Электронный андеграунд Иркутска заявил о себе

на фестивале Generation
В минувшую пятницу в Иркутске прошел первый открытый фестиваль Generation, собравший на одной площадке местных композиторов электронной музыки, которую нельзя услышать в ночных клубах. Оказалось, что электронный андеграунд в Иркутске не только есть как таковой, но еще и имеет довольно высокий уровень.

Творчество этих ребят просто так не услышишь: места их обитания — специализированные диджейские сайты (Beatport, Soundcloud, Promodj), где выкладывают свои треки тысячи электронных композиторов со всего мира, или же малочисленные группы «Вконтакте». Выхода на широкую публику творцы этой музыки не имеют — в ночных клубах такой материал считается неформатом, поскольку не является мейнстримом. К тому же ночные заведения предпочитают привозить модных диджеев, а не раскручивать местных талантов. Между тем участники Generation продолжают экспериментировать в поисках нового звучания, издаются на независимых лейблах и даже попадают в японские чарты.

— В первый раз фестиваль Generation прошел ровно год назад, но тогда было всего четыре участника, никакой рекламы, а из слушателей только друзья. А в этом году захотелось большего масштаба, и тогда я кинул клич «Вконтакте», что мы ищем ребят, которые пишут электронную музыку в Иркутске. Откликнулся один, второй, и в конце концов участников набралось даже больше чем нужно. Формат получился таким, что его можно назвать интеллектуальной электроникой, хотя стили очень разные: тут тебе и эмбиент, и медленное техно, и IDM, drum’n’bass, wonky, 8bit. Мы сознательно отказались от мейнстримовых направлений, которые звучат сейчас в клубах, предоставив возможность заявить о себе андеграунду от электроники, — рассказывает организатор фестиваля Generation Владимир Ляшенко.

В итоге участников оказалось семь, причем все они сочиняют музыку в разных направлениях, и почти никто из них ни разу не выступал на публике. Сложность заключалась в том, чтобы представить авторов людям, ведь выступление электронных композиторов не могло состоять в том, чтобы просто выйти на сцену, подключить ноутбук и нажать кнопку Play. Но основным условием фестиваля все же было живое выступление, поэтому все с этой задачей старались справиться, как могли. Некоторым это удалось даже с лихвой, поскольку они привлекли к своим выступлениям «живых» музыкантов, чем еще больше разнообразили звучание электроники: кому-то помогал барабанщик, кому-то флейтистка, кто-то выступал с певицей и так далее.Так, например, Алексей Кулагин, имеющий в среде электронных композиторов псевдоним Alex Cool, для своего выступления привлек перкуссиониста, но и сам играл «вживую». «Я нарезал свои треки на части и совмещал их в произвольном порядке во время выступления», — говорит он. Сочинительством электронной музыки он начал заниматься в 2007 году. С 2009-го у него активно выходят электронные релизы на разных независимых лейблах по всему миру, а вообще в настоящий момент по версии крупнейшего сайта promodj.com, где общаются и размещают свое творчество русские диджеи, он занимает 26 место среди лучших техномузыкантов. «Думаю, надо быть честным перед самим собой, делать то, к чему действительно лежит душа, не работая откровенно на рынок, и получать от этого удовольствие», — говорит он.

— Для многих композиторов участие в фестивале Generation стало вообще первым выступлением на публике. Собственно, и возможности у них не было, потому что подобными вечеринками никто в городе не занимается, и по сути, даже нет площадок для такой музыки, — говорит Владимир Ляшенко. — Моя же мотивация состояла в том, чтобы показать, что такая музыка у нас в городе есть. Изначально, когда придумал фестиваль, я вдохновлялся творчеством своего двоюродного брата Михаила Павлова, который делает проект Special Isle. На мой взгляд, он делает замечательную музыку, но она не имела никакого выхода до этого фестиваля.

Как и в любом приличном фестивале, в Generation тоже был свой хэд-лайнер, и он, в отличие от местных композиторов, как раз являет собой образ того, к чему должен, наверное, стремиться каждый, кто сочиняет электронную музыку в Иркутске. Постоянный участник множества различных фестивалей, издающийся на европейских лейблах музыкант и саунд-продюсер по имени Pixelord (в миру — Алексей Девянин), разумеется, чувствовал себя увереннее других участников фестиваля. Родом из Новосибирска, он уже давно живет в Москве и зарабатывает на жизнь исключительно своей музыкой, постоянно гастролируя по различным городам и весям необъятной России и маленькой Европы. После своего выступления в Иркутске он отметил, что ему понравились экспериментальные проекты местных музыкантов, а само движение надо развивать.

Антон Кокин