Едем по Чехии на универсалах ŠKODA

В любой стране мира, имеющей собственного автопроизводителя, местные жители будут отдавать предпочтение отечественной продукции. Скажем, в Корее на дорогах чаще остальных будут мелькать бренды KIA и Hyundai, в Германии — Audi и Volkswagen, в России — это Lada. Корреспондент Al, побывавший в Чехии, убедился, что это правило работает и там — всевозможных автомобилей Škoda на чешских дорогах — видимо-невидимо.

Если внешне Octavia Combi и Superb Combi почти идентичны, то внутри классовая разница проявляется во всем. Общие тут лишь логика и эргономика приборной панели, органов управления.

К путешествию в эту страну подтолкнули далеко не праздные цели. Компания Škoda дала возможность ознакомиться журналистам из различных городов России с новинками модельного ряда. Это универсалы Octavia Combi и Superb Combi, а также заряженная Octavia RS. Škoda Superb Combi уже доступна для заказа в России, остальные модели появятся со следующего года. Жаль, что не дали возможность познакомиться поближе с Škoda Rapid — поклонники бренда давно ждут появления этой модели в России. Хотя увидеть ее вживую мы смогли, на ней передвигался один из членов команды организаторов пресс-тура, кроме того Rapid уже давно продается в Чехии и встречается на дорогах. Скажу откровенно — модель очень интересная, в Škoda обещают начать ее продажи в России уже весной следующего года, думаю, что будет пользоваться хорошим спросом.

Ну а пока поговорим о не менее любопытных новинках — Octavia Combi и Superb Combi (подробный рассказ о Škoda Octavia RS — в следующем номере Al). Их аналоги в уже знакомом россиянам кузове лифтбэк мы испытывали в этом году.

Кузов универсал пока не снискал в России большой популярности, за него у нас скорее «отдуваются» всевозможные кроссоверы. Ситуация, к счастью, постепенно меняется — все чаще новости о выходе той или иной популярной модели в традиционном седанообразном виде сопровождаются на автомобильных форумах вопросами в духе «интересно, будет ли универсал?» На тех же интернет-площадках с относительно недавнего времени забурлили споры о том, что в среднем ценовом сегменте было бы неплохо иметь побольше универсалов. Людей семейных, владельцев небольшого бизнеса — привлекают хорошие грузовые возможности таких машин в сочетании с легковой посадкой и управляемостью. Можно предположить, что год за годом на наших дорогах универсалов будет становиться все больше.

Хотя ту же Чехию по этому показателю нам придется догонять еще очень долго. За те три дня, что пришлось поколесить по ее магистралям, мы составили примерный расклад по наиболее распространенным видам автомобильных кузовов. Более 50% машин на дорогах это универсалы, еще порядка 30% приходится на хетчбэки и минивэны, остальное между собой делят седаны и кроссоверы, причем последние находятся в меньшинстве. Огромных же внедорожников тут и вовсе раз два и обчелся. Кстати, в Škoda популярность универсалов подтверждают: «Почти треть мировых продаж Octavia приходится на долю Octavia Combi, — отмечают в компании. — В прошлом году было продано 124 500 экземпляров Octavia Combi, которая стала нашей самой популярной моделью после лифтбэка Octavia и Fabia. Ожидается, что до 2018 года этот автомобиль разойдется по всему миру в количестве как минимум полтора миллиона экземпляров».

В 2013 году трудно сказать, почему к универсалам когда-то прикрепилось неформальное прозвище «сарай». Истоки этого явления, наверное где-то в прошлом, когда производители больше думали о практичности таких автомобилей, нежели их внешнем виде. Сейчас же дизайн играет не меньшую роль. И, глядя, на новенькие Octavia Combi и Superb Combi назвать их «сараями» язык просто не поворачивается.

Octavia Combi спереди точь-в-точь как аналогичный лифтбэк — те же симпатичные строгие линии, те же формы фонарей — новый имидж модели стал ближе по духу и внешности к немецким братьям по общему концерну — Volkswagen и Audi, что наверняка добавит количество поклонников. Вид сбоку и сзади тоже внушает симпатию — дизайнерам удалось очень гармонично вписать пятую дверь в общий облик. Получилось отлично — Octavia Combi производит впечатление более солидного автомобиля, чем его собрат-лифт­бэк. Superb Combi по духу и общему стилю нарисован так же, как и Octavia Combi — описывая его внешность, вполне уместно перечисление тех же качеств, естественно, с поправкой на размеры, статус и положение в линейке.

Надо заметить, что свежих автомобилей на дорогах Чехии не так много. Судя по всему, жители этой страны не склонны менять машины раз в два-три года, как у нас, так как очень аккуратно относятся к ним. Довольно часто здесь встречаются явно старые, но очень ухоженные средства передвижения. Что касается модели Octavia, то в потоке больше мелькают представители прошлого, а то и позапрошлого поколений. Поэтому заинтересованные взгляды водителей и пешеходов на два десятка новеньких «Шкод», на которых передвигались журналисты, вполне объяснимы.

Если внешне Octavia Combi и Superb Combi почти идентичны, то внутри классовая разница проявляется во всем. Общие тут лишь логика и эргономика приборной панели, органов управления и так далее. Разница, и большая, — в материалах отделки, пространстве салона, функциях, доступных водителю и пассажирам. Конечно же, лучше всего себя чувствуют обитатели Superb, особенно если этот автомобиль выполнен в топовой комплектации Laurent & Clement — кожаный салон благородного коричневого цвета, сиденья с вентиляцией, солидные декоративные панели, огромный люк с электроуправлением почти во всю крышу и много-много чего другого, создающего приятное чувство обволакивающего комфорта. Но и внутри Octavia никто обделенным себя чувствовать не будет. Напомним, салон этой модели нового поколения, является одним из лучших в классе как по комфорту, так и по количеству доступных опций. В зависимости от комплектации, тут тоже есть мягкие кожаные кресла с электрорегулировками с удобной поддержкой, огромный дисплей мультимедийной системы, качественный пластик, множество контейнеров, ниш, подстаканников и оригинальных решений, вроде специального «гнезда» со сплющенной амбразурой — для телефона, или скребка для льда — на крышке бензобака.

Главное богатство Octavia Combi и Superb Combi, ради которого мы и изучали эти модели во время длительного тест-драйва, это, конечно же, их трюмы. Объем багажника новой Škoda Octavia Combi — это очередной рекорд в классе: по сравнению с предыдущей Octavia Combi он увеличился на пять литров и теперь составляет 610 литров. К слову, это на 20 литров больше, чем в седане. А если сложить сиденья заднего ряда, объем багажника и вовсе увеличится до 1 740 литров (прежде — 1 655 л). Что же касается параметров Superb Combi, то объем багажного отделения составляет 633 литра (в седане — 595 литров), при сложенных спинках задних сидений он вырастает до 1 865 литров.

Разработчики моделей, наполняя функционалом их багажные отделения, использовали множество удобных решений. Дополнительно к традиционным крючкам, сеткам, розетке на 12 В это, к примеру, трансформируемый двойной пол багажника, который может принимать до шести различных положений, создавая множество вариантов для перевозки багажа. В Octavia Combi появилась еще одна удобная деталь: карман на внутренней крышке багажного отделения. В нем можно разместить предметы, которые обычно бывают разбросаны по багажнику. Впервые для Octavia Combi предлагается двухсторонний коврик в багажный отсек — с мягким ворсом с одной стороны, водонепроницаемым и грязеотталкивающим покрытием — с другой. Не меньше аналогичных решений и в Superb Combi. К тому же обе модели предлагаются с функцией электропривода багажной двери.

Ходовые качества обеих моделей, как и двигатели, аналогичны тем, что были испытаны нами ранее на седанах. Однако у универсалов есть козыри в виде полноприводных модификаций, а кроме того, в случае с Superb Combi была возможность опробовать более мощные моторы (на протестированном в прошлом номере Al Škoda Superb-седан был двигатель 1,8 л 152 л.с.).

Управлять хорошо сделанной и настроенной машиной на чешских дорогах — одно удовольствие. И дело вовсе не в том, что эти дороги, традиционно для Европы характеризуются отсутствием ям, четкостью разметки и логичностью знаков. В холмистой Чехии на магистралях очень много серпантинов, закрытых поворотов, «слепых» подъемов, да и сами трассы в большинстве своем узкие — всего по одной полосе в каждую из сторон движения. Так что водителю волей-неволей приходится проявлять мастерство, и незаменимым помощником ему будут служить хорошо настроенное рулевое управление, цепкие тормоза и слаженный тандем двигателя и трансмиссии. Недостатком этих качеств модели Škoda не страдают. Разницы в управлении Octavia Combi и Superb Combi в сравнении с такими же моделями в кузове седан мы не заметили. Универсалы, хоть и настраивают внешне на спокойную размеренную езду, по желанию водителя вполне способны раскрыть и зажигательный характер мощных двигателей, доставить удовольствие острой информативной рулежкой, не беспокоя при этом седоков кренами в поворотах. Да, поведение полноприводных моделей на дороге отличается большей предсказуемостью в поворотах. Полный привод в универсалах Škoda обеспечивает муфта Haldex новейшего пятого поколения. Распределение тяги между четырьмя колесами всегда осуществляется исходя из дорожных условий, при этом блок управления непрерывно рассчитывает идеальный крутящий момент, передаваемый на заднюю ось.

Испытать в полной мере скоростные возможности универсалов на дорогах Чехии получается далеко не везде. Во-первых, небольшие размеры страны при высокой плотности населения оборачиваются тем, что почти через каждые два-три километра встречаются деревушки, что автоматически ограничивает скорость движения до 50 км/ч. Да и без населенных пунктов на дорогах хватает знаков ограничения скорости, сплошных линий разметки и предупредительных знаков, в зоне действия которых приходится усиливать внимание и невольно сбавлять скорость. К числу последних, например, относится знак «Осторожно — дикие животные», встречающийся в Чехии довольно часто. Насладиться динамикой удалось на многополосной скоростной магистрали, пересекающей всю страну. Официально разрешенная скорость на ней — 130 км/ч. На этой дороге нам посчастливилось ехать за рулем Superb Combi с двухлитровым двухсотсильным двигателем. Этот агрегат способен разгонять огромный автомобиль всего за 7,7 секунд. Ощущения при этом невероятные, нужно активно ускориться — пожалуйста, необходим запас тяги — без проблем. При этом скорости как таковой в салоне не чувствуется, хорошая шумоизоляция и энергоемкая подвеска даже при очень быстром перемещении в пространстве дарят комфорт в салоне автомобиля.

Кстати, о подвеске — проверить все ее возможности на чешских дорогах сложно, из-за идеальности покрытия последних. Но шанс на ее испытание выпал в Праге, исторические районы которой вымощены булыжником даже на проезжей части. Надо сказать, такой полигон по зубам далеко не всем машинам, ну а Škoda Superb Combi справилась с ним играючи. Не скажу, что мы в салоне вообще ничего не ощущали, однако и чувства дискомфорта не возникло.

На тесных улочках Праги порция похвалы еще раз досталась прозрачному рулевому управлению и хорошей обзорности моделей Škoda. Места, свободного для проезда, а тем более для парковки в центре города не так много — тем важнее становится информативность рулежки. Кстати, в таких стесненных условиях жители чешской столицы выработали почти идеальное искусство парковки. Очень часто можно наблюдать картину, когда машины на обочине стоят практически бампер в бампер — в большинстве мест на улицах Праги парковаться можно только параллельно тротуару. Если же навыков маневрирования и хорошо развитого чувства пространства вам не достает, то в Škoda Superb Combi, как и в Octavia Combi предусмотрен парковочный ассистент.

Возможность ознакомиться с интересными новинками Škoda вскоре появится и у российского покупателя. В том, что после этого увеличится доля присутствия на наших дорогах универсалов этой марки, сомневаться не приходится.