Дружба с сетями или механизм «все сделай сам»?
Представитель крупной российской розничной компании X5 Retail Group — директор по взаимодействию с органами государственной власти Станислав Наумов побывал в Иркутске и 15 октября встретился с товаропроизводителями Приангарья. В совещании также приняли участие вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова, президент ТПП Восточной Сибири Алексей Соболь, министр сельского хозяйства Иркутской области Илья Сумароков.
Основной темой для обсуждения стали возможности, которые дает аграриям и предприятиям АПК федеральный проект ТПП РФ «АГРО «За качество!». Алексей Соболь назвал этот проект «весьма любопытным», ведь он нацелен на помощь предприятиям малого и среднего бизнеса, на их «доращивание» до соответствия жестким требованиям, которые предъявляют к поставщикам перспективные рынки — и контракты по госзакупкам, и крупные российские ретейлеры, и возможные экспортные партнеры.
При этом представители ТПП были не склонны идеализировать ситуацию. Не всегда востребованным оказывается именно самый качественный товар. По оценкам экспертов, не менее четверти продовольственной продукции на российском рынке — фальсификат. И этот фальсификат оказывается на полках супермаркетов, на кухнях детсадов, больниц, школ… А добросовестные производители не могут пробиться через темные схемы.
Всем выйти из тени
«Когда мы продумывали наш проект, то понимали: в ответ на те вызовы, с которыми сталкиваются региональные производители, система должна предложить реальные, действенные инструменты, помогающие предприятиям соответствовать реалиям рынка, — заявила на совещании в Иркутске Елена Дыбова. — На самом деле рынок питания огромный. В нашей стране и за рубежом».
При этом вице-президент ТПП напомнила: не стоит рассчитывать на то, что за границей нас ждут с распростертыми объятиями. Конкуренция везде высока. И важно совместными усилиями добиваться того, чтобы эта конкуренция была максимально честной. Тогда и будут побеждать производители как раз качественных товаров.
Для примера Елена Дыбова привела рынок поставок продуктов питания в социальные учреждения. В России объем этого рынка, как сообщает ТПП, от 400 до 684 млрд руб. Именно на закупках для социальных учреждений на старте своего совместного с производителями проекта сфокусировалась Торгово-промышленная палата.
Количество организаций пищевой и перерабатывающей промышленности Иркутской области в разрезе по основным отраслям*
№ п/п | Отрасли | Всего |
1.0 | Производство пищевых продуктов, включая напитки | 566 |
1.1 | Производство мяса и мясопродуктов | 120 |
1.2 | Переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов | 20 |
1.3 | Переработка и консервирование фруктов и овощей | 12 |
1.4 | Производство растительных и животных масел и жиров | 2 |
1.5 | Производство молочных продуктов | 58 |
1.6 | Производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов |
15 |
1.7 | Производство готовых кормов для животных | 9 |
1.8 | Производство прочих пищевых продуктов | 232 |
1.9 | Производство напитков | 98 |
* По данным Министерства сельского хозяйства Иркутской области
«Мы увидели, что критерий самой низкой цены там, как правило, основной. Вы и сами об этом знаете. Но это недопустимо. Это убивает все, что касается отечественных производителей качественных продуктов питания, — доложила Дыбова. — Мы понимаем, какое огромное количество денег — около 35% — теряется на этом рынке за счет длинных цепочек посредников и перекупщиков. Как открыть доступ к поставкам непосредственно для производителей, которые считают сферу госзакупок одной из самых коррумпированных? Решение этого вопроса мы обозначили как задачу нашего проекта. Появился реестр поставщиков качественной продукции. Сейчас речь идет о создании института предквалификации. Убеждена, что в торгах по продуктам питания должны участвовать производители, которые могут доказать соответствие продукции стандартам качества и безопасности».
Стартовал пилот проекта ТПП во Владимирской области. Именно там эксперты решили проверить сливочное масло, которое поставляли в детские сады по довольно высокой цене, а животного жира, как оказалось, в масле не было вообще. Нормальная ли эта ситуация? Вряд ли.
«В итоге экспертами ТПП Владимирской области за два года было проведено 1 355 экспертиз более чем в 60 социальных учреждениях области. Прекращены поставки фальсификата на сумму 6 000 980 руб. По итогам судебных разбирательств уже расторгнуты контракты на сумму 4 000 617 руб.», — подтвердила цифрами эффективность пилотного проекта Елена Дыбова. Она сообщила, что ТПП решила расширить идею и проанализировать ситуацию на других рынках, чтобы понять, как еще можно усилить возможности сбыта для отечественных производителей.
«Встречаясь с людьми в регионах, мы каждый раз слышали один и тот же вопрос: «У нас все есть, мы научились производить и перерабатывать, но у нас нет рынков. Куда девать продукцию? Я загружен на 30, 40, 50, в лучшем случае на 60%». Есть возможность расти. Кто будет все это покупать? — объяснили представители ТПП. — Мы решили, что будем предлагать несколько вариантов решений, способствующих продвижению российской продукции на рынки, повышению ее привлекательности».
Борьба за качество: кто побеждает?
В итоге появился федеральный проект ТПП РФ «АГРО «За качество!» в том виде, в котором он развивается сейчас. Активное участие в нем принимают торгово-промышленные палаты Владимирской, Тюменской, Ленинградской, Смоленской области, Ставропольского и Краснодарского краев. Подключаются другие территории.
Проект поддержала Х5 Retail Group, а в августе нынешнего года ТПП и ретейлер подвели первые итоги взаимодействия. Партнеры тогда отметили, что осуществлен первый этап дорожной карты реализации подписанного между ТПП РФ и Х5 Retail Group соглашения о сотрудничестве. Эксперты палат пилотных регионов провели первые аудиты в рамках проекта «АГРО «За качество!» во взаимодействии с розничной компанией.
«Мы должны отработать и найти ту оптимальную схему взаимодействия, когда соблюдаются интересы всех сторон. Прежде всего это интересы региональных производителей качественной продукции, которые готовы подтвердить высокое качество технологических процессов своего производства и претендовать на то, чтобы поставлять свою продукцию в сеть Х5 Retail Group, — пояснила Елена Дыбова. — Вторая сторона — это Х5 Retail Group, которая старается максимально высоко держать планку продукции сети и поддерживать свой имидж поставщика высококачественной продукции, произведенной в том числе российскими производителями. Третья сторона — это ТПП РФ со столетней историей, которая зарекомендовала себя как система с высокими экспертными возможностями — более 4 тысяч экспертов в России».
Показатели производства в Иркутской области за 2017 год*
Наименование | Количество | % к 2016 году |
Зерно | 871,6 тыс. т | 112,6 |
Картофель | 567,6 тыс. т | 93,5 |
Овощи | 146,3 тыс. т | 94,5 |
Мясо | 157,5 тыс. т | 101,2 |
Молоко | 457,6 тыс. т | 100,9 |
Яйца | 1004,5 млн шт. | 100,9 |
* По данным Министерства сельского хозяйства Иркутской области
После подписания соглашения о сотрудничестве за шесть месяцев партнеры смогли совместно провести выездные советы рынка в семи регионах России: Владимирской, Смоленской, Тюменской, Ленинградской, Орловской областях, Краснодарском и Ставропольском краях.
«Это были очень интересные встречи, новые знакомства. Я благодарен тем из вас, кто звонил и писал мне на электронную почту. Мероприятия прошли результативно. По каждому из регионов, где мы провели пилотные заседания совета рынка. Осуществляются процедуры аудита тех, кто захотел принять участие в нашем уже совместном проекте «АГРО «За качество!». Мы ведем активную подготовку к договорной кампании 2019 года, — отметил Станислав Наумов. — Я надеюсь, что региональные представители Х5 Retail Group продолжат взаимодействие с производителями — членами ТПП на местах. И их продукция займет в 2019 году полки Х5 Retail Group, а сами предприятия смогут стать успешными участниками конкурсов по государственному и муниципальному заказу. В этом как раз заключается «ноу-хау» нашего проекта и его экономическая привлекательность».
Также инициаторы проекта сообщили, что озадачились корректировкой и упрощением чек-листа аудита за счет исключения избыточных требований к производителям. Параллельно должна заработать школа поставщика Х5 Retail Group. К настоящему моменту в той же Владимирской области поставщиками Х5 стали 26 региональных производителей.
Опыт пилотных регионов в ближайшей перспективе будет перенесен и на Приангарье.
Не «даноном» единым
По итогам совещания в Иркутске стало известно, что Иркутская область станет девятым участником федерального проекта ТПП РФ «АГРО «За качество!».
«Помощь, содействие в организации сбыта наших товаропроизводителей — это сегодня, по сути, главнейший вопрос и главнейшая проблема, — считает министр сельского хозяйства Иркутской области Илья Сумароков. — Мы научились производить, более менее научились перерабатывать, а вот продавать правильно продукты еще не все умеем».
Известно, что по итогам 2017 года Иркутская область произвела сельскохозяйственной продукции на 65,99 млрд рублей. Индекс производства составил 101,1%.
На встрече с участием Х5 Retail Group свою продукцию презентовали пять местных компаний: СХ ПАО «Белореченское», АО «Каравай», ООО «Янта Т»,ООО «Фабрика мороженого «Ангария» и ООО «Саянский бройлер». И все они заинтересовали ретейлера.
«Обычно в результате таких встреч максимум три компании практически сразу получают согласие на вхождение в сетевой формат, здесь сразу пять. Это подтверждение тому, что уровень местных производителей очень высок, поэтому я надеюсь, что продукты из Приангарья скоро будут на полках магазинов других регионов», — осталась довольна результатом Елена Дыбова.
Однако она отметила, что сотрудничество с мощными торговыми сетями не единственный ориентир в развитии сбыта. «Мы очень благодарны Х5 Retail Group как первому «сетевику», который поддержал наш проект, — завила Елена Дыбова. — И мы вместе будем помогать нашим производителям заходить в сетевые форматы. Но я должна вам сказать, что сети — это не самый главный рынок, на который сегодня нужно выходить. Не все могут справляться с требованиями в части цены, логистики, объемов, снижения издержек. Да это и не нужно. По большому счету, у нас огромное количество малого и микробизнеса, который может идти другим путем. Есть иные форматы. С другой маржой, под другой ассортимент. Почему многие возможности не используются региональными производителями? Почему фабрике «Ангария» не запустить вместе с партнерами сеть фирменных кафе-мороженое? Почему в отеле Marriott в Иркутске нет местного творога, сметаны? А Danon есть!»
Ольга Брайт