ФАС загнала железнодорожников в уголь

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) продолжает кампанию против ОАО РЖД. Служба нашла признаки ограничения конкуренции в схеме, по которой монополия и крупные операторы вывозят уголь из Кузбасса. Схема появилась еще в 2011 году, после поручения президента, но ведомство сочло, что ее использовали «для оправдания незаконных действий». Теперь ОАО РЖД грозит штраф до 12 млрд руб., а операторам — в целом до 5,5 млрд руб.

ФАС завершила рассмотрение дела «о разделе рынка услуг операторов подвижного состава» в Кемеровской области. Оно возбуждено весной этого года в отношении ОАО РЖД, 12 железнодорожных операторов и властей региона из-за утвержденной в 2011 году схемы, которая позволяет возить уголь из Кузбасса ограниченному списку компаний. Теперь ФАС выявила «антиконкурентное соглашение» между ответчиками. Число операторов, участвовавших в «сговоре», выросло до 16, среди них «Первая грузовая компания», подконтрольная ОАО РЖД «Федеральная грузовая компания» (ФГК) и «Нефтетранссервис».

По версии ФАС, схема ограничила доступ на рынок для других компаний. Из решения службы (копия есть у „Ъ“) следует, что ответчики признаны нарушившими ст. 16 закона «О конкуренции». Сначала служба искала в схеме признаки картеля. В ФАС „Ъ“ пояснили, что операторам и ОАО РЖД грозит штраф в 1-15% выручки за 2012 год от перевозки угля из Кузбасса, администрации региона — фиксированный штраф в 20-50 тыс. руб.

По оценке главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, объем перевозки угля по Западно-Сибирской железной дороге в 2012 году — около 195 млн т, а инфраструктурная составляющая тарифа (ее получает ОАО РЖД) могла достигать 80 млрд руб. Вагонная составляющая операторов — около 36 млрд руб. То есть штраф ОАО РЖД за 2012 год может составить 0,8-12 млрд руб., общий штраф операторов — 0,36-5,5 млрд руб.

Решение ограничить число операторов принято в октябре 2011 года. Тогда губернатор Аман Тулеев жаловался президенту РФ Дмитрию Медведеву, что «пути забиты» и могут быть «сложности с переброской угля» в Центральную Россию. Через две недели регион отобрал крупных операторов и заключил с ними соглашения на гарантированный вывоз. ОАО РЖД обязалось не принимать заявки на перевозку в Кузбасс порожних полувагонов других операторов. В 2012 году НП ОЖдПС, куда входит около 40 небольших компаний, обратилось в ФАС.

В ОАО РЖД не признают нарушений и говорят, что решение было принято «по поручению премьера» из-за «затоваривания» станций порожняком. Но в ФАС уверяют, что поручение «не содержало указаний о конкретных мерах» и «было использовано в качестве оправдания незаконных действий». В ФГК подчеркнули, что действия операторов «были открыты и направлены на урегулирование кризиса». В «Нефтетранссервисе» говорят, что «сговора не было», операторов отбирала администрация области. Ее представитель Алексей Синицын сообщил „Ъ“ о намерении обжаловать решение ФАС. В НП ОЖдПС считают, что обвиняемые виноваты сами — «увлеклись доказыванием отсутствия картельного сговора, но признавали ограничения конкуренции».