Федеральным трассам подкинули ремонта

В Иркутской области завершается дорожно–строительный сезон. Только по федеральным трассам, проходящим через Приангарье, в этом году было отремонтировано 200 км дорог, что ровно в два раза превышает прошлогодний показатель. Отмечен 2014 год и другим знаковым событием: для обходов городов Усолье–Сибирское и Тулун определен проектировщик — казанская компания ЗАО «ТрансПроект». Однако планы на следующий год еще более грандиозны. Объем ремонта возрастет до 275 км, а вместо пяти строек федеральным трассам прописали сразу шесть.

В 2014 году на М–55 завершили расширение последнего возможного участка — 57–64 км.

Всего, как рассказывают в ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» (в оперативном управлении находятся три федеральные дороги: М–55, М–53 и «Вилюй» — Al), в 2014 году, помимо ремонта 200 км дорог, было капитально отремонтировано 42 км и введен в эксплуатацию один строительный объект — 6 км гравийного разрыва на М–53 в Тулунском районе. Кроме того, сейчас готовится к сдаче участок дороги на «Вилюе». Рассчитанный на три года работ, он был сделан за два года.

Руководитель упрдор «Прибайкалье» Олег Шандрук еще весной предупреждал: 6 км дорожного строительства 2014 года — это вовсе не признак упадка, а всего лишь переходный этап к новым масштабным объектам дорожной стройки. Программа работ на следующий год это как нельзя лучше подтверждает. На треть вырастет число ремонтных работ, капитальный ремонт останется примерно в прежних объемах, к переходящим строительным объектам добавятся два новых. На стройке, кстати, можно остановиться подробнее. В 2015 году, например, в Приангарье будет закрыта тема гравийных разрывов по основному ходу федеральных трасс — последний 17–километровый участок планируется сдать как раз следующей осенью. Масштабно развернется и программа ликвидации железнодорожных переездов в одном уровне — к путепроводам на 96 км М–55 и 1362 км М–53, работа на которых уже ведется, будут добавлены и два переезда на 1500–х км М–53 перед Тулуном. Эти объекты уже проторгованы, их ввод в эксплуатацию запланирован на 2016 год.

Наконец–то начала решаться и наиболее наболевшая проблема — строительство обходов городов. 1 апреля ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» получило задание на подготовку проектно–сметной документации обходов Усолья–Сибирского и Тулуна. Аукционы по обоим объектам уже состоялись, впереди два года проектных работ. Старт строительства возможен только в 2017 году. Согласно предпроектным расчетам, длина каждого из обходов будет превышать 40 км, дороги предполагается делать второй технической категории с минимум шестью искусственными сооружениями. Предварительная стоимость строительных работ только на усольском обходе составляет порядка 16 млрд рублей.

Между тем полученная в результате торгов экономия (а она составила порядка 20% от начальной суммы контракта — Al) позволила управлению заикнуться перед федеральном начальством о выделении средств на проектирование следующего по очереди обхода Куйтуна. Упрдор «Прибайкалье» направило письмо с соответствующей просьбой в Росавтодор, но ответ еще не получен.

Ждет решения Росавтодора и еще один важнейший объект дорожного строительства Иркутской области — так называемый «тещин язык» на 47–55 км Култукского тракта. «Тещин язык нет смысла ремонтировать, его надо только перестраивать. Ну невозможно на этом радиусе в 18 м какие–то движения рулем делать», — говорит Олег Шандрук, поясняя: проект на строительство этого участка находится на рассмотрении в федеральном ведомстве и ждет включения в ФЦП «Дороги России».

В 2014 году на М–55, кстати, завершили расширение последнего возможного участка — 57–64 км. Дальше, опять же, только строительство. Напомним, в планах управления, кроме спрямления «тещиного языка», еще проекты строительства нового хода трассы в обход поселков Моты и Чистые ключи (протяженность участка 21 км), а также ликвидация серпантина на подъезде к Култуку (протяженность 3,5 км). Оба проекта сейчас находятся на государственной экспертизе. Пока эти планы остаются только перспективой, упрдор «Прибайкалье» поддерживает состояние действующей трассы в пригодном виде. Так, в 2015 году на М–55 все силы будут брошены на ремонт дороги с устройством верхних слоев из БМО смесей. «Но он кроме ровности дороги и качества сцепных свойств ничего нам не даст. Как за фурой тянулись, так и будем тянуться. Дальше надо только строить», — признает Олег Шандрук.

Автотрасса «Вилюй», соединяющая север и юг Иркутской области, также ждет увеличения дорожных работ. В 2014 году отремонтировано здесь было 62 км, капитально отремонтировано — 16 км. Для сравнения: в первый дорожно–строительный сезон после передачи «Вилюя» в ведение упрдор «Прибайкалье» здесь было сдано 5 км дороги, во второй — уже 11 км. Впервые за это время ремонтные работы перешли с участка «Братск—Усть–Кут» на участок «Тулун—Братск» (121–128 км дороги).

В целом же по «Вилюю» стоит задача до 2017 года полностью преобразить участок дороги до Усть–Кута. Там требуется переустройство порядка 200 км дорог с переходным типом покрытия. Для достижения этой планки необходимо ежегодно сдавать по 30–32 км. Большие планы и по участку Тулун—Братск: уже в следующем году в районе Покосного начнется капитальный ремонт.