Эрос в литографиях

Эротическая тема в творчестве великих мастеров XX века раскроется на выставке «Линия любви» в главном здании Иркутского художественного музея. Экспозицию, в которую попали более 60 литографий, представят взору публики уже в эту пятницу. Среди авторов великие имена: Пабло Пикассо, Анри Матисс, Эгон Шиле, Пауль Вундерлих и другие. Работы этих художников редко встречаются в одном собрании, но именно их творчество наиболее глубоко и разносторонне исследует знакомую тему. Выставка «Линия любви» редкая возможность увидеть подлинники великих мастеров, некоторые из которых вообще впервые будут показаны в Иркутске.

Рисунки Пикассо вместили в себя всю гамму человеческих эмоций, страстей и любовных импульсов.

Тематическая экспозиция, собранная по крупицам из частных европейских коллекций, попала в Иркутск благодаря сотрудничеству художественного музея им. Сукачева с петербургским Арт-центром в Перинных рядах, который уже не в первый раз показывает в Приангарье интересные выставки. Иркутяне уже могли видеть творчество Тулуз-Лотрека в экспозиции «Paris, Paris», а также графику художников-авангардистов прошлого столетия — Рене Магритта, Хуана Миро, Василия Кандинского, Виктора Вазарели, Сальвадора Дали, Марка Шагала, Макса Эрнста и других авторов в экспозиции «Авангард. XX век».

Новая выставка представляет не менее значимые имена в истории мирового искусства ХХ века, творчество которых объединено одной темой. Самое известное из них — Пабло Пикассо, литографии которого (в том числе эротического содержания) уже попадали на выставки в Иркутске. Однако здесь классик представлен работами из концептуальной серии Suite 347, созданной в 1968 году исключительно на эротическую тему. Эти рисунки вместили в себя всю гамму человеческих эмоций, страстей и любовных импульсов. Вдохновленные цирком, корридой и театром, работы полны иронии, сарказма, игры воображения и парадоксов.

51903
Нервные цветовые контрасты, изощренно-гибкие линии обнаженных тел зачастую создают ощущение трагизма и драмы.

Эротизм по версии Анри Матисса представлен совсем иного рода работами. Созданные во время болезни автора, эти графические листы изначально были аппликациями, составленными из обрезков цветной бумаги. Благодаря этому творческому методу Матисс сумел добиться желаемого синтеза рисунка и цвета и сумел выразить те эстетические идеалы, которым следовал всю жизнь. Часто угловатые и неровные, как будто вырезанные ребенком, эти коллажи тем не менее полностью отражают суть художественного видения мастера и наделены собственным внутренним ритмом.

Еще один художник, творчество которого отличается ярко выраженным авторским началом, Пауль Вундерлих. Относящийся к неосюрреалистам, он разрабатывал эротическую тему в своем собственном ключе. Отчасти сюрреалистические, отчасти декоративные, выполненные в смешанной технике сложно организованные коллажи, вдохновленные мифологическими сюжетами, открывают зрителю мир фантастического реализма и эстетического символизма.

Настоящим открытием для публики может стать австрийский художник Эгон Шиле, работы которого впервые оказались в Иркутске. Один из ярчайших представителей экспрессионизма ХХ века, он сделал исследование эротизма основной темой своего творчества. Нервные цветовые контрасты, изощренно-гибкие линии обнаженных тел зачастую создают ощущение трагизма и драмы. Его эротизм кричащий, агрессивный, но при этом полный отчаяния и печали. С одной стороны, почти все персонажи (а чаще всего главным героем картин выступал сам художник) погружены в себя, но, с другой стороны, не скрывают своих чувств. Мужественность и женственность переосмысляются художником через призму сексуальных отношений, исследуя андрогинное начало самой природы Эроса.

В экспозицию попали также работы и менее известных авторов, таких как бельгиец Гийом Корнелис ван Беверло, работавший на стыке абстракционизма и фигуративного искусства; француз Луи-Анре Бертом-Сан-Андре, создавший серию иллюстраций к книге Джованни Боккаччо «Декамерон»; или немец Вили Зитте, создававший свои работы в экспрессионистской манере. Выставка «Линия любви» дает представление о том, насколько разными и порой неожиданными могут быть подходы художников к, казалось бы, знакомой и избитой теме.

Антон Кокин