Эволюция Mitsubishi

Триумф французского экипажа Люка Альфана и Жиля Пикара в «Дакар-Ралли-2006» стал одиннадцатой по счету и шестой подряд победой команды Mitsubishi в этом сложнейшем испытании. За 28-летнюю историю рейда такого не удавалось больше никому. И понятно, по какой причине: залом рекорда стал легендарный автомобиль под названием Mitsubishi Pajero Evolution, кодовое название MPR 12.

В 2001 году на «японскую игрушку» с солидным антикрылом и огромными колесами специалисты смотрели с улыбкой, мало веря, что подобный автомобиль способен на серьезные испытания.

Компания Mitsubishi уже неоднократно заявляла о том, что делает сегодня ставку на два типа автомобилей: машины категории Sport-DNA, типичным представителем которой является модель Lancer Evolution, и категории SUV-DNA — это, прежде всего, модельный ряд Pajero. Производитель пообещал также, что все технические усовершенствования, которые применялись к Lancer Evolution при подготовке его к участию в мировом чемпионате по ралли (WRC), будут применены к серийной версии. То же относится и к семейству Pajero, раллийные победы которого как нельзя лучше демонстрируют технический потенциал этой марки.

А началось все в 2001 году, когда на автосалоне во Франкфурте был показан концептуальный внедорожник Mitsubishi Pajero Evolution, специально предназначенный для участия в ралли-рейдах. Создание «эволюционного» внедорожника потребовало от разработчиков ММС не только концентрации всех собственных возможностей, но и привлечения специалистов со стороны.

Так, к примеру, из Mercedes-Benz был приглашен дизайнер Оливье Буле, именно ему принадлежит идея создания «боевого» экстерьера автомобиля, хотя во Франкфурте на «японскую игрушку» с солидным антикрылом и огромными колесами с японскими шинами Dunlop 285/45R22 многие смотрели с улыбкой, мало веря, что подобный автомобиль способен на серьезные испытания.

Адаптировать внедорожник к экстремальным условиям доверили спецотделению ММС, Ralliart. Pajero Evolution разрабатывался как гоночный автомобиль класса Super Production, согласно новой классификации, вступившей в силу в 2002 году. Автомобили этого класса имеют ограничение по ширине 2000 мм и максимальному ходу колеса 250 мм. Изначально Pajero Evolution (он же MPR10) в полной мере соответствовал этим требованиям, однако чуть позже в конструкцию был внесен ряд важных доработок. Временно автомобиль был снабжен 3,5-литровым двигателем V6 MIVEC (Mitsubishi innovative valve lift and timing electronic control — фирменная электронная система, изменяющая высоту подъема и время открытия клапанов) с двумя турбокомпрессорами мощностью 450 л.с. Позже от этого двигателя отказались в пользу более надежной атмосферной версии объемом 3,5 литра и мощностью около 270 л.с. Начинка впечатляет: гоночная шестиступенчатая коробка передач, специальное карбоновое многодисковое сцепление, трансмиссия Super select 4WD с ACD (Active Central Differential — активный межосевой дифференциал, позволяющий автоматически перераспределять крутящий момент по осям), система AYC (Active Yaw Control — поддержание курсовой устойчивости). Шины автомобиля после прокола сохраняют работоспособность на протяжении еще 500 км, подвеска — полностью независимая, на двойных поперечных рычагах, амортизаторы — сдвоенные, тормоза — дисковые, вентилируемые, с 6-поршневыми суппортами спереди и сзади.

Помимо решения основных задач (добиться минимальной массы, максимальной скорости, надежности и ремонтопригодности), разработчикам важно было достичь оптимальной развесовки и как можно более низкого центра тяжести, в ралли это необходимо не только для управляемости, но и для того, чтобы машина могла правильно «прыгать». В результате по сравнению с обычным Pajero в Evolution двигатель смещен на 100 мм вниз и на 300 мм продвинут в салон, а большая часть узлов и агрегатов расположены как можно ближе к полу кузова, в результате развесовка вплотную приближается к идеальной — 50/50. В результате долгих тестов в аэродинамической трубе, автомобиль был снабжен огромным спойлером, благодаря которому удалось избежать «эффекта козления».

Впервые автомобиль подвергся существенным изменениям в 2003 году по MMSP (Mitsubishi Motors Sports Program). Внедорожник получил новый 4-литровый V-образный двигатель с улучшенными на 19% показателями крутящего момента (430 Нм вместо 360 Нм) и чувствительности привода акселератора, доработанную секвентальную коробку передач и новый активный гидравлический стабилизатор поперечной устойчивости. Все эти системы прошли испытания на Дезерт Челлендж 2003.

В 2004 году доработки продолжились: были установлены тормозные механизмы BREMBO и 500-литровый топливный бак, усилена пространственная рама, особенно в области лобового стекла и крыши. Доработанный автомобиль получил уже порядковый индекс MPR11. Несмотря на то, что внешне машины остались без изменений, по заявлениям пилотов, разница была заметна даже после короткой поездки. А в 2005 году на ралли Дакар была выведена машина под кодовым названием MPR12.

Спортивное направление остается основной отличительной чертой бренда Mitsubishi сегодня и, наверняка, будет выделять его в дальнейшем. Новейшие технологии, которые используются в спортивных автомобилях, незамедлительно применяются и к серийным моделям, именно поэтому автомобили Mitsubishi всегда славились выносливостью, всепроходимостью и прочностью. Имидж производителя, серийные модели которого — настоящие ноу-хау, стоит недешево. Впрочем, утверждают в ММС, он того стоит.