Эффект «Булгарии»

Крушение пассажирского теплохода «Булгария» в Татарстане послужило причиной массовых проверок судов в других регионах страны. Не исключением стала и Иркутская область. На прошлой неделе была создана межведомственная комиссия по соблюдению законодательства на водном транспорте, которая в скором времени должна начать ревизии судов. Точные сроки хранят в тайне, дабы нагрянуть к судовладельцам неожиданно и лишить их возможности подготовиться. О том, какие результаты надеются получить в ходе проверок и может ли история, подобная «Булгарии», случиться в Приангарье, выясняли корреспонденты «Восточного формата».

Три фактора

Начать решили с малого, а именно с Государственной инспекции по маломерным судам, с чьими инспекторами корреспонденты ВФ отправились в рейд по Иркутскому водохранилищу. Александр Степанов — в прошлом подполковник, а ныне — ведущий инспектор ГИМС рассказал, что навигационный сезон 2011 года на водохранилище пока проходит относительно спокойно, без происшествий. В отличие от прошлогоднего, когда несколько человек стали жертвами отдыха на воде.

Рейд начали с реабилитационного центра Ивано-Матренинской больницы, расположенного в прибрежной зоне. По словам Александра Степанова, администрация учреждения на протяжении долгого времени не может оборудовать берег и место для купания, что чревато печальными последствиями, ведь здесь отдыхают дети. На угрозы подать в суд за невыполнение предписания, выданного реабилитационному центру от ГИМС, заведующая отделением Галина Попова разводит руками, ссылаясь на отсутствие финансирования. В другом месте отдыха, в детском оздоровительном лагере «Политехник», предписания ГИМС худо-бедно выполнили: оградили буйками место для купания, припасли лодку на чрезвычайный случай и спасательные круги.

На пути к очередному месту отдыха мы повстречали моторную лодку, в которой находились четыре человека, в том числе двое детей. Владелец маломерного судна, представившийся Максимом, на требование инспекторов предъявить документы на лодку сначала заявил, что забыл их дома, но после расспросов признался, что никаких документов у него на самом деле нет.

— В таком случае мы обязаны вас задержать, вызвать полицию и установить происхождение лодки. Недавно здесь пропали два маломерных судна, и мы их ищем, — обратился Александр Степанов к хозяину судна.

— Вы не имеете права нас задерживать. А если бы мы плавали на лодке с веслами, то вы тоже потребовали бы документы? — заявил Максим.

К счастью для него инцидент обошелся без вмешательства полиции. Инспекторы проинструктировали незадачливого рулевого о необходимости поставить судно на учет и оформить документы, как того требует законодательство. По словам Александра Степанова, в акватории Иркутского водохранилища около 90% владельцев маломерных судов зарегистрировали свои судна, и лишь немногие до сих пор не знают о такой надобности.

«Каждое судно имеет свой бортовой регистрационный номер, по которому можно сразу определить судовладельца, — рассказывает Александр Степанов. — Транспортные средства должны проходить техническое освидетельствование. В ходе патрулирования проверяем техническое состояние судна, и если оно нас не устраивает, то мы имеем право запретить эксплуатацию».

Владельцы следующего повстречавшегося нам судна, которым был катер, оказались не такими сговорчивыми и в ответ на сигналы инспекторов, требующих остановиться, прибавили газу и скрылись в направлении Байкала. Наш рулевой, Александр Степанов, как ни старался, догнать беглецов не сумел. Как он объяснил, помешал неисправный двигатель. Второй инспектор, участвующий в рейде, Александр Иванов, дивился неожиданной реакции владельцев катера и повторял, что за всю свою практику наблюдает такое впервые. «Никогда подобного не случалось. Обычно сразу останавливают судна, как только слышат вой сирены, предъявляют документы, — говорил он. — Видимо, у владельца этого судна не все порядке с документами либо есть другие нарушения».

Однако не все оказалось так плохо благодаря тому, что с нами на борту был фотограф. Он успел запечатлеть не только скрывшийся катер, но и бортовые номера, с помощью которых можно вычислить владельца и потребовать от него объяснений. «Не сегодня, так завтра поймаем, — уверял Александр Степанов. — А не завтра, так послезавтра. В любом случае скрыться от нас ему не удастся».

По словам инспектора, главный фактор отдыха на воде, который чаще всего приводит к трагедии — это алкоголь. Второй — плавание в необорудованных местах. Есть и еще один — это гидроциклы, которые становятся все популярнее среди молодежи. «В настоящее время обсуждается возможность отвести отдельное место для катания на гидроциклах, чтобы обезопасить других отдыхающих, — рассказывает Александр Степанов. — Пока этот вопрос только рассматривается, но очевидно, что необходимость назрела, и уже давно».

Навигационный сезон на Иркутском водохранилище закончится в середине октября. До этого срока инспекторы будут продолжать патрулировать водные просторы, выискивать нарушителей и спасать бедствующих, если таковые попадутся. «Катастрофа в Татарстане, конечно же, повлияла на работу служб, курирующих водный транспорт, — говорит Александр Степанов. — Однако наше ведомство работает только с маломерными судами, чьи владельцы, как правило, не занимаются пассажирскими перевозками. Большие суда, теплоходы курирует судоходная инспекция».

Современные пираты

Начальник бывшей судоходной инспекции, а ныне — Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора Ространснадзора — Андрей Цуканов также вошел в состав межведомственной комиссии по соблюдению законодательства на водном транспорте. Вместе с ним изучать состояние судов будет руководитель управления Росприроднадзора по Иркутской области Константин Гурнович, представители правительства Иркутской области, Байкало-Ангарского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства, Главного управления МЧС РФ по Иркутской области, а также регионального управления Роспотребнадзора.

До того как возглавить госречнадзор, Андрей Цуканов десять лет занимался пассажирскими перевозками в Восточно-Сибирском речном пароходстве, восемь лет был капитаном сухогрузного судна и два года отработал на прогулочном теплоходе «Москва». Тоже капитаном. Изучил всю систему судоходства в Восточно-Сибирском бассейне и считает, что самая большая беда судов сегодня — несоответствие экипажа квалификационным требованиям. «На некоторых теплоходах работают капитаны, которые недавно вышли из стен профессионального училища с дипломом рулевого-моториста, — говорит Цуканов. — А для того, чтобы занять должность капитана судна, нужно не только получить диплом, но и шесть-семь лет отслужить и дорасти до такого высокого звания».

Однако кадровый вопрос — это не единственная проблема. Куда серьезнее дело обстоит с лицензированием судов, которые осуществляют пассажирские перевозки. В Восточно-Сибирском бассейне, куда входят озеро Байкал, река Ангара, Иркутское, Братское и Усть-Илимское водохранилища, насчитывается 404 судовладельца. Зарегистрировано 1134 судна. Из них в усредненном показателе ежегодно эксплуатируются от 500 до 650 судов. Из этого числа только 71 судно имеет право на перевозки. Остальные работают с нарушениями. «Фактически такие судовладельцы занимаются пиратской деятельностью, которая приносит им довольно-таки неплохие доходы, — рассказывает начальник управления. — Однако при этом владельцы судов стараются минимизировать свои расходы. Сами подумайте — содержание теплохода обходится недешево, а навигация длится всего три месяца. Нужно платить заработную плату экипажу, приобретать топливо. И пассажиров беспощадно обдирают, не предоставляя им никаких гарантий безопасности».

Лицензии на перевозки судовладельцам выдает Восточно-Сибирское управление государственного речного надзора Ространснадзора, но только в том случае, если судно соответствует всем предъявляемым требованиям. Деятельность нарушителей стараются пресекать, для чего привлекают и прокуратуру, и полицию. «Суда, которые сегодня такими лицензиями обладают, соответствуют всем требованиям, и плавать на них пассажиры могут ничего не опасаясь, — говорит Андрей Цуканов. — Тем не менее, следует помнить, что, прежде чем подняться на судно, необходимо проверить, все ли документы у судовладельца в порядке. А лицензия на пассажирские перевозки вообще должна висеть на видном месте. Пока человек сам не позаботится о своей безопасности, никто другой этого не сделает. У судовладельца одна задача — заработать как можно больше денег».

Авось пронесет

Именно из-за этой основной задачи, по мнению Андрея Цуканова, с «Булгарией» и случилась трагедия. «Владельцы данного судна с каждого рейса зарабатывали от 500 до 700 тысяч рублей. У этих людей перед глазами стояли только цифры, и свои риски они не оценивали, — говорит он. — «Булгарии» было отказано в получении лицензии, но судно вышло в рейс. Если бы система отказа и реагирования сработала, то судно никуда из порта не вышло бы. Должна была подключиться и прокуратура, и полиция, но система не сработала, и люди погибли. Конечно, крушение «Булгарии» дало толчок к тому, чтобы на положение дел в сфере водного транспорта обратили внимание. Как известно, результатом решительного шага вперед всегда служит пинок сзади. Так случилось и на этот раз».

Созданная в Приангарье межведомственная комиссия должна будет не только изучить ситуацию с обеспечением безопасности на судах, но и заняться решением других вопросов. Так, требуется обновление и строительство флота. По словам Андрея Цуканова, в Восточно-Сибирском бассейне не созданы условия для экологической безопасности: не решен вопрос утилизации твердых бытовых отходов, нефте­содержащих и хозяйственно-бытовых сточных вод с судов. В настоящий момент в Восточно-Сибирском бассейне работают только две несамоходные очистные станции: Очистная станция №1 на реке Ангара и судно комплексной переработки отходов «Самотлор» на озере Байкал. Хотя для соблюдения экологической безопасности озера необходимо строительство еще как минимум четырех-пяти судов комплексной переработки отходов.

Андрей Цуканов считает также, что с учетом износа нынешнего флота в Восточно-Сибирском бассейне уже через пять-десять лет ситуация может стать критической. Особенно это касается пассажирского флота, на который сегодня приходится значительная часть туристических и экскурсионных перевозок.

Возвращаясь к кадровой проблеме, Андрей Цуканов отметил, что в последние годы на флот не идут работать выпускники отраслевых средне-технических и высших профессиональных учебных заведений, а это чревато тем, что недалеко то будущее, когда придется запретить эксплуатацию пассажирского флота из-за отсутствия квалифицированных специалистов. «По приблизительным оценкам, дефицит специалистов внутреннего водного транспорта по бассейну составляет не менее 500 человек, — говорит Андрей Цуканов. — Дело в том, что профессия работника речного флота сегодня совсем непопулярна среди молодежи. Причины — в сезонности работы и низкой заработной плате. Средняя зарплата рядового состава в период навигации — от 15 до 20 тысяч рублей, у командного — от 25 до 45 тысяч рублей. А когда я начинал свою профессиональную деятельность, по уровню зарплаты в стране мы были на втором месте после летчиков».

При всех существующих трудностях Андрей Цуканов все-таки надеется, что больших трагедий не произойдет в Иркутской области. Уповает на то, что суда, у которых есть лицензии, соответствуют всем параметрам и могут заниматься пассажирскими перевозками. К тому же транспортные средства регулярно проверяют на соблюдение мер безопасности. Плюс к этому — в скором времени к проверкам приступит и межведомственная комиссия. В последний раз катастрофа на флоте в нашем бассейне случилась 27 лет назад, когда теплоход попал в сильный шторм и перевернулся. Все, кто был на борту, погибли. «Надеюсь, катастрофа, подобная той, что случилась в Татарстане, нас минует. По крайней мере мы прилагаем к тому все усилия», — заключил Андрей Цуканов.

[ilink url=»https://vspress.ru/wp-content/uploads/2011/PDF/vf162.pdf» style=»download»]Скачать PDF номера[/ilink]