Дружба с сетями или механизм «все сделай сам»?

«Чисто иркутская история» со сбытом продуктов питания — сами вырастили, сами переработали, упаковали, повезли и сами реализуем конечному потребителю — это едва ли не самый сложный путь, считают представители Торгово-промышленной палаты РФ. Такой подход сдерживает развитие, не дает наращивать объемы. ТПП предложила региональным производителям продуктов питания сменить угол зрения и оценить возможность выхода на новые рынки. В частности, рассмотреть вполне реальный вариант сотрудничества с федеральными ретейлерами.

Представитель крупной российской розничной компании X5 Retail Group — директор по взаимодействию с органами государственной власти Станислав Наумов побывал в Иркутске и 15 октября встретился с товаропроизводителями Приангарья. В совещании также приняли участие вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова, президент ТПП Восточной Сибири Алексей Соболь, министр сельского хозяйства Иркутской области Илья Сумароков.

Основной темой для обсуждения стали возможности, которые дает аграриям и предприятиям АПК федеральный проект ТПП РФ «АГРО «За качество!». Алексей Соболь назвал этот проект «весьма любопытным», ведь он нацелен на помощь предприятиям малого и среднего бизнеса, на их «доращивание» до соответствия жестким требованиям, которые предъявляют к поставщикам перспективные рынки — и контракты по госзакупкам, и крупные российские ретейлеры, и возможные экспортные партнеры.

X5 Retail Group

Одна из ведущих российских мультиформатных продуктовых розничных компаний. Управляет несколькими торговыми сетями: магазинами «у дома» под брендом «Пятерочка», супермаркетами «Перекресток» и гипермаркетами «Карусель». В настоящий момент, по словам Станислава Наумова, X5 Retail Group сосредоточила свое развитие на территории Западной Сибири. Сейчас самый восточный распределительный центр X5 расположен в Новосибирске. К обсуждению вопроса о развитии сетей в Восточной Сибири, в том числе и в Иркутске, компания планирует вернуться не раньше чем через два-три года.

При этом представители ТПП были не склонны идеализировать ситуацию. Не всегда востребованным оказывается именно самый качественный товар. По оценкам экспертов, не менее четверти продовольственной продукции на российском рынке — фальсификат. И этот фальсификат оказывается на полках супермаркетов, на кухнях детсадов, больниц, школ… А добросовестные производители не могут пробиться через темные схемы.

Всем выйти из тени

«Когда мы продумывали наш проект, то понимали: в ответ на те вызовы, с которыми сталкиваются региональные производители, система должна предложить реальные, действенные инструменты, помогающие предприятиям соответствовать реалиям рынка, — заявила на совещании в Иркутске Елена Дыбова. — На самом деле рынок питания огромный. В нашей стране и за рубежом».

При этом вице-президент ТПП напомнила: не стоит рассчитывать на то, что за границей нас ждут с распростертыми объятиями. Конкуренция везде высока. И важно совместными усилиями добиваться того, чтобы эта конкуренция была максимально честной. Тогда и будут побеждать производители как раз качественных товаров.

Для примера Елена Дыбова привела рынок поставок продуктов питания в социальные учреждения. В России объем этого рынка, как сообщает ТПП, от 400 до 684 млрд руб. Именно на закупках для социальных учреждений на старте своего совместного с производителями проекта сфокусировалась Торгово-промышленная палата.

Количество организаций пищевой и перерабатывающей промышленности Иркутской области в разрезе по основным отраслям*
№ п/п Отрасли Всего
1.0 Производство пищевых продуктов, включая напитки 566
1.1 Производство мяса и мясопродуктов 120
1.2 Переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов 20
1.3 Переработка и консервирование фруктов и овощей 12
1.4 Производство растительных и животных масел и жиров 2
1.5 Производство молочных продуктов 58
1.6 Производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности,
крахмалов и крахмалопродуктов
15
1.7 Производство готовых кормов для животных 9
1.8 Производство прочих пищевых продуктов 232
1.9 Производство напитков 98

* По данным Министерства сельского хозяйства Иркутской области

«Мы увидели, что критерий самой низкой цены там, как правило, основной. Вы и сами об этом знаете. Но это недопустимо. Это убивает все, что касается отечественных производителей качественных продуктов питания, — доложила Дыбова. — Мы понимаем, какое огромное количество денег — около 35% — теряется на этом рынке за счет длинных цепочек посредников и перекупщиков. Как открыть доступ к поставкам непосредственно для производителей, которые считают сферу госзакупок одной из самых коррумпированных? Решение этого вопроса мы обозначили как задачу нашего проекта. Появился реестр поставщиков качественной продукции. Сейчас речь идет о создании института предквалификации. Убеждена, что в торгах по продуктам питания должны участвовать производители, которые могут доказать соответствие продукции стандартам качества и безопасности».

Стартовал пилот проекта ТПП во Владимирской области. Именно там эксперты решили проверить сливочное масло, которое поставляли в детские сады по довольно высокой цене, а животного жира, как оказалось, в масле не было вообще. Нормальная ли эта ситуация? Вряд ли.

«В итоге экспертами ТПП Владимирской области за два года было проведено 1 355 экспертиз более чем в 60 социальных учреждениях области. Прекращены поставки фальсификата на сумму 6 000 980 руб. По итогам судебных разбирательств уже расторгнуты контракты на сумму 4 000 617 руб.», — подтвердила цифрами эффективность пилотного проекта Елена Дыбова. Она сообщила, что ТПП решила расширить идею и проанализировать ситуацию на других рынках, чтобы понять, как еще можно усилить возможности сбыта для отечественных производителей.

Прямая речь
Елена Дыбова, ТПП РФ

— Почему европейский бизнес научился преодолевать проблемы. Они очень организованные. Если что-то не так, то садятся, на разных площадках ставят вопросы, выстраивают диалог. А у нас? «Ваш иркутский путь»: сами производим, сами упаковываем, сами логистикой занимаемся и магазины открываем. Все сами. Сложно справляться в одиночку. Нужно учиться кооперироваться… Торгово-промышленная палата заявляет, что готовы работать даже с самыми маленькими компаниями, сопровождать и поддерживать их деятельность, но при обязательном условии — их продукция должна быть качественной».

«Встречаясь с людьми в регионах, мы каждый раз слышали один и тот же вопрос: «У нас все есть, мы научились производить и перерабатывать, но у нас нет рынков. Куда девать продукцию? Я загружен на 30, 40, 50, в лучшем случае на 60%». Есть возможность расти. Кто будет все это покупать? — объяснили представители ТПП. — Мы решили, что будем предлагать несколько вариантов решений, способствующих продвижению российской продукции на рынки, повышению ее привлекательности».

Борьба за качество: кто побеждает?

В итоге появился федеральный проект ТПП РФ «АГРО «За качество!» в том виде, в котором он развивается сейчас. Активное участие в нем принимают торгово-промышленные палаты Владимирской, Тюменской, Ленинградской, Смоленской области, Ставропольского и Краснодарского краев. Подключаются другие территории.

Проект поддержала Х5 Retail Group, а в августе нынешнего года ТПП и ретейлер подвели первые итоги взаимодействия. Партнеры тогда отметили, что осуществлен первый этап дорожной карты реализации подписанного между ТПП РФ и Х5 Retail Group соглашения о сотрудничестве. Эксперты палат пилотных регионов провели первые аудиты в рамках проекта «АГРО «За качество!» во взаимодействии с розничной компанией.

«Мы должны отработать и найти ту оптимальную схему взаимодействия, когда соблюдаются интересы всех сторон. Прежде всего это интересы региональных производителей качественной продукции, которые готовы подтвердить высокое качество технологических процессов своего производства и претендовать на то, чтобы поставлять свою продукцию в сеть Х5 Retail Group, — пояснила Елена Дыбова. — Вторая сторона — это Х5 Retail Group, которая старается максимально высоко держать планку продукции сети и поддерживать свой имидж поставщика высококачественной продукции, произведенной в том числе российскими производителями. Третья сторона — это ТПП РФ со столетней историей, которая зарекомендовала себя как система с высокими экспертными возможностями — более 4 тысяч экспертов в России».

Показатели производства в Иркутской области за 2017 год*
Наименование Количество % к 2016 году
Зерно 871,6 тыс. т 112,6
Картофель 567,6 тыс. т 93,5
Овощи 146,3 тыс. т 94,5
Мясо 157,5 тыс. т 101,2
Молоко 457,6 тыс. т 100,9
Яйца 1004,5 млн шт. 100,9

* По данным Министерства сельского хозяйства Иркутской области

После подписания соглашения о сотрудничестве за шесть месяцев партнеры смогли совместно провести выездные советы рынка в семи регионах России: Владимирской, Смоленской, Тюменской, Ленинградской, Орловской областях, Краснодарском и Ставропольском краях.

«Это были очень интересные встречи, новые знакомства. Я благодарен тем из вас, кто звонил и писал мне на электронную почту. Мероприятия прошли результативно. По каждому из регионов, где мы провели пилотные заседания совета рынка. Осуществляются процедуры аудита тех, кто захотел принять участие в нашем уже совместном проекте «АГРО «За качество!». Мы ведем активную подготовку к договорной кампании 2019 года, — отметил Станислав Наумов. — Я надеюсь, что региональные представители Х5 Retail Group продолжат взаимодействие с производителями — членами ТПП на местах. И их продукция займет в 2019 году полки Х5 Retail Group, а сами предприятия смогут стать успешными участниками конкурсов по государственному и муниципальному заказу. В этом как раз заключается «ноу-хау» нашего проекта и его экономическая привлекательность».

Также инициаторы проекта сообщили, что озадачились корректировкой и упрощением чек-листа аудита за счет исключения избыточных требований к производителям. Параллельно должна заработать школа поставщика Х5 Retail Group. К настоящему моменту в той же Владимирской области поставщиками Х5 стали 26 региональных производителей.

Опыт пилотных регионов в ближайшей перспективе будет перенесен и на Приангарье.

Не «даноном» единым

По итогам совещания в Иркутске стало известно, что Иркутская область станет девятым участником федерального проекта ТПП РФ «АГРО «За качество!».

Прямая речь
Илья Сумароков, министр сельского хозяйства Иркутской области

— У нас уже готов проект программы по переработке и сбыту продукции. Она будет запущена с 2019 года. Программа предусматривает механизмы поддержки, направленные на улучшение материально-технической базы наших сельхозтоваропризводителей и переработчиков, а также субсидирование мероприятий по продвижению продукции. В частности, регион намерен компенсировать расходы на внедрение системы ХАССП, часть затрат на оформление деклараций и сертификатов соответствия продукции.

«Помощь, содействие в организации сбыта наших товаропроизводителей — это сегодня, по сути, главнейший вопрос и главнейшая проблема, — считает министр сельского хозяйства Иркутской области Илья Сумароков. — Мы научились производить, более менее научились перерабатывать, а вот продавать правильно продукты еще не все умеем».

Известно, что по итогам 2017 года Иркутская область произвела сельскохозяйственной продукции на 65,99 млрд рублей. Индекс производства составил 101,1%.

На встрече с участием Х5 Retail Group свою продукцию презентовали пять местных компаний: СХ ПАО «Белореченское», АО «Каравай», ООО «Янта Т»,ООО «Фабрика мороженого «Ангария» и ООО «Саянский бройлер». И все они заинтересовали ретейлера.

«Обычно в результате таких встреч максимум три компании практически сразу получают согласие на вхождение в сетевой формат, здесь сразу пять. Это подтверждение тому, что уровень местных производителей очень высок, поэтому я надеюсь, что продукты из Приангарья скоро будут на полках магазинов других регионов», — осталась довольна результатом Елена Дыбова.

Однако она отметила, что сотрудничество с мощными торговыми сетями не единственный ориентир в развитии сбыта. «Мы очень благодарны Х5 Retail Group как первому «сетевику», который поддержал наш проект, — завила Елена Дыбова. — И мы вместе будем помогать нашим производителям заходить в сетевые форматы. Но я должна вам сказать, что сети — это не самый главный рынок, на который сегодня нужно выходить. Не все могут справляться с требованиями в части цены, логистики, объемов, снижения издержек. Да это и не нужно. По большому счету, у нас огромное количество малого и микробизнеса, который может идти другим путем. Есть иные форматы. С другой маржой, под другой ассортимент. Почему многие возможности не используются региональными производителями? Почему фабрике «Ангария» не запустить вместе с партнерами сеть фирменных кафе-мороженое? Почему в отеле Marriott в Иркутске нет местного творога, сметаны? А Danon есть!»

Ольга Брайт