Дурдом задает вопросы

На главной сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова творится дурдом. Его автор — режиссер Геннадий Гущин, поставивший «Полет над гнездом кукушки» по мотивам культового романа Кена Кизи. Более того, он сам сыграл главного сумасшедшего, затеявшего бунт в психиатрической клинике. Понаблюдать за борьбой против системы отправился и «ВФ».

До какой степени нужно унизить человека, чтобы он взорвался — один из главных вопросов спектакля «Полет над гнездом кукушки». Фото Николая Рютина

Премьера нового спектакля «Полет над гнездом кукушки» в постановке Геннадия Гущина состоялась на сцене Драматического театра имени Охлопкова 20 марта. Возникшая в 60-е годы тема противостояния государственной системе, метафорически переданная в романе культового писателя битников и хиппи Кена Кизи через конфликт душевнобольных и медсест­ры в психиатрической лечебнице, сегодня вновь актуальна. Но режиссер Геннадий Гущин акцентирует внимание отнюдь не на политической составляющей, а задается глубинными, бытийными вопросами. «Люди все больше начинают отвечать на какие-то главные вопросы: что же такое я, что такое человеческое достоинство, человеческая свобода, — рассуждает Геннадий Гущин. — Мне тоже интересно, насколько человек может быть рабом, до какого предела он должен дойти, чтобы что-то в нем взорвалось».

Главная трудность постановки, как говорит Геннадий Гущин, состояла в том, что приходилось не только режиссировать, но и играть главную роль — бунтаря Макмэрфи, который находится на сцене чуть ли 90 процентов времени. Эта двойная нагрузка оказалась вынужденным шагом — изначально на постановку был приглашен известный режиссер Вячеслав Кокорин, который раньше работал в Иркутске, а сейчас возглавляет ТЮЗ в Нижнем Новгороде. Но работа не получилась, потому что Кокорин вынужден был срочно уехать в родной театр еще в начале февраля. «Мы оказались в ситуации, когда не было выхода, — рассказал Геннадий Гущин. — Машина была уже запущена, нельзя было оставлять, поэтому пришлось взять на себя и режиссуру. Хотя были предложения бросить это дело, но это все равно, что сделать аборт — не каждая женщина на это пойдет. Мы очень хотели этого ребенка и на аборт не были согласны».

В итоге ребенок появился на свет на прошлой неделе — 20 марта. Несмотря на слова режиссера перед премьерой о том, что его спектакль не дает готовых ответов, а предлагает зрителю решать, на чьей он стороне, само произведение заставляет сопереживать Макмэрфи. Эти чувства подкрепляются и тем, что герой Геннадия Гущина получился уж слишком хорошим, этаким интеллигентным хамом, тогда как в оригинале это грубиян и настоящий преступник, решивший просто избежать тюремного заключения, сымитировав сумасшествие. Хотя, возможно, здесь сказалось премьерное волнение. Что касается других актерских работ, то отдельного упоминания заслуживают в этом спектакле Вячеслав Дробинков, Игорь Чирва и Евгений Солонинкин — они смотрятся в своих образах очень органично.

Спектакль делится антрактом на две части, разные по настроению, и если первая его часть сыграна в веселом шутовском мажоре, то во второй случается серьезный перелом в сторону трагедии. Система, конечно, победит, но каждый выйдет из театра с главным вопросом: а правильно ли это? Трудно остаться безучастным, особенно когда старый сторож, обходя больницу, светит тебе в лицо ярким фонарем — касается каждого.