ГАИ потеряло рычаги

23 июля на всероссийском селекторном совещании со своими подчиненными начальник ГАИ МВД РФ генераллейтенант Владимир Федоров признался, что ГАИ не готова к работе в рамках нового Кодекса об административных правонарушениях. В минувший четверг в УВД Иркутской области состоялась прессконференция, где руководители областного ГАИ официально заявили иркутянам: безопасность участников дорожного движения теперь зависит исключительно от них самих.

Владимир Федоров ждет проявлений дорожно-правового нигилизма. Фотоархив “Ъ”

1 августа на пресс-конференции УВД Иркутской области начальник милиции общественной безопасности Михаил Цукрук, исполняющий обязанности начальника ГАИ Иркутской области Александр Фирсов и другие высокопоставленные сотрудники УВД заявили, что ГАИ из структуры «карательной» постепенно превращается в «социально-обслуживающую». «Мы потеряли все рычаги давления на водителей», — разводили руками руководители службы и признавали, что ГАИ почти беспомощна перед правонарушителями.

По данным статистики, за семь месяцев этого года аварийная ситуация в Иркутске и области значительно ухудшилась. По показателям дорожных происшествий область находится на одном из лидирующих мест. Согласно президентскому указу в Иркутске должно быть 660 инспекторов дорожного движения, в настоящее время их всего 245. Нехватка людей, их неподготовленность и неумение общаться — основные проблемы иркутской госавтоинспекции по словам выступавших.

Сейчас перед службой ГАИ стоит задача свести к минимуму субъективность в оценке дорожных правонарушений. Для этого замминистра ВД Александр Чекалин предложил оснастить сотрудников дорожно-патрульной службы специальной техникой, которая будет фиксировать каждое происшествие на видеопленку. Специальные наряды должны быть выставлены на всех участках, попадающих по статистике и топографическому анализу в категорию опасных. Это нововведение должно вытеснить практику «золотых мест», которые сейчас предпочитают сотрудники ГАИ. Однако, как признал господин Фирсов, сейчас в дорожно-патрульной службе области нет достаточного количества инспекторов, чтобы выставлять их на каждом опасном участке. Кроме того, оснащение каждого патруля дорогостоящей техникой (один аппарат российского производства стоит порядка 50 тыс. рублей) — процесс долгий. Деньги на это, как заверил корреспондента «Ъ» Михаил Цукрук, найдутся, но процесс растянется на весь 2003 год. Все это время с «доказательной базой» будут наблюдаться серьезные проблемы. Это повлечет за собой более мягкое, чем следовало бы, наказание виновных, что, в свою очередь, станет причиной усиления свойственного для Иркутска «дорожно-правового нигилизма».

На селекторном совещании Владимир Федоров отметил, что инспекторы не подготовлены к работе с судьями. В Иркутске обратная проблема — не готовы судьи. Это проявляется, например, в «душевном понимании» водителей, управляющих автомобилем в нетрезвом виде. До принятия нового кодекса право лишать пьяного автомобилиста водительского удостоверения принадлежало начальнику городского ГАИ, и удостоверение изымали у 72% этой категории нарушителей. Теперь, когда решение по всем «дорожным» делам стали принимать судьи, процент наказаний значительно снизился. По последним данным, из 1164 водителей, задержанных за рулем в нетрезвом виде, прав лишились только 33 человека.

По словам господина Цукрука, теперь снижение аварийности на дорогах в минимальной степени зависит от сотрудников ГАИ: заботиться о своей безопасности должны сами горожане. «Давайте создавать общественное мнение и проявлять общественную позицию!» — призывал журналистов господин Цукрук. «Если вы видите красный сигнал светофора, остановите ребенка или старушку, которые собираются перейти дорогу на красный свет! Если на дороге вы заметили автохулигана, остановитесь на ближайшем посту ГАИ, назовите номер машины и оставьте инспектору свои координаты! Помогите нам, и общими усилиями мы изменим ситуацию к лучшему,» — заверил собравшихся начальник милиции общественной безопасности.

 

Прямая речь

А ВЫ ЗАМЕТИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ РАБОТНИКОВ ГАИ?

Андрей Пономаренко,
начальник издательского цеха «Издательского дома «Номер один»

— Знаете, нет, хотя пытался. Показалось только, что меньше стали останавливать. К тому же изменилась система патрулирования. Если раньше посты были рассредоточены, то теперь в одном районе можно встретить два-три поста.

Алексей Югатов,
дизайнер:

— Особых нарушений у меня не было, поэтому с «гаишниками» доводилось общаться нечасто. Но раньше они виднелись на многих перекрестках, и это, думаю, было сдерживающим фактором для «лихачей». Несколько месяцев назад я заметил, что сотрудники ДПС просто исчезли с городских дорог: их нет на плотине, из кустов вдоль улицы Лермонтова не торчат их «улавливатели» любителей быстрой езды. Что случилось, мне, как рядовому автолюбителю, непонятно. Но я вижу, что народ на дорогах стал вести себя свободнее. Не уверен, что это нужная «демократия».

Николай Ступаченко,
бывший офицер милиции:

— В работе ГАИ за последнее время ничего не изменилось. Я много езжу и могу сделать вывод: гаишники как работали, так и работают. Как брали штрафы живыми деньгами, так и берут. По-прежнему останавливают на нестационарных постах. А люди, как правило, связываться и идти в суд, чтобы отстоять свои права, не хотят. Да и откуда взяться нововведениям, если начальник ГИБДД России признался, что его ведомство работает по старым правилам? Александр Попов,
руководитель областного комитета Российского союза молодежи:

— Я никаких изменений в работе ГАИ за последнее время не заметил. Слышу о них по телевидению, однако в жизни с чем-то новым на дороге не сталкивался. Да и мои друзья и коллеги тоже ничего нового не заметили.

Николай Немцев,
сотрудник автосервиса:

— Никаких изменений я не заметил. Все так же останавливают без серьезных оснований. Ведь причину для остановки всегда можно найти. Допустим, инспектор подозревает, что водитель находится в нетрезвом состоянии. А уж как у инспектора возникают подозрения, никто не знает.