Евгений Орачевский: Мы намерены идти по пути упрощения условий для работы бизнеса

Очередной «Байкал Бизнес Форум» в этом году проходит под девизом «Точки роста. Матрица развития». Несмотря на строгие формулировки, организаторы мероприятия отмечают, что оно должно стать площадкой для неформального общения бизнеса и власти, обогащения предпринимательского опыта и, наконец, средством вовлечения в эту экономическую нишу как можно большего числа людей. Подробнее о форуме, о новых идеях в отношении малого бизнеса, существующих в региональном правительстве, рассказывает министр экономического развития Иркутской области Евгений Орачевский.

— С какими целями проводится форум, является ли он конкурирующей площадкой для недавно состоявшегося Красноярского экономического форума?

— «Байкал Бизнес Форум» нельзя напрямую сравнивать с Красноярским, Санкт-Петербургским или Сочинским экономическими форумами. Это площадки совершенно иной направленности, более глобального масштаба. На них в обязательном порядке присутствуют крупные чиновники федерального уровня, делегации из всех регионов. Задается повестка и обсуждается проблематика масштаба всей страны, принимаемые решения получают отражение в соответствующем протоколе, которым потом руководствуются члены федерального правительства.

Что касается нашей площадки, структура мероприятия идентична, но целевая аудитория иная. Если в том же Красноярском форуме участие принимают глобальные системообразующие предприятия и холдинги самых различных отраслей экономики, то мы заинтересованы в участии самого начального сегмента бизнеса. Это микропредприятия, ремесленники, малые и средние предприятия. Приглашаются также и представители крупного бизнеса, те, кто нуждается в создании цепочек коопераций совместно с мелким бизнесом.

В ежедневном режиме работы региональное министерство экономического развития взаимодействует с деловой средой в системном, будничном характере. Наш форум — это практическая площадка, которая широко рекламируется в СМИ, с задачей привлечь как можно более широкую аудиторию для ее же пользы. За счет нашей активности мы рассчитываем охватить новый круг лиц, заинтересованных в развитии бизнеса. Пусть это будут действующие предприниматели, начинающие или те, кто только задумывается о своем деле. Мы призываем их к участию и общению, гарантируем максимально открытую и прозрачную информацию обо всех мерах государственной поддержки бизнеса, об экономических нишах, где существуют интересные возможности для развития. В дальнейшем мы рассчитываем на реальные изменения в секторе малого и среднего предпринимательства, на рост в этой сфере, увеличение числа прибыльных компаний и самозанятых людей.

Вообще, это задача любого региона, желающего защитить себя с точки зрения наполнения бюджета. Если посмотреть структуру нашего ВРП, то порядка 25% от бюджета составляют поступления от добывающей промышленности, обрабатывающие и крупные производства генерируют лишь 12%, а малый бизнес и вовсе незначительную часть. Мы заинтересованы в диверсификации и построении более устойчивой модели развития региона. Поэтому, используя наши административные рычаги, фонды и инфраструктуру, мы нашли финансовые источники, организовали площадку, пригласили представителей ведомств, имеющих отношение к развитию предпринимательства в регионе. На форуме в обязательном порядке будут присутствовать первые лица, это возможность для любого предпринимателя напрямую получить исчерпывающую информацию, любые ответы. Человек может подойти ко мне, к кому-то другому как в рамках официальных площадок, так и просто в перерыве между ними.

— Программа форума расписана на несколько дней. Какова была логика наполнения площадки теми или иными мероприятиями?

— Ключевой, или якорный, момент — это инвестиционное послание губернатора Иркутской области Сергея Левченко, которое будет озвучиваться уже второй год подряд. Губернатор в очередной раз продемонстрирует свою осведомленность и заинтересованность в развитии малого и среднего бизнеса, озвучит конкретные поручения органам власти. Это направление важно для Иркутской области, сейчас оно является одним из приоритетных процессов как государственного, так и регионального строительства.

Что же касается остальной весьма обширной и насыщенной программы форума, то некоторое время назад мы провели предварительную работу, своего рода исследование ситуации и существующих проблем — опросили представителей бизнес-сообщества, получили обратную связь. На основе реальных интересов предпринимателей и была сформирована программа. Главное, что мы поняли — на сегодняшний день уровень информирования предпринимателей обо всех возможностях господдержки характеризуется как очень низкий. Поэтому все площадки форума будут объединены по принципу предоставления максимального уровня необходимой информации.

Конечно же, мы привлекли для организации дискуссионных площадок наиболее ярких, на наш взгляд, представителей экспертного сообщества. В числе экспертов — известные успешные предприниматели, активные общественные деятели и знаковые фигуры. Также приглашены люди с большим опытом федерального уровня — представители общественных объединений и институтов развития. Таким образом, в рамках одного форума мы собрали лучших людей с точки зрения экспертной подготовки, общение с которыми позволит любому предпринимателю взглянуть под иным углом на все происходящее как в стране, так и в области, расширить кругозор. Это может стать своеобразным пропуском в иное информационное пространство, позволяющее открыть новые ниши и ресурсы для самореализации.

— Какие ожидания правительство Иркутской области связывает с проведением форума? Конечно, помимо стандартных «галочек», которые ставят регионам на федеральном уровне за подобные мероприятия.

— Примечание насчет «галочек» верное — это действительно форма отчетности, сопровождающая любое мероприятие, организованное госвластью. Но наша цель совершенно не в этом. Та же «галочка», которая характеризуется числом публикаций на сайтах и новостных ресурсах, для меня лично это дополнительная реклама для привлечения того самого предпринимателя. Форум для нас — что-то вроде охоты на таланты, мы заинтересованы в том, чтобы выявить интересных ребят, популяризировать предпринимательство как вид деятельности. Ведь если мы проанализируем структуру занятости в стране, то увидим, что основная масса занята, к сожалению, в бюджетном секторе, и это нужно менять.

Конечно, у нас существует абсолютно трезвое понимание, что мы не можем через месяц или через три посмотреть статистику и отчитаться в духе «благодаря форуму у нас плюс пять тысяч предпринимателей». Форум — это один из элементов совокупности действий, приводящих к росту предпринимательской активности, хотя его удельный вес влияния совершенно точно будет высоким.

Возможно, спустя некоторое время мы запланируем опросы предпринимательского сообщества. При этом важно опросить не тех, кто регулярно вхож в здания министерств и ведомств, а совершенно случайных предпринимателей. Срез их знаний о видах существующей поддержки позволит сделать объективные выводы об эффективности конкретного мероприятия или комплекса событий.

— Если форум, как вы выразились, «один из элементов совокупности действий», расскажите, какие еще меры предпринимает министерство экономического развития для повышения инвестиционной активности и развития бизнес-сообщества?

— Иркутская область по «ассортименту» и «мощности» региональных институтов развития является одной из самых сильных в стране. Под мощностью понимается размер капитализации, в нашем случае этот совокупный показатель составляет почти 3 млрд рублей. Перечень организаций, которые в нашем случае могут быть отнесены к институтам развития, следующий.

1. Корпорация развития Иркутской области — это акционерное общество, на 100% является собственностью Иркутской области, создана для обеспечения реализации инвестиционных проектов на территории региона в приоритетных отраслях, в том числе на принципах государственно-частного партнерства, организации их финансирования.

2. Агентство инвестиционного развития Иркутской области — некоммерческая организация, создана на базе корпорации развития с целью привлечения инвестиций в Иркутскую область, устранения административных барьеров, формирования и продвижения положительного инвестиционного имиджа нашего региона. По нашему замыслу, именно агентство сегодня является структурой, которая готова сопроводить любую бизнес-инициативу в режиме «одного окна».

3. Фонд развития промышленности Иркутской области — недавно созданный уникальный системный инструмент в виде некоммерческой организации на базе корпорации развития. Основной задачей является предоставление льготных займов от 20 до 100 млн рублей под 5% годовых промышленным предприятиям, чья деятельность направлена на разработку новой высокотехнологичной продукции, техническое перевооружение и создание конкурентоспособных производств на базе наилучших доступных технологий.

4. Иркутский областной Гарантийный фонд — некоммерческая организация, созданная в целях расширения возможности доступа субъектов малого и среднего предпринимательства Иркутской области к кредитным и иным финансовым ресурсам путем предоставления поручительств по их обязательствам при недостатке собственных залогов. Поручительство фонда — это дополнительный способ обеспечения до 70% суммы сделки по кредиту, лизингу или банковской гарантии. Размер капитализации нашего фонда превышает 700 млн рублей, что по действующим стандартам позволяет предоставлять поручительство на сумму до 70 млн рублей.

5. Фонд микрокредитования Иркутской области — еще одна некоммерческая организация, которая занимается предоставлением займов субъектам малого и среднего предпринимательства на очень выгодных условиях: сумма до 3 млн рублей на срок не более 3 лет по ставке, не превышающей 10% годовых. При этом заем может быть получен вне зависимости от срока регистрации предприятия с индивидуальным графиком платежей и возможностью досрочного погашения без штрафных санкций.

6. Фонд поддержки предпринимательства Иркутской области — некоммерческая организация, виды деятельности которой предполагают бесплатное консультирование предпринимателей Иркутской области, проведение бесплатных обучающих мероприятий (семинаров, программ обучения, конкурсов и пр.), содействие в организации и проведении выставочно-ярмарочных мероприятий на условиях софинансирования.

Подробную информацию обо всех финансовых и нефинансовых видах услуг можно получить, обратившись непосредственно в Фонд поддержки предпринимателей (ул. Рабочая, 2А) или Агентство инвестиционного развития Иркутской области (ул. Свердлова, 10).

В целом мы очень заинтересованы в привлечении любых денег, в любой инвестиционной активности. Мы намерены создавать для потенциальных инвесторов прозрачные условия, чтобы они на определенный период планирования были твердо уверены в условиях ведения бизнеса, тарифах на потребляемые ресурсы, в устойчивости политической ситуации, в простых и понятных механизмах взаимодействия с властью. Последнее, кстати, мы планируем обеспечивать через наше Агентство инвестиционного развития.

Модель взаимодействия представляется следующей. К примеру, приходит бизнесмен, просит земельный участок под его проект. Агентство предоставляет ему карту участков, описывает условия для начала работы на них и так далее. В этой схеме самое важное, что бизнесмен не бегает по различным инстанциям, решая вопросы. Сотрудники агентства за него пишут необходимые заявления, заполняют бумаги, общаются с ответственными министрами и так далее. То есть потенциальный инвестор с властью сталкивается лишь в одном удобном варианте — в режиме «одного окна».

В поддержку этого начинания в Иркутской области в ближайшем будущем планируется принять нормативный акт, который обяжет любые органы исполнительной власти региона отвечать на запросы Агентства инвестиционного развития в предельно сжатые сроки. Существующие законы позволяют практически любое дело уложить в долгий ящик. Такого не должно быть, если мы заинтересованы в развитии бизнеса.

И в дальнейшем мы намерены идти по пути упрощения условий для предпринимателей. Большую роль в этом должно играть агентство. Совместно с ним бизнесмены могут высказывать пожелания к органам власти в части изменения деловой среды, например, по действию некоторых нормативных документов, законов, введению налоговых преференций и так далее. Мы, в свою очередь, всегда будем отстаивать интересы бюджета, но готовы меняться, искать точки соприкосновения с любым инициатором, но на условиях взаимной выгоды. Сегодня в федеральных и региональных органах власти меняется идейная составляющая, чиновники очень заинтересованы в налаживании нормальных контактов с предпринимателями, поэтому и создают специальные инструменты, позволяющие общаться не на бюрократическом, а на человеческом языке.

— Ваши инициативы подтверждают наблюдение о том, что сегодня успех часто приходит к властям регионов, где не боятся действовать вопреки принятым традициям или смотреть на ситуацию под иным углом.

— Вы правы, любое стимулирование рынка требует уникального предложения. Все, что делается сегодня в российских регионах в направлении поддержки бизнеса, это точечное кредитование. Мы не исключение — у нас работает фонд микрокредитования, выдающий кредиты под 10% годовых в размере до 3 млн рублей на срок до трех лет. Не факт, что состояние экономики области через 10 лет будет требовать такого предложения. Пока же аналогичного предложения на банковском рынке нет, поэтому фонд сейчас актуален.

Действительно, сейчас все регионы работают «под копирку», и джентльменский набор мер поддержки предпринимателей очень типичен. Хотя бы потому, что федеральные законы не позволяют творчески подходить к этому вопросу, особенно если речь идет о софинансировании из федерального бюджета. Но мы стараемся менять ситуацию. К примеру, в Иркутской области появился Фонд развития промышленности — в масштабах Сибирского федерального округа это сделано впервые. Думаю, что остальные сибирские регионы будут следовать нашему примеру.

Влад Никифоров