Этнографический туризм

Делать ставку на историю и этническую самобытность решили в Баяндаевском районе Приангарья. Весной 2011 года здесь приступили к строительству этнографического комплекса, который должен включать в себя три усадьбы: бурятскую, русскую и белорусскую. В честь 70-летия Баяндаевского района в середине октября здесь открыли бурятскую усадьбу. Первым ее гостем стал губернатор региона Дмитрий Мезенцев. А на прошлой неделе музей под открытым небом посетили корреспонденты «Восточного Формата».

В бурятской усадьбе хранятся старинные предметы быта коренного народа, собранные у жителей деревень Усть-Ордынского Бурятского округа. Фото Евгения Козырева

Холодно, но богато

Поселок Баяндай называют зоной вечной мерзлоты. Говорят, что земля здесь холоднее, чем в других районах Усть-Ордынского Бурятского округа. Однако при этом земля считается и самой богатой: Баяндай с бурятского языка переводится как «богатая земля». Такое название край получил за богатства природные. В здешних лесах всегда водилось много дичи, грибы и ягоды в изобилии даже в самое сухое лето. Свое название местность оправдывала и в советские годы, когда в районе работали хозяйства, которые обеспечивали Иркутскую область и другие регионы страны мясной и молочной продукцией. Теперь все иначе. Колхозы и совхозы разорились, и от них осталась лишь память о былой славе. Безработица, бюджетная недостаточность, глубокая дотационность — территория ничем не отличается от множества других в Иркутской области. Однако баяндаевцы надежды не теряют и решили идти в ногу со временем — делать ставку на туриста.

С этой целью выбиралось и место под будущий этнографический комплекс: строят его рядом с проходящей мимо трассой, по которой на Байкал едут многочисленные туристы. На них и рассчитан музей под открытым небом. Пока из трех усадеб поставили одну, но и ее не привели в окончательный вид. Много еще предстоит сделать. Главное — найти нужного человека на должность директора. Абы какой не справится, да и на невысокую зарплату вряд ли согласится. «Нужно, чтоб человек этим делом горел!» — говорит Надежда Харахинова, директор небольшого краеведческого музея села Покровка, расположенного по соседству с Баяндаем.

Во многом благодаря ей началось строительство комплекса. Она собрала большинство экспонатов для бурятской усадьбы, и ей первой принадлежит идея создания музея. С таким предложением она когда-то обратилась к бывшему мэру Баяндаевского района Юрию Малгатаеву, а затем к сменившему его Анатолию Табинаеву. Последний идею не только поддержал, но и тут же приступил к ее воплощению. Первым шагом стало приобретение старинной бурятской юрты, с которой и началось создание усадьбы.

Чем удивить?

Усадьба огорожена забором. На воротах должен висеть старинный бурятский замок, но пока его нет, и за постройками присматривают строители. В сопровождении Надежды Харахиновой мы начинаем экскурсию по усадьбе и первым делом заходим в амбар. Зданию 150 лет, когда-то оно принадлежало очень богатому человеку. Об этом говорит большая площадь строения и наличие двух отсеков, тогда как у бедняков амбары были маленькие. В Баяндай здание привезли из улуса Бахай (Баяндаевский район). Бывшему владельцу — Мухусу Мильхееву — амбар достался от его прадеда. За некоторую сумму наследник расстался с имуществом, и теперь оно стоит в баяндаевской степи на радость местным властям.

Входим в первую половину амбара. В старину здесь располагалась кожемялка. При помощи специальных устройств буряты выделывали шкуру овец, коров и лошадей, получали кожу, из которой шили одежду и использовали в качестве ковров, коими устилали пол юрты. Есть здесь и сами устройства — кожемялки. Одну из них Надежда Харахинова привезла из деревни Хандагай, а вторую — из Шардая. «Ездила по деревням всего округа, заходила в дома и спрашивала, есть ли у кого-нибудь старинные предметы. И люди отдавали. Кто за небольшие деньги, кто — за угощение, — рассказывает женщина. — Собираю предметы старины давно, с 1999 года. Раньше они хранились в Покровском музее, а теперь переданы этому комплексу».

Кожемялкам более 200 лет, и они очень хорошо сохранились. Впрочем, как и многое из того, что удалось найти Надежде Харахиновой в маленьких бурятских деревушках. Там эти вещи не представляли для их владельцев никакой ценности, потому и расставались с ними без всякого сожаления.

Во второй половине амбара хранили приспособления для лошадей и быков, а также самое главное богатство — зерно. Здесь же — инструменты, безмен (металлические весы), ручная пила, два деревянных колеса, обрамленные железными пластинами. «До того, как сюда пришли русские переселенцы, у бурят все делалось из дерева. Железо появилось с приходом русских», — рассказывает Надежда и берет в руки плетенную из конского волоса веревку. Оказалось, что и этому изделию очень много лет, досталось оно бывшим владельцам от их прадедов. Такая веревка очень крепкая и долговечная, ее моль не ест, и она не гниет. Из нее даже ковры плели. «Нас маленьких учили плести. И я умею, вот только нет лошадей у меня», — смеется Надежда Харахинова.

Во второй половине амбара также устраивали погреб. Высотой почти около трех метров, он служил в качестве холодильника в теплое время года. «Погреб обшивали досками, на стенах делали полки, — рассказывает наш экскурсовод. — Ранней весной сюда засыпали снег, саней двадцать-тридцать. Втаптывали крепко и потом здесь хранили мясо, масло, жиры. И все лето этот снег до глубокой осени сохранялся».

Пока на строительство этнической деревни из бюджета Баяндаевского района сумели выделить немного — один миллион рублей. В целом на реализацию проекта потребуется 7,5 млн рублей. Чиновники надеются и на частные инвестиции.

Сразу же за амбаром возведен каркас под будущий навес. В старину такой навес служил для хранения инструментов. Здесь мастерили домашнюю утварь, делали сани, сбруи и другие принадлежности. В этом месте хранилось все самое ценное. Владельцы не боялись краж: раньше люди воровством не промышляли.

Создатели этнографического комплекса надеются, что этот навес будет в точности такой же, какие были раньше. Сюда привезут старинную утварь, инструменты и другие атрибуты.

А мы идем дальше по территории усадьбы.

— У бурят двор летом всегда был зеленый. Строго запрещалось ходить по всему двору. Одна дорожка вела от юрты к дому, от дома до амбара. Люди любили, чтобы двор был чистый, без мусора, — говорит Надежда.

Соблюсти этот старинный обычай, увы, не удастся: за каждым посетителем не уследишь.

Мы подходим к хотону — так по-бурятски называется теплая стайка для крупнорогатого скота. Опять же, это пока только каркас. Рядом — стены будущего сеновала. Планируют здесь разводить домашний скот. Не только для того, чтоб было чем удивить туристов. По словам Надежды Харахиновой, в далекой перспективе надеются местные власти построить рядом с комплексом гостиницу и ресторан. И потчевать гостей будут домашней едой, выращенной вот в этих самых постройках. Но все это пока в планах.

Взаимовыгодный обмен

Одно из самых главных достопримечательностей бурятской усадьбы — юрта. Ее привезли из улуса Зун-Булук (Эхирит-Булагатский район), и ей уже более ста лет. Принадлежало здание Андрею Нохоеву, а прежде — его прадеду по имени Нохэ (в переводе с бурятского — «собака»). Юрта восьми­стенная. Это говорит о том, что владелец ее был богатым, зажиточным человеком. У юрты два пристроя: один служит в качестве сеней, а во втором буряты занимались изготовлением молочной водки — тарасуна.

Самое главное в юрте — очаг. Он располагается по центру, и в нем всегда должны гореть угли. Считалось, что в любое время суток в юрту мог зайти гость, и хозяйка обязана была напоить его горячим чаем. Таковы были законы гостеприимства, которым неукоснительно следовали.

Вдоль противоположной к двери стены находятся огороженные широкими дверьми спальни: отдельно для мужа и жены и отдельно для детей. По сути, это нары, но только со стенками. В качестве постельного белья служили волчьи и конские шкуры. По левую сторону юрты располагалась мужская половина. Здесь стоит старинный деревянный диван, стол, сундуки. Диван дореволюционных времен. Его Надежда Харахинова нашла в деревне с тюркским названием — Мельзан.

Правая — женская половина, о чем свидетельствует старинный шкаф и полки с домашней утварью: большие деревянные чашки (хидага), ложки, кувшины, чашки из березовой чаги и даже из бересты. Надежда Харахинова берет в руки берестяную тару и рассказывает:

— Очень ценная вещь была у бурят. Сюда наливали арсу (безалкогольный молочный напиток — ВФ). Береста сохраняет тепло и не пропускает солнечные лучи.

Вот только непонятно: буряты научились делать посуду из бересты до того, как на эту землю пришли русские, или переняли эту традицию у славян? По словам Надежды Харахиновой, русские переселенцы научились у бурят строить здания без единого гвоздя, а также умению ухаживать за скотом и хранить мясные и молочные продукты. Коренные жители Сибири позаимствовали у своих новых соседей баню, земледелие и железо.

Третье здание в бурятской усадьбе — старинный купеческий дом, которому около 200 лет. И его также сюда привезли. Раньше он стоял в улусе Зангут и принадлежал богатому купцу. Такие дома буряты стали строить с приходом русских переселенцев, еще до революции.

К двери ведет большое крыльцо, за ним — сени. Дом начинается с прихожей, которая служила и кухней. В центре помещения — печка с железной плитой. Такие плиты буряты изначально стали ставить для того, чтобы выпекать бурятские лепешки в кипяченой сметане — хатамы.

Дом делится на две половины — детскую и взрослую. В детской стоит старинная деревянная кровать и две люльки: одна — переносная, а другая на длинной пружине подвешивалась к потолку на специально приделанный крюк. Такие крюки даже сегодня можно увидеть во многих старинных домах.

В светлой, просторной зале стоит большой старинный сундук. Когда его чистили и приводили в порядок, то случайно захлопнули крышку, и теперь сундук не открывается. Так и будет стоять — в качестве антуража.

Завидев прибитые к стене крючки для полотенец, Надежда Харахинова недовольно промолвила, что не порядок это, не так должно быть. И указала на небольшое углубление в стене рядом — эта выемка служила для крючков и других приспособлений. Невозможно привести помещение в полное соответствие со стариной. Вдоль стен здесь идут провода, которые заканчиваются выключателями и розетками. Их, разумеется, тут в былые времена и не предполагалось. Однако сделали исключение, пока готовились к юбилейным мероприятиям и приезду почетных гостей, сопровождающих главного гостя — Дмитрия Мезенцева. Для них тут кипятили чай, разделывали барана, варили мясо, которое подавали в деревянной посуде. Надежда Харахинова сожалеет, что не успела прихватить бараньи косточки, чтоб в люльку бросить. Косточками раньше играли дети.

Без инвесторов не обойтись

Работы еще предстоит очень много. Нужно собрать экспонаты, чтобы дополнить убранство и юрты, и дома, и амбара. Достроить начатое и дать жизнь этому музею, чтобы он был интересен и туристам, и местным жителям. По задумкам создателей, в этом комплексе можно будет проводить древние бурятские обряды, связанные, например, с бракосочетанием, рождением младенца. И даже юбиляров здесь можно чествовать. Атмосфера древности и старины, традиции, присущие далеким предкам, — все это должно стать главным посылом, визитной карточкой этнографического комплекса.

Свои обычаи и традиции представят и белорусы. По соседству с бурятской усадьбой уже началось строительство белорусской, за создание которой отвечают жители деревни Тургеневка, где живут потомки белорусских переселенцев. Рядом поставят русскую усадьбу. Дело времени. Местные чиновники надеются, что в 2013 году комплекс будет открыт и станет местом отдыха для российских и иностранных туристов, которые по пути на Байкал будут заглядывать и в этот музей под открытым небом.

Пока на строительство этнической деревни из бюджета Баяндаевского района сумели выделить немного — один миллион рублей. В целом на реализацию проекта потребуется 7,5 млн рублей. Чиновники надеются и на частные инвестиции. А Надежда Харахинова переживает за то, кто же будет директором комплекса. «Нужен активный человек, который будет душой болеть за это дело», — говорит она.

Сама она вполне сгодилась бы на такую ответственную должность, но годы не позволяют. Свой вклад в сохранение старины она уже сделала. И не будь этой радеющей женщины, неизвестно, появилась бы когда-нибудь в баяндаевской степи бурятская усадьба. «Почему-то люблю этим делом заниматься, собирать старинные предметы, изучать их историю, — говорит она. — Долгое время была педагогом, преподавала историю, русский язык. А по деревням вместе с сыном ездила. Он тоже педагог, фольклор собирает, а я — старинные предметы».