Другая музыка «Звезд на Байкале»

Приезд легендарных французских актеров Фанни Ардан и Жерара Депардье стал по-настоящему сенсационным событием для Иркутска. Многие просто не поверили своим глазам, когда увидели их имена на афишах фестиваля «Звезды на Байкале». Интриговало и название спектакля — «Музыка двоих», вроде бы вместе эти артисты не были замечены в музыкальных постановках. Впрочем, довольно быстро выяснилось, что их выступление никак не связано с музыкой. Или почти не связано.

В Москве эту постановку увидят лишь в октябре и по гораздо более высоким ценам.

«Театральное искусство и музыка очень близки. Если человек связан со сценой, это всегда театр, — объяснил ставшее неожиданным для многих решение пригласить на музыкальный фестиваль драматических актеров его художественный руководитель, народный артист России Денис Мацуев. — Как говорил великий пианист Святослав Рихтер, каждое его выступление — это театр. Потому что владение залом — это прежде всего театральное искусство».

Денис Мацуев не спроста назвал выступление знаменитого дуэта в Иркутске историческим событием. Скажем честно, вряд ли оно могло состояться, если бы не фестиваль «Звезды на Байкале», почетными гостями которого стали Фанни Ардан и Жерар Депардье. Более того, показ этого спектакля был первым в России — например, в Москве эту постановку увидят лишь в октябре и по гораздо более высоким ценам (на момент написания текста билеты в Театр эстрады, где состоится показ, стоили от пяти до 18 тыс. рублей).

Ардан и Депардье привезли в Иркутск спектакль по произведению Маргерит Дюрас, одной из самых известных французских писательниц. Пьеса «Вторая музыка», написанная в 1985 году, считается вершиной ее драматургического наследия и является своеобразным продолжением ее же пьесы «Музыка» 1965 года. Здесь всего два персонажа, мужчина и женщина, которые встретились в гостинице, чтобы обсудить предстоящий развод. Спектакль поставила сама Фанни Ардан, уже не первый год пробующая свои силы в кино- и театральной режиссуре. Правда, сама она высказалась о своей работе достаточно скромно. «Я не могу сказать, что это полноценная режиссура, — призналась она АН. — Мы просто знакомим иркутскую публику с этим произведением. Я думаю, что это самая лучшая для нас с Жераром возможность приехать сюда именно в таком качестве — привезти одного из важнейших французских авторов современности, показать эту простую жизненную ситуацию, не требующую большой подготовки и декораций. Просто слова, эмоции и, может быть, тишина».

Действительно, движущей силой этой пьесы, как и всего спектакля в целом, является вовсе не действие, а скорее паузы, которые повисают между репликами персонажей. Умение с помощью таких пауз держать в напряжении весь зрительный зал — задача для больших артистов, которыми, без сомнения, и являются Ардан и Депардье. Все, что происходит на сцене, — это беседа двух немолодых людей, которые прожили вместе не одно десятилетие и, как оказалось, многое друг о друге не знали. Этот разговор мучителен для обоих, но необходим для того, чтобы понять, что они все еще любят друг друга и тем не менее не могут быть вместе.

Считается, что ставить пьесы Дюрас практически невозможно, потому что она строит свои истории не на сюжете, а на эмоциях и внутреннем напряжении. В этом смысле спектакль, созданный Фанни Ардан по «Второй музыке», несмотря на отсутствие режиссуры, удался благодаря игре великолепных артистов.