Двойная ответственность ДСИО

2013 год стал для Дорожной службы Иркутской области и ее вновь назначенного директора Радика Фаразутдинова своеобразной проверкой на прочность. Миллионные долги, приведшие предприятие в начале года на край банкротства, казалось, делали заранее невыполнимой поставленную перед руководством задачу увеличения контрактной базы в два раза, модернизации асфальтобетонных заводов, обновления техники. Однако итог 2013 года опроверг все опасения. С чем подошла Дорожная служба к 2014 году и какую планку теперь предстоит преодолеть предприятию, рассказывает генеральный директор ДСИО Радик Фаразутдинов.

Генеральный директор ДСИО Радик Фаразутдинов: «Сейчас я могу с уверенностью сказать, что в современной России осталось немного дорожно-строительных организаций, подобных нам, способных быть прибыльными и вместе с тем нести социальную ответственность»

Special Review: Радик Хакимович, губернатор Сергей Ерощенко неоднократно заявлял, что Дорожная служба Иркутской области по определению должна быть прибыльным, эффективным предприятием. По итогам года расскажите, удалось ли вам достичь требующейся эффективности?

Радик Фаразутдинов: Могу сказать, что в 2013 году было сделано самое важное: удалось не только заключить контрактов на 5 млрд рублей, что в два раза превысило результат 2012 года с 2,6 млрд рублей договоров, но и выполнить на высоком качественном уровне все взятые обязательства.

В этом году только ремонтных объектов у нас было порядка 40. В сравнении с 2012 годом количество уменьшилось, но объем работ вырос в разы. Безусловно, сказывается финансирование из областного Дорожного фонда, внимание и поддержка со стороны министерства строительства, дорожного хозяйства, областной дирекции по строительству и эксплуатации дорог, правительства и лично губернатора Приангарья Сергея Ерощенко. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что в современной России осталось немного дорожно-строительных организаций, подобных нам, способных быть прибыльными и вместе с тем нести социальную ответственность.

В текущем строительном сезоне мы отремонтировали 90 км областных и 35 км федеральных дорог. Среди объектов хотелось бы выделить 12-километровый участок федеральной трассы М-53 «Байкал» в пределах городской черты Тулуна. Десятилетнюю проблему Дорожной службе удалось решить всего за одно лето. Все 12 км, где местами асфальта не было вообще, пришлось капитально ремонтировать, не закрывая движение ни на час. А, как вам известно, этот участок загружен и днем и ночью. Наши специалисты на нескольких участках расширили дорогу с 6 до 10 метров, оборудовали тротуары, ограждения, переходы, установили светофоры. Вдоль обновленной трассы теперь четыре километра фонарей. Качество работ отметили как автомобилисты, так и заказчик.

SR: Вы сказали об увеличении контрактной базы, как это отразилось на финансовом оздоровлении предприятия?

Р.Ф.: Как я говорил раньше, убытки предприятия по результатам работы прошлых лет составляли 274 млн рублей. Но сейчас уже можно утверждать, что благодаря грамотным управленческим решениям нам удалось уберечь от банкротства стратегически важное государственное предприятие, сохранить рабочие места. Кредитный портфель на 1 декабря текущего года составлял чуть больше 554 млн рублей, тогда как на 1 января текущего года эта сумма превышала 630 млн. Выручка за 11 месяцев 2013 года составила 3,9 млрд рублей, в то время как годовая выручка в 2012 году достигала лишь 2,5 млрд. Доля кредитного портфеля в выручке тоже снизилась с 24,8% на конец 2012 года до 14,2% на 1 декабря 2013 года. Общую финансовую картину по году можно будет точно узнать лишь весной 2014 года, когда будет сдан годовой бухгалтерский баланс.

SR: О каких управленческих решениях идет речь?

Р.Ф.: Масштаб деятельности ДСИО очень большой: вся Иркутская область, 2 226 сотрудников, 16 филиалов, 2 500 единиц техники, крупные денежные потоки. И эффективно работать в таких условиях можно только при создании системы управления, позволяющей измерять показатели и на основании отклонений этих показателей принимать правильные решения. Та система управления, которую удалось построить в Дорожной службе за столь короткий срок, состоит из множества составных частей. Про каждый пункт можно долго рассказывать, но она действительно помогает добиваться результатов. Принцип простой: все слова и задачи должны фиксироваться в конкретных измеримых величинах, чтобы на их основании можно было проверить результат. Составляющие системы: система эффективных совещаний, KPI (ключевые показатели эффективности); контроль выполнения производственной программы; бюджетирование; целеполагание; система внутренней безопасности; система мотивации персонала.

Надо сказать, что сейчас Дорожная служба — это очень серьезный игрок, которого знают и уважают на рынке. Это результат совместной работы губернатора Сергея Владимировича Ерощенко, министра строительства и дорожного хозяйства Михаила Владимировича Литвина и всего персонала предприятия.

SR: Какие задачи поставлены перед ДСИО на 2014 год?

Р.Ф.: Планы на следующий год — это получение контрактной базы и ее выполнение. Ее точный объем будет известен лишь после прохождения всех контрактов, а сроки у них у всех разные. Могу сказать, что мы будем выходить на аукционы по всем объектам капитального ремонта и реконструкции, содержания, будем начинать работы с новыми материалами. Безусловно, еще одна цель на 2014 — извлечение прибыли, неразрывно связанная с системой эффективного менеджмента. В настоящее время у нас еще есть малорентабельные филиалы, но в следующем году их уже не должно остаться. Надеюсь, директора на местах вовремя меня услышат, особенно в вопросах сокращения затрат и повышения производительности труда. Также в следующем году мы будем выполнять задачу, поставленную перед нами губернатором Иркутской области по усилению филиалов. Особенное внимание будет уделяться оснащению техникой участков.

АВТОР:
Олег Усов

ФОТО: sr13122410.jpg

МЕТКА:
дороги, строительство