Елизавета Сорокина: «В кризис конкуренция обостряется, подталкивая к дальнейшему развитию»

Нынешний год оказался трудным для всех отраслей экономики. Падение курса рубля, продовольственные «антисанкции» и снижение реальных доходов граждан сказались прежде всего на секторах, предоставляющих услуги и товары, которые не являются насущной необходимостью. Россияне стали отказываться от зарубежных отпусков (—30% к уровню прошлого года), снизились продажи товаров длительного пользования, под угрозой оказался ресторанный и гостиничный бизнес. Впрочем, как выясняется, на практике ситуация выглядит не так печально. Об изменениях, произошедших за последний год, рассказывает управляющая бизнес–отеля и ресторана «Дельта» Елизавета Сорокина.

Елизавета Сорокина: «Мы на практике доказываем, что отель «Дельта» является гостиницей с высоким уровнем сервиса».

— Как вы оцениваете изменения, случившиеся в этом году?

— Год выдался сложным и непредсказуемым. Такие месяцы, как март и октябрь — периоды наибольшей деловой активности, не оправдали наших ожиданий. Это, несомненно, было обусловлено политической и экономической ситуацией, в которой оказалась наша страна. Переломные моменты приходились именно на эти месяцы. Значимым фактором стало ослабление рубля на валютном рынке. Этот процесс имел для нас как положительные, так и отрицательные моменты. Сокращение спроса на зарубежный отдых, как мы надеемся, приведет к росту внутреннего туризма. Байкал наряду с черноморским побережьем — это точки притяжения для российских путешественников внутри страны. Это шанс восполнить доходы от падения количества иностранных туристов. А это падение мы фиксируем уже сейчас. Если наши власти окажут посильную помощь, Иркутская область сможет нарастить внутренний турпоток за счет как познавательного туризма, так и делового. Ведь у нас есть крупные площадки для проведения различных форумов, конференций и так далее.

— Текущие финансовые результаты деятельности хуже, чем в прошлом году?

— Как это ни удивительно, нет. У нас есть небольшой рост выручки по отелю, и весьма существенный — по ресторану. Выручка ресторана выросла на 16%. Объяснений этому несколько. В начале года мы завершили реконструкцию ресторана при гостинице «Дельта». Это позволило нам занять и прочно обосноваться в новой для нас нише. Если раньше ресторан в основном был рассчитан на проживающих в гостинице и обслуживании конференций (обеды, кофе–брейки), то теперь мы специализируемся на свадьбах, днях рождения и различных юбилеях. Плюс активная маркетинговая политика в первом полугодии. А вот в секторе конгресс–услуг наблюдается значительный спад. Это также связано с курсовыми колебаниями. Многие тренинговые компании отказываются от запланированных мероприятий, так как вынуждены оплачивать услуги российских и иностранных коучеров в долларах или евро. Мероприятия становятся экономически невыгодными, так как со слушателей плата взимается в рублях. Кроме того, компании–заказчики в условиях кризиса стараются «резать» непрофильные статьи расходов, тренинги «идут под нож» в первую очередь. Хотя и в этом сегменте есть исключения. Так, семинары фармацевтических компаний проходят с прежней регулярностью.

Мы традиционно специализируемся на блюдах русской, сибирской и европейской кухонь. Русских и сибирских блюд у нас все же немного больше, но классических европейских рецептов также достаточно, так что каждый гость может выбрать именно то, что подойдет ему.

— Каковы ваши маркетинговые приоритеты в текущей ситуации?

— Сейчас мы перешли к политике индивидуальной работы с каждым клиентом. Мы на практике доказываем, что отель «Дельта» является гостиницей с высоким уровнем сервиса. Такая работа ведет к постепенному росту продаж, так как гости чувствуют себя у нас как дома. Впрочем, это и серьезный задел на будущее: лучшего способа рекламы, чем «сарафанное радио», пока не придумали. Мы привлекаем новых корпоративных клиентов, это важная часть работы. Но в последнее время многие компании пересмотрели «командировочную» политику. Если раньше крупные структуры предпочитали централизованно бронировать и оплачивать услуги гостиниц для своих сотрудников, то теперь все чаще командировочным просто выдаются деньги «на руки», и они сами решают, в какой гостинице им остановиться.

— Как меняется структура турпотока?

— «Дельта» расположена в историческом и деловом центре Иркутска, и мы традиционно ориентируемся на две категории постояльцев: бизнесменов, приезжающих сюда по делам, и любителей познавательного туризма. Что касается туркомпаний, то они все больше смотрят в Азию, заменяя европейские программы. Это касается и зарубежных туристов и развития внутреннего туризма. В настоящий момент наблюдается устойчивая тенденция роста турпотока из Южной Кореи и Китая. Стоит отметить, что, в отличие от обывательских представлений, это очень культурные и воспитанные гости. На рынке внутреннего туризма туроператоры сейчас концентрируются на двух направлениях: южном — это Крым и Сочи; и сибирском — это прежде всего Байкал. Сейчас мы возлагаем большие надежды на рост турпотока на байкальский горнолыжный курорт «Гора Соболиная». Благодаря тому, что «Дельта» вместе с курортом входит в одну компанию — «Гранд Байкал», мы готовы предлагать комплексные туры с остановкой в Иркутске и путешествием к великому озеру.

— На какой финансовый результат вы рассчитываете в 2015 году?

— В будущем году трудности, безусловно, будут, это очевидно. Но мы ставим перед собой задачу по дальнейшему наращиванию финансовых результатов. Наша цель добиться, пусть незначительного, но роста выручки. Показатель в 2–4% является вполне реальным.

— Какие изменения происходят сейчас в конкурентном поле гостиничного и ресторанного бизнеса в Иркутске?

— В условиях кризиса конкуренция обостряется, что подталкивает к дальнейшему развитию качества и спектра услуг. Сейчас это основной путь борьбы за клиента. Как я уже говорила, ресторан успешно занял свою нишу — свадьбы, юбилеи, дни рождения, другие корпоративные и семейные торжества и праздники. Он пользуется у иркутян все большей популярностью. В январе будет год, как мы провели реконструкцию ресторана. Правильный выбор дизайна интерьера нам очень помогает и облегчает привлечение клиентов. Нейтральный и спокойные оттенки позволяют оперативно украшать зал, насыщать его выбранной гостем цветовой гаммой. Наши помещения под это «заточены», и мы готовы принять на банкет любое количество гостей — как небольшими группами, так и масштабными компаниями. Ну и, конечно же, наш постоянный козырь — отличная кухня.

— В ближайшее время планируются какие–либо существенные изменения?

— В январе мы предложим нашим гостям новую «фишку» ресторана — мы внедрим два варианта рассадки на банкетах: прямоугольником и кругом. Также планируется ремонт номеров верхнего ценового сегмента: студий и люксов. Мы хотим сделать их одними из самых уютных и комфортных.

— В условиях кризиса и падения рубля произойдет ли рост цен в вашем сегменте? Отразились ли продовольственные «контрсанкции» на работе ресторана?

— Пока нам удается сдерживать средний чек на прежнем уровне. Очевидно, что даже с учетом только инфляции в следующем году он несколько вырастет, но, надеюсь, повышение будет несущественным и незаметным для клиента. Что касается меню, то у поставщиков пока есть запасы продуктов, попавших под «контрсанкции». Их хватит еще на какое–то время. Впрочем, как мы уже убедились, приятно удивить могут и российские производители, частично поставляющие продукты, аналогичные попавшим под запрет.

— Каковы текущие тенденции на ресторанном рынке, какие кулинарные направления сейчас наиболее популярны?

— Несколько лет назад в Иркутск, как и в другие города страны, пришла мода на индо–азиатскую и японскую кухни. Первоначально рестораны начали переквалифицироваться в этот сегмент, затем восточные меню стали появляться повсеместно — их вводили даже многие «классические» рестораны европейской кухни. Вы могли прийти в обычный ресторан и наряду с обычным меню получить перечень японских блюд. Сейчас акценты начали стремительно смещаться. Восточные, и прежде всего японские рестораны, вытесняют службы доставки. Проще заказать суши с доставкой на дом, чем идти в ресторан, чтобы поесть их в профильном заведении. Чуть менее значительно, но все же ощутимо наблюдается спад и в сегменте итальянской кухни. Причины те же — пиццу вам привезут и домой. Но свято место пусто не бывает. Сейчас наиболее модным становится американская модель ресторана с соответствующим набором блюд, таких заведений открывается все больше и больше. При этом актуальным остается сектор пивных заведений, но пивные рестораны все более акцентируются не на кухне, а на сопутствующей развлекательной программе. Поток посетителей здесь остается стабильным, но клиенты идут не столько попить пива и поесть, как было ранее, сколько развлечься. Так что сейчас наиболее стабильной оказывается не подверженная каким–либо влияниям моды классика: рестораны традиционной русской и европейской кухни, а также наблюдается рост в сегменте, ориентированном на семейный отдых. Это рестораны, вводящие специальное детское меню, имеющие детские комнаты и т.д.

— Какой концепции придерживается кухня ресторана «Дельта»? Какие блюда наиболее популярны у гостей?

— Мы традиционно специализируемся на блюдах русской, сибирской и европейской кухонь. Русских и сибирских блюд у нас все же немного больше, но классических европейских рецептов также достаточно, так что каждый гость может выбрать именно то, что подойдет ему. Сейчас все большую популярность приобретают рыбные блюда, которые готовятся как из местных пород, так и из привозных. Наш шеф–повар Николай Молев, победитель первого восточносибирского кулинарного фестиваля «Битва рестораторов», прошедшего в этом году, постоянно экспериментирует, и лучшие его рецепты становятся постоянными в нашем меню. Сейчас самым востребованным у гостей лакомством является муксун, фаршированный мини–креветками и кедровыми орешками. Николай держит его рецепт в тайне даже от нас.