Экономные и хитрые

Едкие облака выхлопных газов портят настроение как пешеходам, так и водителям. Способов спастись от этого немного. Если владельцы авто могут поплотнее прикрыть окно и переключить циркуляцию воздуха на салонный режим, то пешеходам приходится сложнее. Между тем с мая по октябрь сотрудники ГИБДД совместно со специалистами-экологами проводят рейды по контролю за токсичностью и дымностью отработанных газов автомобилей. Первые проверки уже показали, что большой процент водителей транспорта нарушает технические нормы — к примеру, заправляется некачественным бензином в целях экономии.

Во время рейда на водителей, чьи автомобили специалисты признали непригодными для дальнейшей эксплуатации, были составлены протоколы об административных правонарушениях.

«Сам через зеркало видел, что у меня сзади дым черный стоит. Залил бензина на АЗС возле Ново-Ленино, — растерянно рассказывает водитель грузовика специалисту управления экологии администрации Иркутска. — Хорошо, что летней соляркой не закинулся. Зимняя еще более менее, а летняя — мазута сплошная».

На улице Маршала Конева проходит первый рейд по проверке автомобилей на токсичность и дымность. Уже через несколько минут были выявлены первые нарушения. Согласно нормативам, у легковых автомобилей, грузовиков до 3,5 тонн и автобусов (с количеством пассажирских мест менее восьми) объемная доля угарного газа должна составлять не более 3,5%, а предельно допустимое содержание углеводородов — 1200 млн-1.

«Минимальное содержание вредных веществ наблюдается, естественно, у новых машин, выпущенных не позднее 2007 года. Топливная система у таких автомобилей оснащена системой нейтрализации отработавших газов. Объемная доля угарного газа у них составляет не более 0,5%. Углеводородов не должно быть вовсе. Только если машина газует, может быть около 200 млн-1 объемной доли», — уточнила главный специалист управления экологии администрации Иркутска Валентина Сафонова.

По ее мнению, для того чтобы при эксплуатации автомобиля содержание загрязняющих веществ в выхлопных газах не превышало норму, достаточно заправляться на крупных проверенных АЗС и вовремя менять масляный, воздушный и топливный фильтры.

«Среди автомобилей, которые были признаны непригодными к эксплуатации, есть и транспорт крупных предприятий. Несмотря на то что у таких компаний достаточно большой парк машин, там не проводится должным образом ежедневный технический контроль, не устраняются неполадки. Также не реже чем раз в месяц транспорт следует проверять на дымность и токсичность отработанных газов с помощью специального оборудования — газоанализатора и дымомера. Эти приборы должны обязательно быть в транспортных компаниях, — заявляет Валентина Сафонова. — Зачастую бывает так, что водитель намеренно заправляет машину некачественным топливом на небольших заправках — хочет сэкономить деньги, схитрить».

Во время рейда многие водители отнекивались — мол, и не подозревали, какую гадость заливали им на АЗС в бак. Хотя, по мнению проверяющих, большинство из нарушителей, знали, на что идут. Специалисты приводят пример: разница в цене между топливом на хорошей заправке и топливом, которое, скажем, продают с машины, составляет 2-3 рубля за литр. Для владельцев автобусов эта разница существенна, потому что в день они тратят по 80-100 литров. За одну смену получается 300 рублей экономии, а за неделю уже 2100. Конечно, топливо сомнительного качества вредит машине. Но водители готовы мириться с этим обстоятельством: как правило, маршрутки являются их собственностью, а транспортная компания, где трудятся шоферы, ремонтирует их автобусы за свой счет.

В отношении водителей, чьи автомобили специалисты признали непригодными для дальнейшей эксплуатации, были составлены протоколы об административных правонарушениях. Сотрудники ГИБДД сняли с машин номерные знаки, получить их водители смогут в госавтоинспекции после устранения нарушений и повторной проверки транспортного средства. Штраф составляет всего 300 рублей.

«Заправляться некачественным топливом — значит нарушать правила дорожного движения. За выпуск на линию коптящего автобуса автоинспекторы имеют полное право привлечь к административной ответственности транспортное предприятие. Но есть нюансы: если водитель скажет, что заправился после того, как его проверил механик, предприятие сможет уйти от ответа», — поясняет сотрудник ГИБДД.

Нарушений много. Но экологическая обстановка улучшается

Еженедельные рейды по проверке автотранспорта пройдут с мая по октябрь. «Мы проводим рейды в теплое время года, так как приборы могут работать только при температуре от +5 градусов. Для проверок выбираем наиболее загруженные автомобильные дороги, место встречи оговариваем за час до выезда. Раньше были случаи утечки информации — предупрежденные водители объезжали нас стороной, мимо проезжали только те, у кого не было никаких нарушений», — поясняет Валентина Сафонова.

Осенью специалисты будут проверять АЗС — преимущественно те, на которых заправлялись нарушители. Водитель грузовика, остановленный на одном из рейдов, залил бензин на небольшой АЗС на улице Рабочего штаба. Уже выявлено, что качество топлива там не соответствует ГОСТам, у компании нет разрешительной документации. Сейчас дело этой фирмы рассматривается в суде.

Несмотря на большое количество нарушений, связанных с превышением нормы по содержанию выхлопных газов, в целом состояние атмосферного воздуха в Иркутске в последние годы, на удивление, улучшается. По итогам 2009 и 2010 годов областной центр входил в список 45 городов России с высоким уровнем загрязнения атмосферы. Комплексный индекс загрязнения атмосферы в Иркутске составлял 20, а сегодня — 14. По мнению специалистов, это связано с закрытием котельных, приостановкой загрязняющих атмосферу производств и обновлением автопарка горожан. Если иркутяне будут более тщательно следить за исправностью своих автомобилей, возможно, экологические показатели станут еще выше.

Анастасия Елизарова
В контексте
С установкой на экологичность

Ученые НИ ИрГТУ получили патент на гибридную силовую установку для автомобиля, которая использует энергию отработавших газов. С помощью разработки можно значительно увеличить КПД двигателя, а также улучшить топливно-экономические показатели автомобиля и снизить токсичность выхлопных газов.

По мнению иркутских разработчиков гибридной установки, сейчас все автопроизводители заинтересованы в том, чтобы уменьшить расход топлива и повысить уровень экологичности в применяемых технологиях — на это ориентированы уже созданные электрогибриды и водородные автомобили. Однако данные силовые установки имеют сложные конструкции, они обеспечивают автомобили малой дальностью хода, а также требуют длительной подзарядки батарей.

«Концепция нашего проекта заключается в том, чтобы использовать часть тепловой энергии, выбрасываемой в атмосферу, для получения механической энергии. Как правило, 40% мощности двигателя теряется с выхлопными газами. Мы намерены использовать половину этого для получения механической энергии. Таким образом, КПД увеличится почти на 20%. Еще на начальной стадии мы поняли, что для этого нужно применять паровую энергию, поэтому оптимальным вариантом стала паровая турбина. Она достаточно компактна, и у нее высокий КПД. Затем мы разработали трансмиссию и стали рассматривать несколько вариантов привода. В нашем случае на автомобиле появится два мотора: двигатель и паровая турбина», — поясняет один из авторов проекта, пятикурсник института авиамашиностроения и транспорта ИрГТУ Антон Ковалев.

Ближайшие аналоги устройства в мире создаются крупнейшими автопроизводителями — BMW и Honda. Молодой ученый подчеркнул, что технология, разработанная в вузе Иркутска, может быть адаптирована к любой модели машины. Сейчас изобретатели рассчитывают экономические показатели проекта, чтобы в дальнейшем предложить установку отечественным автоконцернам.