Федеральные трассы пустят в обход

На минувшей неделе окончательно выяснилась перспектива строительства объездной дороги по федеральной трассе М-53 вокруг Иркутска. Как сообщил на пресс-конференции 12 декабря генеральный директор ЗАО «Труд» Сергей Тен, предприятие выиграло тендерные торги на строительство. Заказчик — Росавтодор — выделяет 2,2 млрд рублей на то, чтобы в течение трех лет их освоить и сдать объект в эксплуатацию. В дальнейшем в Приангарье будут строиться объезды вокруг Тайшета, Куйтуна, Тулуна, Усолья-Сибирского и Слюдянки.

Генеральный директор «Корпорации развития Забайкалья» Олег Михайленко установил контакты с китайцами. Фото Зорикто Дагбаева

Обход — дело решенное

Вопрос о строительстве дороги в объезд областного центра уже поднимался в конце 1990-х годов. Тогда конкурс на дорожные работы также выиграл «Труд». Строительство началось в 1998 году, однако из-за отсутствия финансирования было прекращено. Повторно вопрос о строительстве объездной дороги был поднят во время референдума по вопросу объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа — финансирование этого объекта из федерального бюджета стало одной из премий за слияние регионов, наравне с выделением средств на завершение моста через Ангару в Иркутске.

Новая трасса будет представлять собой 24-километровую кривую, которая начнется в районе населенного пункта Вдовино и закончится в районе Чистых Ключей. Она пройдет по незаселенным землям вблизи поселков Баклаши и Введенщина, по землям лесного хозяйства и землям сельскохозяйственного назначения.

По словам Сергея Тена, дорога будет двухполосной, ширина каждой полосы — 3,75 м, для покрытия будет применен трехслойный асфальтобетон. Предусмотрена вся необходимая дорожная инфраструктура — съезды, площадки для АЗС, ДПС, пунктов питания и так далее. В 2008 году объем финансирования составит 600 млн руб., в 2009 году — около 1 млрд руб., примерно столько же — в 2010 году. Большие затраты вызваны огромными объемами работ, наличием искусственных сооружений, сложностью рельефа. Местность пересеченная, будут на ней и глубокие выемки, и высокие насыпи — на отдельных участках до 20 метров. На трассе будут построены два моста, 38-метровый через реку Вересовку на въезде и 300-метровый иркутный в районе поселка Баклаши.

«В настоящий момент мы приступаем к строительству этого объекта. Он имеет огромное стратегическое значение как для Иркутска, так и всего региона и страны в целом. Ведь Иркутск находится на транспортном коридоре Москва — Владивосток, поэтому объект, безусловно, важный, и мы рады, что это доверили нам», — заявил господин Тен. По его словам, большой объем работ предполагается провести буро-взрывным способом. Соответствующий опыт компанией уже получен в ходе строительства трассы Чита — Хабаровск. На этой дороге в текущем году заканчивается основной объем земляных работ. Техника и рабочая сила будут переброшены в Иркутск. На строительстве обходной трассы также планируется привлекать субподрядчиков. В частности, речь идет о 125-м мостоотряде, подразделении самого крупного мостостроительного предприятия в стране — Мостотреста. Это предприятие и займется возведением мостов.

Ведется переговорный процесс и с другими субподрядчиками. Совместная работа позволит ускорить выполнение поставленного графика. «Мы планируем в следующем году закончить земляные работы на 80%. Это значительно больше, чем сумма, предусмотренная контрактом, графиком финансирования. Но для нас это выгоднее, экономически целесообразно, — подчеркнул Сергей Тен. — Ведь существует реальная инфляция, и для собственной экономики мы стараемся работать быстрее. Вообще мы готовы на полгода раньше завершить весь объект, правда, мостовики по своей технологии так не смогут».

Объездную тактику внедрят повсеместно

Кроме Иркутска, в ближайшие 8-10 лет объездными дорогами обзаведутся и крупные районные центры Приангарья. По словам Сергея Тена, соответствующее финансирование и тендеры готовятся в рамках федеральной программы по строительству путевых обходов российских городов.

На первом этапе — полностью законченный обход Тайшета, который будет достраивать также ЗАО «Труд». Объем финансирования — около 540 млн рублей. Срок строительства — два года. Работы предполагается завершить к концу 2008 года. По информации специалистов ЗАО «Труд», дорога вокруг Тайшета будет соответствовать характеристикам трассы вокруг Иркутска.

«Не за горами аналогичная работа и по Куйтуну, Тулуну, Усолью-Сибирскому и Слюдянке. Это долгосрочная программа, рассчитанная на десяток лет. Во всех этих населенных пунктах строительство объездных дорог актуально, — подчеркивает Сергей Тен. — Что в Тулуне с его узкими улочками и угрозами подтопления федеральной трассы, что в Слюдянке с ее непростыми дорожными условиями». По его словам, начавшийся процесс строительства обходов не только позволит подняться дорожной отрасли, но и решит проблему транзитного сообщения. Первым делом на себе это ощутит Иркутск, где пока объем транзитного транспорта оценивается в 5-6 тыс. автомобилей в сутки. «Дальний Восток развивается. Туда идет большое количество грузов с материковой части России», — отмечает Сергей Тен. Согласно программе строительства, разработанной Росавтодором, строительство трассы «Амур» (Чита — Хабаровск) завершится в 2009 году. Сдача объездной дороги вокруг Иркутска в 2010 году значительно облегчит жизнь и транзитникам, и жителям города.

Влад Никифоров