Ехать с комфортом

Чиновники и ученые бьются за то, чтобы повысить качество перевозок на общественном транспорте в Приангарье
Традиционная весенняя конференция «Проблемы развития транспорта в регионе» прошла в Иркутске 29 апреля. Под пристальным вниманием чиновников и представителей научного сообщества оказалась тема общественного транспорта. По словам чиновников, развивать есть что: в городе улучшат остановочные пункты и введут экспрессные маршруты движения. Ученые соглашаются, что отдельные моменты для повышения качества сервиса перевозок осуществить возможно, однако для более значимых улучшений инфраструктуру города нужно менять кардинально.

Дороги Иркутска перегружены не  только городским, но и межмуниципальным общественным транспортом. Фото Евгения Козырева

Александр Михайлов, начальник транспортной лаборатории НИ ИрГТУ, в очередной раз напомнил о проблеме маятниковой миграции, которая раздирает Иркутскую область. По его оценке, 60% всего общественного автомобильного транспорта региона курсирует на участке между Зимой и Култуком. «Это и есть иркутская агломерация, если рассматривать этот термин как территорию, где прослеживаются устойчивые потоки между городами», — подчеркнул эксперт. Наиболее остро на себе потоки приезжих испытывает Иркутск — ежедневно в областной центр стремятся люди из Иркутского района, Ангарска и Шелехова.

Александр Михайлов отмечает, что в Иркутске работает около 80 тыс. человек, приезжающих из других населенных пунктов. Но и кроме приезжих, дороги Иркутска перегружены от ежедневных внутригородских перемещений его жителей: «Около 60% предприятий бизнеса и торговли сосредоточены в центре города, и туда на работу ежедневно едут люди из других районов. В Свердловском районе, например, живет 190 тыс. человек. Поэтому утром мы имеем ярко выраженный поток из спальных районов в центр, а вечером — наоборот. Чтобы этого избежать, рабочие места должны быть не только на правом берегу. Например, бизнес-центр «Академический» построили в спальном районе», — отметил Александр Михайлов. Также, по мнению ученого, нужно решать проблему скопления автобусов и маршруток на главных магистралях города: по улице Дзержинского, например, каждый час проходит 200 единиц общественного транспорта. Решить этот вопрос можно будет за счет ликвидации дублирующих маршрутов.

Городская администрация в свою очередь работает на улучшение движения общественного транспорта по-своему — не говорит о глобальном, делает локально. В ближайших планах — улучшить остановки. «Мы составили реестр остановочных пунктов, где указали, в каких моментах они не соответствуют требованиям. В ближайшие полтора года планируем все 529 остановок Иркутска оснастить полосой разгона и «карманом» для заезда и высадки пассажиров, сейчас это есть не везде, — сообщила заместитель начальника департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта комитета по ЖКХ администрации Иркутска Юлия Гордина. — Также в этом году выделено 15 млн рублей на сегментирование остановок, чтобы определенный маршрут заезжал в определенную часть остановочного пункта, и установку информационных стендов с номерами маршрутов, которые оттуда ездят. Также часть остановок мы планируем оснастить электронными информационными табло». Юлия Гордина напомнила, что администрация ведет работу по запуску экспрессных и полуэкспрессных маршрутов в отдаленные районы города в вечернее время (уже установлен тариф на эти маршруты — 24 рубля), а также сообщила, что в настоящее время разрабатывается схема движения общественного транспорта через Академический мост. С учетом всех этих преобразований ситуация должна значительно улучшиться, однако пока они не случились, действующее положение вещей в сфере общественного транспорта в городе довольно плачевно. По оценке Юлии Гординой, эта сфера в Иркутске отстает от положения в развитых городах примерно на 7 лет — по внедрению системы ГЛОНАСС, по качеству перевозок и по многим другим показателям.

Александр Михайлов в свою очередь также отметил, что Иркутску надо перенимать опыт у других городов России, которые уже нашли способ максимально повысить качество оказываемых услуг в сфере транспорта. Так, эксперт привел в пример Екатеринбург, где в разных точках города установлено порядка 300 терминалов по удаленной продаже билетов на региональные рейсы. Еще один положительный пример — создание полноценного подробного сайта, через который можно проследить за движением автобусов, узнать время их отправления и там же купить билет.

Однако как потенциальным пассажирам билеты ни продай — через терминал, сайт или по старинке, через кассу с невежливой кассиршей — люди в первую очередь будут смотреть на качество самой перевозки. А этот вопрос для Приангарья больной: как сообщил заместитель начальника Межрегионального управления государственного автодорожного надзора (МУГАДН) по Республике Бурятия и Иркутской области Дмитрий Дорожкин, каждая десятая машина на линии выходит на работу без соответствующих документов, а без лицензии ежегодно попадаются от 100 до 150 машин. В общем же на рынке региона около 40% водителей общественного транспорта работают по нелегальным схемам. «Мы боремся с нелегалами. Они привлекательнее для пассажиров, так как не привязаны к расписанию, а также скорость поездки у них выше, так как водители часто нарушают правила дорожного движения и не останавливаются на всех остановках. Однако у таких водителей хорошо налажена связь, и во время проверок они предупреждают друг друга. Штраф для них составляет от двух до четырех тысяч рублей, также за повторное нарушение предусмотрена такая мера, как изъятие транспортного средства, однако, чтобы ее применить, нужны очень веские основания», — подчеркнул эксперт.

Пока ведомство борется с нелегалами на дорогах Иркутской области, чиновники призывают жителей региона помогать им в этом: сообщать о недобросовестных водителях, о хамском отношении в транспорте, о машинах, техническое состояние которых не соответствует должному. Сообщать о таких фактах можно или в областной Роспотребнадзор по телефону 24-33-67, или в МУГАДН по Республике Бурятия и Иркутской области по телефону 20-91-40.

Екатерина Головина