ДТП: простой способ испортить Новый год

Как и любая другая важная дата для русского человека, Новый год подкрался к нам совсем неожиданно. Еще вчера казалось, что на подготовку к нему есть месяц/две недели/десять дней (нужное подчеркнуть), а сегодня неожиданно выяснилось, что времени осталось всего ничего, а не переделанных дел — целая гора. Так и начинается предновогодняя гонка в буквальном смысле слова: все спешат и летят, даже не в пиковое время в городе образуются многокилометровые пробки, в надежде проскочить водители лезут в самые узкие «дырки», не влазят, бьют соседские авто и тем самым еще больше усугубляют дорожные заторы. И сами тратят в разы больше времени на разбирательства последствий ДТП, чем если бы спокойно переждали пробку, и другим проблемы создают.

Прошлогоднее 31 декабря запомнилось мне серьезной аварией. По необходимости, но крайне неохотно выехав из дома по срочному делу, я стояла на светофоре и просчитывала свой маршрут: как бы так проехать в центр города, чтобы объехать все пробки? Мысли были прерваны ужасным грохотом: прямо перед моим бампером произошло ДТП. На Т-образном перекрестке одна машина собиралась повернуть налево, да и вылезла со своей полосы на встречку слишком сильно. А по встречке тем временем несся на огромной для зимы скорости другой автомобиль. То ли он не заметил, то ли уже не смог объехать препятствие, но факт остается фактом: он «снес» неудачливому собрату правый угол — часть бампера, крыло и фару. Я так и застыла, рассматривая весь этот ужас. Мужчина, спешивший куда-то, затормозил лишь метров через 15 после места аварии. Он вышел, кинул взгляд на свое авто, затем размашистой походкой подошел ко второму участнику аварии и устроил картинную овацию — мол, браво, ты тут такое устроил! В эту минуту зажегся светофор, и я поехала по своим делам. Было два часа дня. Возвращаясь домой в районе пяти вечера, я встретила перекресток в таком же состоянии: это ДТП еще никто не разобрал. «Вот вам и Новый год», — грустно подумалось мне.

С каждым годом аварий в Иркутске становится все больше, отмечают в городском ГИБДД. В городе растет транспортный поток за счет приобретения новых автомобилей и за счет миграционных потоков из Шелехова, Ангарска и поселков Иркутского района. В 2012 году в Иркутске было зарегистрировано 208 тыс. автомобилей, в 2013 — уже 213 тысяч, а за 11 месяцев года к этому числу добавилось еще 9,8 тыс. машин, рассказал старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения отдела ГИБДД УВД по городу Иркутску Андрей Кабанов. Машин стало больше — поэтому и аварий больше. В среднем за сутки в областном центре происходит от 60 до 130 ДТП! «Если за 24 часа происходит не более 100 аварий, то мы считаем, что сутки прошли удачно», — грустно пошутил эксперт. В итоге рост транспортного потока привел к тому, что число аварий по сравнению с прошлым годом выросло: за январь-декабрь произошло 23 тысячи аварий, на 650 больше, чем за аналогичный период прошлого года. Правда, признается эксперт, снизилась тяжесть последствий аварий: в них теперь меньше пострадавших, да и число погибших, к счастью, снизилось (с 82 человек в прошлом году до 62 в этом). Однако самих аварий на дорогах стало заметно больше, и трудностей они создают массу.

На довольно большой аварийный Иркутск экипажей ДПС в городе откровенно мало: в сутки на постоянной основе работает всего от 3 до 5 машин. Правда, в каждом районе в обязательном порядке еще стоит 2-3 машины ДПС, они занимаются своими делами — регулируют движение, ловят водителей-правонарушителей, следят за безопасностью на дороге во время массовых мероприятий. Если ситуация с авариями в городе становится критической, их также привлекают. Но и этих сил на то, чтобы успеть на каждую аварию, не хватает.

«Все аварии делятся по приоритетности. В первую очередь экипаж ДПС выезжает на ДТП с пострадавшими. Далее по приоритету стоят ДТП с участием общественного транспорта: автобусы, трамваи и троллейбусы могут существенно затруднить движение. Также мы стараемся как можно быстрее выезжать на аварии, которые произошли на магистралях с большой проходимостью. Если же авария произошла во дворе или на тихой улице в спальном районе — к сожалению, людям придется ждать экипаж крайне долго. Лучше самостоятельно решить ситуацию», — уверен Андрей Кабанов.

Вариантов для «личного разбора полетов» есть два. Первый — самостоятельно договориться о цене вопроса. Он подходит в том случае, когда кто-то из водителей однозначно признает себя виноватым. Второй — отправиться в Центр оформления ДТП. Это специально созданная служба, где водители могут получить все необходимые справки без ожидания сотрудников ДПС на месте аварии. Такой центр открылся в Иркутске в начале апреля по адресу Верхняя Набережная, 167/9. По словам Андрея Кабанова, ежедневно здесь оформляют от 15 до 30 ДТП — это очень приличная цифра от общего числа аварий. К сожалению, несмотря на то что эта структура работает уже более полугода, далеко не все водители о ней знают, и все так же традиционно вызывают экипаж ДПС даже на самую мелкую аварию, чем, конечно, значительно усложняют дорожную ситуацию. Кстати, именно из-за неосведомленности людей практически сразу после открытия был закрыт второй Центр оформления ДТП на улице Трактовой, 35а: по словам Андрея Кабанова, это учреждение не пользовалось спросом у жителей Иркутска, поэтому было принято решение о его ликвидации. А на самом деле процедура оформления очень проста: сообщаешь о ДТП в дежурную часть ГИБДД, самостоятельно или с помощью аварийных комиссаров составляешь схему аварии и едешь в центр оформления. Никаких ограничений по типу транспортных средств, по собственникам, страховке или сумме ущерба для оформления дорожно-транспортного происшествия в центре нет. Главное, чтобы в аварии не было пострадавших, а между водителями — разногласий, тогда сотрудники центра легко и быстро, всего за 15 минут, оформят все бумаги.

Автовладельцы отмечают, что в этом году ездить в Иркутске стало значительно сложнее. Даже традиционно тихие летние месяцы, когда люди разъезжаются в отпуска, не принесли долгожданного облегчения: были и серьезные аварии, и километровые пробки. В ГИБДД пока не комментируют, какие места в Иркутске по итогам года можно назвать самыми аварийными и, из-за этого, самыми пробочными — эта статистика появится только в феврале. Однако невооруженным глазом видно, что к привычно загруженному центру города и стыкам районов (курорт «Ангара», съезд в Октябрьский район с Академического моста, сложная обстановка перед плотиной ГЭС со стороны улицы Мухиной) добавились и спальные территории. В часы пик стоит Трактовая и Иркутный мост, перманентная многокилометровая пробка ждет водителей от Академического моста до улицы Сергеева, жители Первомайского все чаще устраивают затор на объездной дороге вокруг микрорайона Университетский, большие проблемы при выезде из города — как в сторону Шелехова, так и в сторону Качугского тракта. Перед праздниками ситуация обостряется еще и тем, что водители спешат, нервничают и потому совершают ошибки. Только расплачиваться за них приходится не только нарушителям правил дорожного движения, но и всем тем, кому не повезло в это время оказаться в этом же месте — другим автомобилистам, пассажирам общественного транспорта и даже пешеходам. Чтобы не портить праздничное настроение ни себе ни другим, давайте быть вежливее на дорогах и торопиться не спеша. Ведь тише едешь — дальше будешь. В предновогодней суматохе — точно.

В 2012 году в Иркутске было зарегистрировано 208 тыс. автомобилей, в 2013 — уже 213 тысяч, а за 11 месяцев года к этому числу добавилось еще 9,8 тыс. машин.