Движение вперед

Упрдор «Прибайкалье» наращивает объем дорожных работ
Очередной сезон дорожных ремонтов подошел к завершению. Однако снижения темпов работ для ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» не предвидится. Продолжается реализация масштабных дорожно-строительных проектов в Иркутской области, стартовал сезон зимнего содержания дорог, полным ходом идет подготовка к следующему году. Как изменились федеральные трассы в Приангарье в 2019 году рассказал глава управления Николай Рейнет.

— Николай Антсович, подводя предварительные итоги дорожно-строительного сезона 2019 года, обозначьте основные достигнутые Упрдор «Прибайкалье» результаты. Сколько объектов на федеральных трассах было в работе в этом году? Какие из них можно выделить особенно?

— Всего в 2019 году мы приводили в нормативное состояние 280 км федеральных дорог. На 94 км был проведен ремонт, на 82 км — капитальный ремонт. Еще на 105,5 км автодорог Иркутской области выполнена поверхностная обработка и защита покрытия слоями износа. При этом основной объем работ — 7 участков ремонта общей протяженностью 69,4 км — пришелся на трассу «Сибирь». Здесь впервые на федеральных дорогах региона использовали особо прочный полимерно-дисперсно-армированный асфальтобетон.

Кроме того, мы продолжили приводить в нормативное состояние искусственные сооружения. В этом году капитального ремонта и ремонта дождались 8 мостов и 188 водопропускных труб. Стоит отметить, что впервые была применена инновационная для Прибайкалья технология санации труб стеклополимерным волокном.

— Расскажите подробнее о масштабных дорожных стройках на федеральных трассах в Иркутской области: «тещин язык», обход Усолья-Сибирского, ликвидация ж/д переездов в одном уровне в Куйтунском районе. На каком этапе находится каждый из этих проектов?

— Строительство автомобильной дороги Р-258 «Байкал» на участке 47-56 км выходит на финишную прямую. Объем работ, предусмотренный здесь на 2019 год, подрядчик уже выполнил полностью. Теперь календарным графиком предусмотрен перерыв. К следующим этапам работ на опасном серпантине дорожники приступят 25 января. Запланировано в течение месяца на 1 км строящейся дороги устроить слои основания и дорожной одежды. Согласно контракту, сдать объект в эксплуатацию мы должны к 30 сентября следующего года.

Что касается, строительства автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» в обход Усолья-Сибирского и Тельмы, то сейчас там ведется подготовка территории, а также начато устройство одной из шести транспортных развязок.

В границах новой дороги уже идет расчистка: снимается почвенно-растительный слой земли, вырубается лес. Подготавливаются технологические площадки под строительство мостов и надземных пешеходных переходов. На сегодняшний день отсыпано порядка 1,5 км земляного полотна, вывезено 36 тыс. куб. м земли. Задействовано более 80 единиц техники.

На заболоченных территориях ведется замена грунта, так называемая выторфовка. Непригодной для строительства почвы вывезено уже порядка 5 тыс. кубов. Всего же на протяжении 43 км нового участка трассы «Сибирь» заменят около 400 тыс. куб. м слабого грунта.

Кроме того, в планах на конец 2019 — начало 2020 годов приступить к устройству металлических гофрированных водопропускных труб. Строительные работы набирают темп и идут в соответствии с предусмотренным для зимнего периода графиком.

Также в графике осуществляется и строительство автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» в Куйтунском районе (1524-1537 км), в рамках которого будет ликвидирован проблемный железнодорожный переезд в селе Тулюшка. Уже выполнены работы по восстановлению оси трассы, очищаются полосы отвода от леса, корчуются пни и снимается почвенно-растительный слой. Еще до конца года графиком выполнения строительно-монтажных работ предусмотрена часть работ по переустройству коммуникаций.

— В текущем году два участка трассы «Вилюй» в Усть-Куте получили федеральный статус. Какие планы по приведению их в нормативное состояние?

— Действительно, с просьбой принять объекты в федеральную собственность местные жители и администрация Усть-Кута обратились в ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» еще в 2017 году. Присоединение состоялось в 2019-м, и мы сразу приступили к их приведению в порядок. Конечно, оба переданных в федеральную собственность участка требуют капитального ремонта. Для этого мы сейчас готовим всю необходимую документацию.

В целом же по трассе «Вилюй» все работы также велись по плану. До конца 2019 года здесь будет приведено в нормативное состояние 92,6 км автотрассы и три моста (через ручьи Пихтовый, Межник и Сосновый). Мостовые сооружения, кстати, уже сданы в эксплуатацию после ремонта. Также уже завершился капитальный ремонт объекта, перешедшего с прошлого года. Это 23-километровый участок обхода Усть-Кута.

— В этом году дорожники прошли проверку стихией. Насколько масштабны оказались последствия наводнения для федеральных трасс в Иркутской области? На каком этапе находится проект по строительству объезда Тулуна? Рассматриваются ли другие проекты, которые позволят предотвратить подтопление федеральных трасс в будущем?

— Проверка действительно была серьезной. Но я считаю, что дорожники ее с честью выдержали. В Нижнеудинске наши ребята действовали, как на войне — очень быстро и четко. Отстаивали город, так как вода поднималась стремительно и водовороты грозили размыть конусы мостов. Укрепляли опоры мостов 15 часов подряд. При этом грунт возили с карьера, который был расположен в 70 км от места затопления.

Если в Нижнеудинске мы воевали со стихией, то в Тулуне вынуждены были занять выжидательную позицию. Поднявшаяся вода не давала возможности предпринимать никаких действий, только лишь обследовать затопленные участки.

Но сложа руки не сидели. Участвовали в спасении жителей от наводнения, развозили питьевую воду дальнобойщикам. И, наученные опытом Нижнеудинска, заготавливали грунт для отсыпки мостов. Готовы были приступить, как только вода начнет спадать, и станет ясен масштаб разрушений. Материала заготовили с большим излишком. Федеральная трасса практически не пострадала. Было размыто лишь несколько десятков метров на подходах к мосту через реку Азейку. Большое количество запасенного грунта потом отдали на восстановление городских улиц.

Надо сказать, что последствия двух волн паводков для федеральных трасс в Приангарье были не такими масштабными, как для региональных и местных дорог. Повреждения были зафиксированы на 10 мостах и 2,9 км трасс. Все они уже устранены.

Что касается недопущения повреждений в будущем, то уже в 2019 году начато проектирование капитального ремонта участка трассы Р-255 «Сибирь», проходящего через Тулун. Здесь необходимо поднять насыпь до уровня, превышающего уровень воды во время паводков 2019 года. Разработка проекта специалистами рассчитана до мая 2020 года. После можно будет говорить о стоимости и сроках производства работ.

Проект строительства обхода Тулуна уже есть, он был выполнен в 2018 году. Но наводнение показало, что он требует корректировки: теперь нужно учесть, что вода может подняться на 14 метров. Федеральным дорожным агентством до ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» будет доведено соответствующее задание.

— Какие инновационные технологии применялись на дорожных объектах ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» в 2019 году? Каких результатов эти технологии позволят достигнуть?

— Надо сказать, внедрение инновационных технологий идет непрерывно. Например, в этом году на автодорогах А-331 «Вилюй» и Р-255 «Сибирь» мы опробовали способ санации водопропускных труб полимерным волокном. В железобетонную трубу помещается так называемый «рукав» или «чулок» из стеклополимера. Внутрь помещается каркас-поезд с установленными ультрафиолетовыми лампами. Движение поезда внутри трубы управляется при помощи компьютера. «Рукав» нагревается под воздействием ламп, он расправляется по диаметру трубы и отвердевает. Этот материал защищает и укрепляет поверхность трубы. Технология позволяет продлить срок службы искусственного сооружения, повысить коррозионную стойкость и сейсмоустойчивость. Соответственно, при таком способе не нужно разбирать дорожное полотно на время ремонта, перекрывать участок федеральной трассы, строить временные объездные дороги.

Еще из новинок можно отметить внедрение инновационных BIM-технологий. Их в этом году впервые начали применять для капитального ремонта трассы в Иркутской области. Опытный участок — это 9 км трассы Р-255 «Сибирь» вблизи поселка Михайловка в Черемховском районе (с 1768 по 1777 км). В 2019 продолжили устанавливать перильные ограждения из инновационного композитного материала, который не нуждается в ежегодной окраске. Материал легкий и простой в монтаже. Такие ограждения впервые поставили в 2018 г. на мосту через реку Китой на 1843 км автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» в Ангарском районе. В 2019-м ремонт моста, рассчитанный на два года, завершили.

Мы продолжаем внедрять новые решения и в области обеспечения безопасности дорожного движения. Устанавливаем барьерные ограждения, в том числе тросовые, автономные системы освещения и индикации пешеходных переходов даже там, где нет возможности проведения линии постоянного электроснабжения. Продолжаем развивать систему автоматизированного контроля метеообеспечения — 53 метеостанции и 113 видеокамер, расположенных на федеральных дорогах. И это далеко не весь перечень наших внедрений и новаций. Федеральное дорожное агентство ставит нам конкретные задачи по состоянию и содержанию федеральных дорог. И мы стремимся их выполнять на 100%.

Анна Смирнова