Эпичность пейзажа

на выставке иркутского художественного музея
Выставка пейзажей русских художников XIX-XX веков «Живительные образы природы» открылась в стенах Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева на прошлой неделе. В нескольких залах — работы лучших столичных и сибирских живописцев реалистической школы, представляющих все многообразие и величие русской природы. Экспозиция посвящена Году охраны окружающей среды в России.

Выставка, славящая русскую природу, включает более полусотни больших полотен настоящих мастеров классической школы. Многие из этих произведений не являлись взору публики уже много лет, некоторые — не выставлялись никогда. Например, картина одного из ведущих русских пейзажистов конца XIX века Николая Дубовского «На пашне», написанная в 1890-е годы. Как говорят в музее, Дубовской, перед тем как написать масштабное обобщенное полотно «Земля», в качестве подготовки к нему создал картину «На пашне». Произведение «Земля» сегодня находится в постоянной экспозиции одного из музеев Германии, а его подготовительная часть «На пашне» украшает иркутскую выставку.

«Основная идея нашей выставки состоит в том, чтобы показать все природное разнообразие России, — говорит ведущий специалист Иркутского художественного музея имени В.П. Сукачева, автор концепции выставки и ее куратор Людмила Снытко. — Россия огромна, она включает в себя самые разные климатические пояса, удивительные ландшафты, совершенно неповторимые картины природы. Это настоящее богатство, которым нужно гордиться и сохранять. Мы смогли выставить, конечно, далеко не все, чем обладает музей. Коллекция русского пейзажа у нас, пожалуй, самая богатая и самодостаточная. Ведь наш музей первый в Сибири и по богатству, и по исторической значимости».

Русские пейзажи на выставке в художественном музее надолго останавливают взгляды посетителей. Фото Евгения Козырева

На выставке есть по-настоящему знаменитые имена. Например, Лев Лагорио — соперник Айвазовского, который, по мнению некоторых искусствоведов, был даже талантливее своего конкурента. Всю жизнь он прожил на берегу Черного моря и неизменно воспевал его в своих картинах. Или, к примеру, Михаил Клодт, барон из знаменитой династии Клодтов, который представлен картиной «Пейзаж с рекой». Ему крайне дорога была провинциальная русская природа средней полосы России, которую он писал без устали. «Но какие бы уютные, интимные уголочки ни выбирал Клодт для своих полотен, он всегда рядом с ними на своих картинах показывал даль, горизонт, бесконечность русской природы», — комментирует Людмила Снытко.

Автор экспозиции решила представить все значимые уголки страны, отображенные на лучших полотнах мастеров-живописцев: здесь и Черное море, и Урал, и Кавказ, и Алтай, и средняя полоса России, и Амур, и даже Украина, которая в XIX веке была частью нашей страны. Не обошлось, естественно, и без природы Прибайкалья. Столичный художник Николай Добровольский провел в Сибири всего один год, в том числе значительную часть этого времени пробыл в Иркутске, где написал несколько картин, которые потом представил публике в галерее городского головы Владимира Сукачева. Меценат купил несколько полотен, и одно из них — «Ангара ночью» 1886 года — теперь находится на выставке.

Почти все авторы экспозиции — выпускники Петербургской художественной академии, то есть, по сути, самый цвет русской классической живописи. Среди них Николай Сергеев, Михаил Панов, Петр Верещагин, Алексей Денисов-Уральский, Василий Казанцев, Григорий Гуркин и другие.

Отдельное место в экспозиции занимает ХХ век, который также представлен в основном столичными мастерами, но если в позапрошлом веке столицей был Санкт-Петербург, то прошлый показан, как правило, через москвичей.

«Работа «Пора сенокосная» 1975 года — одно из лучших произведений на этой выставке — написана замечательными художниками, братьями Ткачевыми, учениками Аркадия Пластова, — комментирует Людмила Снытко. — Произведение относится к периоду расцвета советской живописи, но это ни в коем случае не соцреализм, которому были свойственны парадность, пышность, торжественность. Это глубоко реалистическое лирическое произведение, и, несмотря на то что оно очень крупное, здесь есть и лирика, и поэзия, и в то же самое время эпический характер, благодаря которому хорошо чувствуется наша природа».

Впрочем, выставка в иркутском музее не могла обойтись без творчества местных авторов. Так, в экспозицию столичных художников попали несколько полотен иркутян. Например, в залах музея можно увидеть произведения Бориса Лебединского, Евтея Симонова, Николая Андреева и Анатолия Костовского. «Мы считаем, что эти картины написаны на самом высоком уровне, поэтому решили включить их в экспозицию, и они очень органично сюда вошли», — отмечает Людмила Снытко.

Антон Кокин