. И продолжает: «Но представьте себе, что некто N купил контейнер и поставил его в произвольном месте в своем дворе. Естественно, N не проверяет, что находится под землей в этом месте. А там, предположим, труба водоснабжения. Которую, предположим, через полгода прорвало. Вот поутру наш N проснулся и видит: на месте контейнера зияет огромная дыра, а его новоприобретенный гараж вместе с авто покоится на ее дне. В воде, естественно. Можно устраивать поминки по автомобилю».

Некоторые владельцы умудряются под своим контейнером выкопать подвал, смотровую яму — разумеется, также без консультаций с коммунальными службами. В этом случае последствия могут быть еще плачевнее — от повреждения теплоцентрали до нарушения целостности электросетей.

— Впрочем, если человек зарегистрировался у нас и платит эти пресловутые 200 рублей в год, то мы, по крайней мере, по сигналу о каком-то ч/п в непосредственной близости от его гаража сразу ставим его в известность. Таким образом, есть все шансы спасти имущество. А если гараж непонятно чей, найти хозяина не представляется возможным — приходится вскрывать контейнер, описывать находящееся там имущество и — на штрафплощадку, а это уже чревато серьезными затратами для владельца, — наглядно демонстрирует пользу формального подхода господин Фирсов.

В 2005 году в Иркутске было перенесено 38 гаражей, 12 гаражей поменяли место дислокации в связи с жалобами граждан и 2 отправились на штрафплощадку. Немного, но, как говорят коммунальщики, год на год не приходится. Тем более что, как сообщила AL начальник земельного отдела Комитета по управлению Свердловским округом Иркутска Надежда Коротышова, установка металлических гаражей на территории города в принципе запрещена. Исключение делается для особо нуждающихся, например, инвалидов. Прочие запросы власти согласовывают очень редко и крайне неохотно.